УИД 22RS0042-01-2024-000316-92
Дело №2-230/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2024 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
при секретаре Крючковой Д.В.,
с участием заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в Родинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий.
В обоснование исковых требований указал, что Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).
В силу п.25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности;
в) организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);
г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму;
д) обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);
е) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
з) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п.п. «д», «з» п. 25 Требований, здание МБУК «МКЦ» (с.Родино, ул. Ленина 234), здание Степновского СДК (с. Степное, ул. Садовая,9), здание Степно – Кучукского СДК (с.Степной Кучук, ул. Гагарина,3), здание Мирненского ДК (п. Мирный, ул. Ленина,19а), здание Зеленолуговского СДК (с. Зеленый Луг, ул. Степная,20), здание Покровского СДК (с. Покровка, ул. Аврамкова,73), здание Шаталовского СДК (с. Шаталовка, пер. Западный,1А), здание Центральной районной библиотеки (с.Родино, ул. Советская,6), не обеспечены инженерно – техническим укреплением здания; объекты системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (помещений) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не оборудованы.
Кроме того, в нарушение п.п. «з» п. 25 Требований, Родинский районный музей им А.С. Цыбинова не обеспечен инженерно – техническим укреплением здания, объект системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (помещения) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не оборудован.
Согласно п. 26 Требований, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Согласно паспортам антитеррористической безопасности, следующим объектам присвоена 2 категория опасности: здание МБУК «МКЦ» (с.Родино, ул. Ленина 234), здание Степновского СДК (с. Степное, ул. Садовая,9), здание Степно – Кучукского СДК (с.Степной Кучук, ул. Гагарина,3), здание Мирненского ДК (п. Мирный, ул. Ленина,19а), здание Зеленолуговского СДК (с. Зеленый Луг, ул. Степная,20), здание Покровского СДК (с. Покровка, ул. Аврамкова,73), здание Шаталовского СДК (с. Шаталовка, пер. Западный,1А), здание Центральной районной библиотеки (с.Родино, ул. Советская,6). Однако в нарушение вышеназванного пункта Требований, физическая охрана данных объектов отсутствует.
Таким образом, мероприятия по антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов организованы не в полной мере, что может повысить потенциальный риск совершения террористических акций на объекте. Выявленные нарушения являются существенными и стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей работниками указанных учреждений, а также ненадлежащего контроля за их деятельностью со стороны руководства.
В целях устранения нарушений прокуратурой района 26.03.2024 было внесено представление главе Родинского района, которое рассмотрено, но в части указанных нарушений не удовлетворено.
Несоблюдение названных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность, охрану жизни и здоровья, влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности на объекте и в случае совершения на его территории преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края (ИНН 2267004602, ОГРН 1062235000080) обеспечить инженерно-техническим укреплением, физической охраной объектов, оборудовать объекты системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (помещений) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здания МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края, а именно:
- здание МБУК «МКЦ» (с.Родино Родинского района, ул. Ленина 234), здание Степновского СДК (с. Степное Родинского района, ул. Садовая,9), здание Степно – Кучукского СДК (с. Степной Кучук Родинского района, ул. Гагарина, 3), здание Мирненского ДК (п. Мирный Родинского района, ул. Ленина, 19а), здание Зеленолуговского СДК (с. Зеленый Луг Родинского района, ул. Степная,20), здание Покровского СДК (с. Покровка Родинского района, ул. Аврамкова,73), здание Шаталовского СДК (с. Шаталовка Родинского района, пер. Западный, 1А), здание Центральной районной библиотеки (с.Родино Родинского района, ул. Советская,6), здание Родинского районного музея им А.С. Цыбинова (с. Родино Родинского района, ул. Советская, 4).
Заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме и привела доводы, изложенные в исковом заявлении, не возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда сроком на один год с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Гугля И.И. в судебном заседании исковые требования признал, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на один год с момента вступления решения в законную силу.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о противодействии терроризму, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Пунктом «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).В силу п.25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности;
в) организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);
г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму;
д) обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);
е) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
з) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Прокуратурой Родинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности объекта культуры – здания МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края, расположенного по адресу: ул. Ленина, 234, с. Родино Родинского района Алтайского края.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п.п. «д», «з» п. 25 Требований, здание МБУК «МКЦ» (с.Родино, ул. Ленина 234), здание Степновского СДК (с. Степное, ул. Садовая,9), здание Степно – Кучукского СДК (с.Степной Кучук, ул. Гагарина,3), здание Мирненского ДК (п. Мирный, ул. Ленина,19а), здание Зеленолуговского СДК (с. Зеленый Луг, ул. Степная,20), здание Покровского СДК (с. Покровка, ул. Аврамкова,73), здание Шаталовского СДК (с. Шаталовка, пер. Западный,1А), здание Центральной районной библиотеки (с.Родино, ул. Советская,6), не обеспечены инженерно – техническим укреплением здания; объекты системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (помещений) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не оборудованы.
