№ 2 - 25/2021
УИД – 02RS0№-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Онгудай 08 февраля 2021 года
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Штанаковой Т.К.
при секретаре Тоновой У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Онгудайского района Республики Алтай, в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа», с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, Отдела образования Администрации МО «Онгудайский район» о признании незаконным бездействия и обязании обустроить здание школы устройством молниезащиты в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Онгудайского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился к МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа» о признании незаконным бездействия и обязании обустроить здание школы устройством молниезащиты в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа» требований федерального законодательства в сфере противопожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что здание МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа», расположенное по адресу: <адрес> А <адрес> Республики Алтай в нарушение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденного приказом Минстроя России от 17 сентября 2019 г. N 546/пр, СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 года № 280, устройством молниезащиты не оборудовано. Неприятие мер по обустройству здания МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа» устройством молниезащиты ставит под угрозу жизни и здоровье как обучающихся, так и работников школы.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Мечушев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа», третьего лица - Отдела образования Администрации района (аймака) МО «Онгудайский район» Чадина А.С. в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами ( п. 2 ч.3 статьи 28 Закона).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
Частью 3 ст.3, п.8 ч.1 ст.41 Закона установлено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципе приоритета жизни и здоровья человека. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 20 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
На основании ст. 5.1 Федерального закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение названного положения Закона N 384-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 04.07.2020 года № 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В силу п. 68 указанного Постановления является обязательным применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Согласно п. 1.1.2 раздела 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны образовательные организации.
Устройство системы молниезащиты предусмотрено Инструкцией по устройству молниезащиты здании, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003).
Из "Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций N СО 153-34.21.122-2003", следует, что все виды зданий, сооружений и промышленных коммуникаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности должны быть оборудованы устройствами молниезащиты.
Согласно таблице 2.1 Инструкции попадание молнии в школу может привести к отказу электроснабжения, вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, зданий дошкольных образовательных организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что согласно Устава, утвержденному приказом отдела образования администрации района (аймака) муниципального образования «Онгудайский район» от 02.12.2015 года №, МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа» является образовательным учреждением.
Учредителем образовательной организации является Отдел образования Администрации района (аймака) МО «Онгудайский район».
Согласно сообщения начальника отдела образования Администрации района МО «Онгудайский район» от 17.09.2020 года №, образовательные организации района не оснащены устройствами молниезащиты.
Из Акта проверки от 20 сентября 2020 года, проведенной помощником прокурора Онгудайского рай она Республики Алтай на предмет соблюдения федерального законодательства в сфере противопожарной безопасности, а также в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних установлено, что здание МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа», расположенное по адресу: <адрес> А <адрес> Республики Алтай, в нарушение требований действующего законодательства не оборудовано устройством молниезащиты.
Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела в суде указанные нарушения были устранены, ответчиком в судебное заседание не представлено.
Поскольку факт отсутствия системы молниезащиты в здании МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа», нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, значительный объём времени, суд определяет срок для исполнения решения суда в виде шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Онгудайского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа», выразившееся в непринятии мер по устройству средствами молниезащиты здания образовательного учреждения.
Возложить на МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа» обязанность обустроить здание МБОУ «Онгудайская вечерняя (сменная) школа», расположенное по адресу: <адрес> А, устройством молниезащиты в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2021 года.
Судья Т.К.Штанакова