Дело № 21-130/2023
РЕШЕНИЕ
16.02.2023г. г. Симферополь
Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу заведующего отделом государственного контроля (надзора) г.Алушта управления государственного контроля (надзора) Южно-Крымского региона Охотенко М.В. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16.12.2022 года по делу №12-184/2022,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением заведующего отделом государственного контроля (надзора) г.Алушта управления государственного контроля (надзора) Южно-Крымского региона Охотенко М.В. от 03.06.2022 года №021506-1072/04.2-20/079 Общество с ограниченной ответственностью «Соло ЛЛП» (далее ООО «Соло ЛЛП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 и ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 310000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Соло ЛЛП» обжаловало его в суд.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 16.12.2022года по делу №12-184/2022 постановление заведующего отделом государственного контроля (надзора) г.Алушта управления государственного контроля (надзора) Южно-Крымского региона Охотенко М.В. от 03.06.2022 года №021506-1072/04.2-20/079 отменено, производство по делу в отношении ООО «Соло ЛЛП» по ч.1 ст. 8.2 и ст. 8.39 КоАП РФ прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.
Не согласившись с указанным решением, заведующий отделом государственного контроля (надзора) г.Алушта управления государственного контроля (надзора) Южно-Крымского региона Охотенко М.В. обратился с жалобой, в которой просит решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16.12.2022 года по делу №12-184/2022 отменить, постановление заведующего отделом государственного контроля (надзора) г.Алушта управления государственного контроля (надзора) Южно-Крымского региона Охотенко М.В. от 03.06.2022 года №021506-1072/04.2-20/079 оставить без изменения.
В судебном заседании 16.02.2023 года представитель ООО «Соло ЛЛП» возражала против удовлетворения жалобы, указав на правильность выводов, изложенных в решении Алуштинского городского суда Республики Крым от 16.12.2022года по делу №12-184/2022.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ собранные по делу доказательства подлежат оценке исходя из всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, что отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.1 настоящей статьи и ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административных правонарушений, ответственность за совершения которых предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, представляет собой противоправные действия (бездействия), которые выражаются в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.
Ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч.1 ст. 58 Закона №7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии со ст. 59 Закона №7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 15.09.2016 года №2012 утверждены Положения о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения «Утес-Карасан».
Согласно п. 4.1 указанным Положениям на территории Парка запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на него задач и угрожающая его сохранению в том числе загрязнение и засорение территории Парка.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в рамках, рассмотрения обращения, поступившего в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее Министерство) от 17.01.2022 года посредством СЭД «Диалог» №945, а также с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных законами Российской Федерации, законами Республики Крым, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым требований в области обращения с отходами производства и потребления, в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, 09.02.2022 года проведено выездное обследование парка-памятника садово-паркового искусства «Утес-Карасан» по адресу: <адрес>, (далее Парк) земельный участок с кадастровым номером №, в ходе которого установлен факт несанкционированного складирования в юго-западной части Парка (ориентировочные географические координаты: СШ 44.588509, ВД 34.353260) отходов производства и потребления, которые по внешним, которые по визуальным признакам представляют собой отходы грунта, образовавшегося в результате осуществления землеройных работ. Данные отходы складированы навалом общей площадью около 265 кв. м на открытом грунте рельефа местности. На поверхности отходов грунта также выявлены отходы строительной деятельности (лом бетона в кусковой форме, фрагменты полиэтиленовой упаковки), отходы изделий из дерева и металла, утратившие потребительские свойства (фрагменты металлических труб, прутов, проволоки, деревянных досок и брусьев). Выявленные отходы грунта и строительной деятельности складированы в месте, не предназначенном для этих целей и вне специальных сооружений, используемых для сбора, накопления или размещения отходов. Кроме того, визуально установлено, что частичноуказанные отходы расположены в границах особо охраняемой природной территории парка-памятника садово-паркового искусства «Утес-Карасан», в непосредственной близости от места выявления отходов находится объект свершенного капитального строительства «Аю-Даг Реторт и СПА» (высотное здание этажностью более 20 этажей), строительство которого продолжалось на момент проведения обследования.
