Дело № 2-4105/2023
03RS0004-01-2022-004513-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2023 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Романовой Ю.Б.,
при секретаре судебного заседания Гуслине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скиданова А. А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан, ФСИН России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Скиданов А.А. (далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан (далее по тексту – ответчик) о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ, Скиданов А. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был осужден Вахитовским районным судом г. Казани в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ и был приговорен к двум годам лишения свободы в колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГГГ был этапирован в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ.
При досмотре и обыске у Скиданова А.А. был изъят сотовый телефон №» серебристого цвета в силиконовом чехле с 2-мя сим-картами Теле 2 и портативным зарядным устройством серого цвета. Данные об изъятии были зафиксированы в журнале досмотра и изъятия вещей, была выдана квитанция.
ДД.ММ.ГГГГ был этапирован из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области.
ДД.ММ.ГГГГ Скиданов А.А. обратился в Прокуратуру Республики Башкортостан с заявлением по факту хищения сотового телефона.
Согласно надзорного производства по обращениям осужденного Скиданова А.А. следует, что при поступлении Скиданова А.А. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ его сотовый телефон «№ две сим-карты и зарядное устройство, запрещенные для хранения в учреждении, переданы в материальный склад.
ДД.ММ.ГГГГ личные вещи осужденного Скиданова А.А. были направлены администрацией следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ почтой России в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Из представленного в материалы дела сопроводительного письма начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомляет, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан рассмотрено и удовлетворено представление Прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В связи с чем, истец полагает, что ему был причинен моральный вред, которые он оценивает в 500000 рублей.
На основании вышеизложенного, истец просит суд взыскать с УФСИН России по Республике Башкортостан компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФСИН России по Республике Башкортостан.
В судебном заседании представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан Строкин А.А. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Прокуратуры Республики Башкортостан Михайлов П.С. решение суда оставил на усмотрение суда.
Истец Скиданов А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен должным образом, причина неявки неизвестна.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены должным образом, причина неявки неизвестна.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, Скиданов А. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был осужден Вахитовским районным судом г. Казани в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ и был приговорен к двум годам лишения свободы в колонии строгого режима.
ДД.ММ.ГГГГ был этапирован в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан.
Согласно надзорного производства по обращениям осужденного Скиданова А.А. следует, что при поступлении Скиданова А.А. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан его сотовый телефон «Хонор», две сим-карты и зарядное устройство, запрещенные для хранения в учреждении, переданы в материальный склад.
ДД.ММ.ГГГГ был этапирован из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Согласно сопроводительной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ личные вещи осужденного Скиданова А.А., сотовый телефон «№», две сим-карты Теле 2, партативное зарядное устройство были направлены администрацией следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ почтой России в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ Скиданов А.А. обратился в Прокуратуру Республики Башкортостан с заявлением по факту хищения сотового телефона.
Прокуратурой Республики Башкортостан была проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан.
Проверкой установлено, что в следственном изоляторе допускаются нарушения требований статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающие право граждан на благоприятную среду обитания и создание заключенным под стражу надлежащих материально-бытовых условий.
В результате проверки Прокуратурой Республики Башкортостан в адрес ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан было вынесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из представленного в материалы дела сопроводительного письма начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомляет, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан рассмотрено и удовлетворено представление Прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст.1071 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 ГК РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку судом был установлен факт причинения вреда, факт наличия нравственных страданий истца, то имеются основания для взыскания в пользу Скиданова А.А. компенсации морального вреда.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени причиненных физических и нравственных страданий, индивидуальных особенностей истца, принципа разумности и справедливости, суд считает, что моральный вред подлежит возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в сумме 500 рублей.
Таким образом, исковые требования Скиданова А. А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан, ФСИН России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
суд
решил:
исковые требования Скиданова А. А., удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Скиданова А. А. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
В удовлетворении исковых требований Скиданова А. А. в остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан.
Судья Ю.Б. Романова