РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июня 2023 года г. Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Горбаневой Т.В.,
при секретаре Киселеве С.С.,
с участием представителя истца Соколова О.С. по доверенности Климовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2–649/2023 (УИД 71RS0021-01-2023-000632-83) по иску Соколова Олега Сергеевича к администрации муниципального образования Узловский район о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования по закону,
установил:
Соколов О.С. обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора передачи от 20.12.2000 года № <адрес> была передана в порядке приватизации в совместную собственность ФИО1 и ФИО2. Право собственности зарегистрировано в администрации г. Узловая 26.12.2000 года, однако регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не произведена. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 Наследником, принявшим наследство после его смерти, являлась супруга ФИО1, проживавшая совместно с супругом на день его смерти. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, после смерти которой открылось наследство в виде вышеуказанной квартиры. Завещания ФИО1 не оставила, наследников по закону первой очереди к ее имуществу нет. Он приходится умершей братом, в установленный законом срок н обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и оформил часть наследственного имущества в виде гаража. Полагает, что ФИО2 и ФИО1, заключив договор передачи жилого помещения, совершили действия, свидетельствующие об их намерении воспользоваться правом приватизации занимаемого жилого помещения, однако в силу юридической неграмотности процесс приватизации не был доведен ими до конца. При таких обстоятельствах просил определить доли участников общей совместной собственности на <адрес> ФИО2 и ФИО1 принадлежащими по 1\2 доли каждому; включить 1\2 долю в праве собственности на <адрес> в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ; включить 1\2 долю в праве собственности на ту же квартиру в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним право собственности на указанную квартиру в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, принявшей наследство, но не оформившей своих наследственных прав после смерти супруга ФИО2
Истец Соколов О.С., представитель ответчика администрации муниципального образования Узловский район в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истца Соколова О.С. по доверенности Климова А.А. в судебном заседании заявленные ее доверителем требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что по договору передачи от 20.12.2000 года № <адрес> была передана в порядке приватизации в совместную собственность ФИО1 и ФИО2.
Указанный договор передачи был зарегистрирован администрацией г. Узловая и Узловского района 26.12.2000 года за №, однако государственная регистрация договора и перехода права собственности не произведены.
Спорная квартира, общей площадью 30,8 кв.м., поставлена на кадастровый учет кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2
Единственным наследником, принявшим наследство после его смерти являлась супруга ФИО1, которая приняла наследство, поскольку проживала совместно с супругом на день его смерти.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1
Завещания ФИО1 не оставила, наследников по закону первой очереди к ее имуществу не установлено.
Как следует из материалов наследственного дела №, после смерти ФИО1 в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства обратился наследник по закону второй очереди - брат наследодателя Соколов О.С., истец по настоящему делу.
06.04.2023 года нотариусом Узловского нотариального округа Савельевой Е.А. на имя Соколова О.С. выдано Свидетельство о праве на наследство по закону на часть наследственного имущества – гараж, перешедший к ней в порядке наследования после смерти супруга ФИО2
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 названного закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом, как указал Пленум, необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Судом достоверно установлено, что при жизни ФИО2 и ФИО1 обратились в уполномоченный жилищный орган с заявлением о передаче им в собственность жилого помещения в порядке приватизации, представили все документы для оформления приватизации квартиры, заключили договор передачи недвижимого имущества и зарегистрировали его в администрации муниципального образования, тем самым, ими были совершены необходимые и достаточные меры для того, чтобы <адрес> перешла в их собственность, однако, приобретение жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации не было завершено при их жизни.
Оснований для отказа в приватизации жилого помещения последним не имелось.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО2 и ФИО1 фактически приобрели право собственности на спорную квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу п.5 ст. 244, п.1 ст. 245 ГК РФ по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Согласно ст. 3.1. Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Как следует из материалов дела, при жизни ФИО2 и ФИО1 долевая собственность на спорную квартиру не устанавливалась.
Спора о размерах долей сособственников не имелось и не имеется, в связи с чем доли участников совместной собственности в вышеуказанной квартире должны быть признаны равными, принадлежащими по 1\2 каждому из умерших сособственников.
Таким образом, после смерти ФИО2 открылось наследство в виде 1/2 доли в праве на вышеуказанную квартиру, которая подлежит включению в наследственную массу.
Согласно ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленным настоящим кодексом.
В состав наследства, согласно ст. 1112 ГК РФ, входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Сроки принятия наследства установлены в ст. 1154 ГК РФ, в соответствии с ч. 1 которой наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст.ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как установлено судом, наследник ФИО2 по закону первой очереди – ФИО1 ( супруга) приняла наследство после смерти наследодателя, в том числе, 1\2 долю в праве на спорную квартиру, поскольку на день смерти наследодателя проживала совместно с ним.
Соответственно, 1\2 доля в праве на вышеуказанное жилое помещение, принадлежавшая ФИО1, умершейДД.ММ.ГГГГ, и 1\2 доля, перешедшая к ней в порядке наследования после смерти супруга, также подлежат включению в наследственную массу и должны перейти в собственность ее наследника Соколова О.С. в порядке наследования по закону.
По приведенным данным заявленные Соколовым О.С. исковые требования суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Соколова Олега Сергеевича (паспорт №) удовлетворить.
Определить доли участников общей совместной собственности на <адрес> ФИО2 и ФИО1 равными, то есть, принадлежащими по 1\2 доли каждому.
Включить 1\2 долю в праве собственности на <адрес> в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Включить 1\2 долю в праве собственности на <адрес> в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Соколовым Олегом Сергеевичем право собственности на квартиру, общей площадью 30,8 кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, принявшей наследство, но не оформившей своих наследственных прав после смерти супруга ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.06.2023 года.
Председательствующий Т.В. Горбанева