Должностными лицами Министерства вынесены определения о возбуждении двух дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований № 009/04.2-22/1 (по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ) и № 011 /04.2-22/1 (по ст. 8.39 КоАП РФ), в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, на территории которого выявлен факт несанкционированного складирования отходов строительной деятельности, находится в собственности ООО «Карасанский» и на территории указанного земельного участка также частично расположена зона с особыми условиями использования территории парка-памятника садово- паркового искусства «Утес-Карасан», Службой государственного строительного надзора Республики Крым ООО «Соло ЛЛП» выдано разрешение на выполнение строительных работ № РК11418019251, согласно которому ООО «Соло ЛЛП» (заказчик) и ООО «Индустрия развития» (генеральный подрядчик) разрешено осуществление строительства объекта «Многофункциональный гостиничныйкомплекс апартаментного типа 1 и 2 очередь строительства» по адресу: <адрес>. Также в ходе проведения административных расследований установлено, что 30.11.2021 года Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ООО «Соло ЛЛП» выдано разрешение на строительство № 91-RU93301000-1412-2021, в соответствии с которым ООО «Соло ЛЛП» разрешается проведение работ по реконструкции объекта капитального строительства «Строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа по адресу: <адрес> очереди строительства» сроком действия до 31.05.2025 года.
Согласно пояснениям директора ООО «Соло ЛЛП» Кучер Е.В. в соответствии с полученным разрешением на выполнение строительных работ от 29.06.2018 года №РК11418019251 с 2018 года по настоящее время ООО «Соло ЛЛП» осуществляется строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа «Аю-Даг Ресорт», который доложен по адресу: Республика Крым, г. Алушта, пгт. Партенит, ул. Васильченко, 6В. На текущий момент третья очередь строительства данного объекта введена в эксплуатацию, продолжается строительство 1 и 2 очередей (24 этажное здание гостиничного комплекса).
Директора ООО «Индустрия развития» Кутукова Э.В. 21.03.2022 года дал пояснения, согласно которым 29.05.2018 года между ООО «Индустрия развития» и ООО «Соло ЛЛП» заключен договор генерального подряда №29/05-2018 по объекту: «Строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа по адресу: <адрес> очереди строительства» (далее Договор), при выполнении условий которого ООО «Индустрия развития» на объекте строительства до 2021года выполняло работы исключительно по устройству железобетонных конструкций каркаса здания. Иные виды работ, в том числе, выполнение земляных работ по вышеуказанному объекту ООО «Индустрия развития» не осуществлялись.
Согласно п. 2.6 Договора заказчик (ООО «Соло ЛЛП) самостоятельно в рамках данного договора осуществляет земляные работы на объекте строительства («Строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа по адресу: <адрес> очереди строительства») и предоставляет генеральному подрядчику (ООО «Индустрия развития») фронт работ в соответствии с Графиком производства работ.
Сотрудники Министерства, исследовав предоставленные в ходе проведения административного расследования материалы, составили в отношении Общества 14.04.2022 года протоколы об административном правонарушении №021506 (по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ) и №021508 (по ст. 8.39 КоАП РФ).
В адрес Министерства от ООО «Соло ЛЛП» поступили возражения по делам об административных правонарушениях, согласно которым общество не считает себя виновным в совершении вменяемых ему административных правонарушениях указав, что им заключены договоры на оказание услуг по вывозу отходов от 13.11.2019 года №13/112019, возмездного оказания автотранспортных услуг специализированной техники от 02.05.2019 года №02/05, на вывоз строительных, крупногабаритных и растительных отходов от 21.07.2020 года №20/20.
По результатам изучения предоставленных ООО «Солло ЛПП» документов заведующим отделом государственного контроля (надзора) г.Алушта управления государственного контроля (надзора) Южно-Крымского региона Охотенко М.В. 03.06.2022 года вынесено постановление №021506-1072/04.2-20/079, которым первое признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 и ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 310000 рублей.
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым по результатам рассмотрения материалов дела №12-184/2022, вынося 19.12.2022 года решение о прекращении производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2, ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО «Соло ЛЛТ» в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления, исходил из того, что невозможно сделать безусловный вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2, ст. 8.39 КоАП РФ.
Однако указанные выводы судьи Алуштинского городского суда Республики Крым являются преждевременными исходя из следующего.
Как указано выше, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАПРФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1КоАПРФ).
Ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
Вопрос об установлении правонарушителя имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Согласно с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На необходимость правильного установления правонарушителя указывает Верховный Суд Российской Федерации в п. 60 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25. 11. 2020 года.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в ходе проведения административных расследований по факту несанкционированного складирования в юго-западной части Парка (ориентировочные географические координаты: СШ 44.588509, ВД 34.353260) отходов в виде грунта и отходов строительной деятельности на общей площади 265 кв. м на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, находящемся в собственности ООО «Карасанский», который частично расположен в зоне с особыми условиями использования территории парка-памятника садово- паркового искусства «Утес-Карасан», сотрудниками контролирующего органа установлено, что согласно пояснениям директора ООО «Индустрия развития» Кутукова Э.В. от 21.03.2022 года, 29.05.2018 года между ООО «Индустрия развития» и ООО «Соло ЛЛП» заключен договор генерального подряда №29/05-2018 по объекту: «Строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа по адресу: <адрес> очереди строительства» (далее Договор), согласно условиям которого первое до 2021 года выполняло работы исключительно по устройству железобетонных конструкций каркаса здания. Согласно п. 2.6 Договора ООО «Соло ЛЛП» самостоятельно осуществляло земляные работы на объекте строительства («Строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа по адресу: <адрес> очереди строительства»).
В ходе проведения административного расследования заместитель управляющего директора ООО «Карасан» Голячеико Н.Г. и инженер садово- паркового хозяйства ООО «Карасан» или, что отходы строительства, которые образовались в результате строительно-монтажных работ на объекте «Строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа по адресу: <адрес> очереди строительства», а именно, фрагменты металлических конструкций, изделий из дерева, утративших потребительские свойства, отходы полиэтиленовой упаковки, отходы бетона в кусковой форме и др., в период времени с июля 2021года по май 2022 года ООО «Соло ЛЛП» складировались самовольно (без согласования и получения соответствующего разрешения ООО «Карасанский» или ООО «Карасан») на территории земельного участка с кадастровым номером №.
Кроме того 30.11.2021 года Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ООО «Соло ЛЛП» выдано разрешение на строительство № 91-RU93301000-1412-2021, в соответствии с которым ООО «Соло ЛЛП» разрешается проведение работ по реконструкции объекта капитального строительства «Строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа по адресу: <адрес> очереди строительства» сроком действия до 31.05.2025 года.
Материалы дела свидетельствуют о том, что между ООО «Соло ЛПП» и ООО«Эко-Система»13.11.2019 года заключен договор на оказание услуг по вывозу отходов №13/112019, предметом которого явилось оказание услуг по вывозу строительного мусора,кроме того, с ООО «Технополис» 02.05.2019 года заключен договор № 02/05, предметом которого являлось оказание автотранспортных услуг специализированной техники для выполнения строительно- монтажных погрузочно-разгрузочных и землеройных работ.
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым в ходе рассмотрения дела №12-184/2022 ограничился констатацией факта заключения указанных выше договоров, не дав при этом оценку не только обстоятельствам выполнения их условий сторонами, но и установленным при рассмотрении материалов дела обстоятельствам того, что Службой государственного строительного надзора Республики Крым ООО «Соло ЛЛП» выдано разрешение на выполнение строительных работ № РК11418019251, согласно которому ООО «Соло ЛЛП» и ООО «Индустрия развития» разрешено осуществление строительства объекта «Многофункциональный гостиничныйкомплекс апартаментного типа 1 и 2 очередь строительства» по адресу: <адрес> а также тому, что Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым ООО «Соло ЛЛП» выдано разрешение на строительство № 91-RU93301000-1412-2021, в соответствии с которым ООО «Соло ЛЛП» разрешается проведение работ по реконструкции объекта капитального строительства «Строительство многофункционального гостиничного комплекса апартаментного типа по адресу: <адрес> очереди строительства» сроком действия до 31.05.2025 года, не исследовав вопрос осуществления земляных работ, вывоза грунта и остатков материалов, что свидетельствует о нарушении требований ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16.12.2022 года по делу №12-184/2022 подлежит отмене.
Однако, при решении вопроса о возвращении дела на новое рассмотрение необходимо учитывать следующее.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.39 КоАП РФ составляет один год с момента совершения административного правонарушения.
Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что 09.02.2022 года проведено выездное обследование парка-памятника садово-паркового искусства «Утес-Карасан» по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, в ходе которого в юго-западной части Парка (ориентировочные географические координаты: СШ 44.588509, ВД 34.353260) установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления.
При таких обстоятельствах срок привлечения ООО «Соло ЛЛП» к административной ответственности по ч.1 ст.8.2, ст. 8.39 КоАПРФ истек 09.02.2023 года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6. ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16.12.2022 года по делу №12-184/2022 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2, ст. 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Соло ЛЛП» прекратить на основании п.3ч.1 ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В.Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>