Кроме того, в нарушение п.п. «з» п. 25 Требований, Родинский районный музей им А.С. Цыбинова не обеспечен инженерно – техническим укреплением здания, объект системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (помещения) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не оборудован.
Согласно п. 26 Требований, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Согласно паспортам антитеррористической безопасности, следующим объектам присвоена 2 категория опасности: здание МБУК «МКЦ» (с.Родино, ул. Ленина 234), здание Степновского СДК (с. Степное, ул. Садовая,9), здание Степно – Кучукского СДК (с.Степной Кучук, ул. Гагарина,3), здание Мирненского ДК (п. Мирный, ул. Ленина,19а), здание Зеленолуговского СДК (с. Зеленый Луг, ул. Степная,20), здание Покровского СДК (с. Покровка, ул. Аврамкова,73), здание Шаталовского СДК (с. Шаталовка, пер. Западный,1А), здание Центральной районной библиотеки (с.Родино, ул. Советская,6). Однако в нарушение вышеназванного пункта Требований, физическая охрана данных объектов отсутствует.
Таким образом, мероприятия по антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов организованы не в полной мере, что может повысить потенциальный риск совершения террористических акций на объекте. Выявленные нарушения являются существенными и стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей работниками указанных учреждений, а также ненадлежащего контроля за их деятельностью со стороны руководства.
В целях устранения нарушений прокуратурой района 26.03.2024 было внесено представление главе Родинского района с требованием рассмотреть указанное представление, устранить в установленный законом месячный срок указанные в представлении нарушения закона и не допускать из впредь, рассмотреть вопрос о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших указанные в представлении нарушения закона.
Согласно ответа на запрос от 19.04.2024 № 1454, предоставленного Администрацией Родинского района Алтайского края, МБУК «МКЦ» Родинского района приняты меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Получены коммерческий предложения от ООО «ЧАО «Альянс СБМ» на обеспечение учреждений культуры охранной сигнализацией и оснащение кнопкой тревожной сигнализации, монтажа в учреждениях культуры системы оповещения ГО и ЧС, рассматривается вопрос сотрудничества с ООО «ЧАО «Альянс СБМ» по физической охране данных объектов. В настоящий момент возможности привлечь ЧОП нет, так как в районный бюджет финансовые средства заложены не были, пропускной режим и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектного режима осуществляется собственными силами. При корректировке районного бюджета финансовые средства будут заложены в смету учреждения. Директору МБУК «МКЦ» Серому Е.С. объявлено замечание.
Приказом от 15.04.2024 № 6-Р председателя Комитета по культуре, спорту и молодежной политике Родинского района Алтайского края по результатам проверки прокуратуры Родинского района, на основании представления от 26.03.2024 № 02-47-024 за допущенные нарушения директору МБУК «МКЦ» Серому Е.С. объявлено замечание.
Таким образом, представление прокурора Родинского района от 26.02.2024 об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов культуры рассмотрено, но нарушения в настоящее время не устранены.
Несоблюдение названных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность, охрану жизни и здоровья, влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности на объекте и в случае совершения на его территории преступления террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Родинского района Алтайского края об обязании МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края обеспечить инженерно-техническим укреплением, физической охраной объектов, оборудовать объекты системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (помещений) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здания МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края, а именно: здание МБУК «МКЦ», здание Степновского СДК, здание Степно – Кучукского СДК, здание Мирненского ДК, здание Зеленолуговского СДК, здание Покровского СДК, здание Шаталовского СДК, здание Центральной районной библиотеки, здание Родинского районного музея им А.С. Цыбинова подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края (ИНН 2267004602, ОГРН 1062235000080) о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края (ИНН 2267004602, ОГРН 1062235000080) обеспечить инженерно-техническим укреплением, физической охраной объектов, оборудовать объекты системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (помещений) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации здания МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края, а именно:
- здание МБУК «МКЦ» (с.Родино Родинского района, ул. Ленина 234), здание Степновского СДК (с. Степное Родинского района, ул. Садовая,9), здание Степно – Кучукского СДК (с. Степной Кучук Родинского района, ул. Гагарина, 3), здание Мирненского ДК (п. Мирный Родинского района, ул. Ленина, 19а), здание Зеленолуговского СДК (с. Зеленый Луг Родинского района, ул. Степная,20), здание Покровского СДК (с. Покровка Родинского района, ул. Аврамкова,73), здание Шаталовского СДК (с. Шаталовка Родинского района, пер. Западный, 1А), здание Центральной районной библиотеки (с.Родино Родинского района, ул. Советская,6), здание Родинского районного музея им А.С. Цыбинова (с. Родино Родинского района, ул. Советская, 4).
Установить МБУК «Многофункциональный культурный центр» Родинского района Алтайского края срок для совершения указанных действий в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2024 года.
Председательствующий Г.В. Ожогина