УИД: 76RS0014-01-2023-003734-44
дело № 2-4590/2023
изготовлено 06.03.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
08 ноября 2023 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Романовой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павловнина Сергея Николаевича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ярославской области» о компенсации морального вреда,
установил:
Павловнин С.Н. является пенсионером Министерства обороны РФ с 2010 г., инвалидом, относится к числу лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Павловнин С.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Ярославской области, просил взыскать с ответчика оплату дополнительного отпуска в размере 29573 руб., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В исковом заявлении указано, что истец работает в АО «Яркоммунсервис» на должности специалиста по охране труда с 01.07.2022 г. Павловнин С.Н. 07.08.2023 г. направил в военный комиссариат Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля заявление об оплате дополнительного отпуска в размере 14 календарных дней (с 10.08.2023 по 23.08.2023) на основании п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Работодателем отпуск был предоставлен на основании приказа от 07.08.2023 г. № 646-к л/с, выдана справка о размере среднего заработка с указанием оплаты за дополнительный отпуск (29573,60 руб.). 10.08.2023 г. истец предоставил в военный комиссариат Ярославской области приказ о предоставлении отпуска, справку о заработной плате. Оплата дополнительного отпуска должна быть произведена не позднее 5 рабочих дней после принятия решения об оплате. С 10.08.2023 г. по настоящее время оплата дополнительно отпуска ответчиком не произведена. Ранее в 2017, 2018 гг. со стороны ответчика также имели место задержки в оплате дополнительного отпуска, ответчик игнорирует требования законодательства, нарушает права истца, чем причинены нравственные переживания. Задержка оплаты лишила истца возможности своевременно распорядится денежными средствами в период отпуска.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований в части взыскания оплату дополнительного отпуска в размере 29573 руб. в связи с добровольным удовлетворением этих требований, производство по делу в указанной части прекращено.
В ходе рассмотрения дела истец Павловнин С.Н. оставшиеся требования поддержал, ссылаясь не неоднократные систематические задержки ответчиком указанной выплаты в период 2019-2023 годов. Полагал, что ответчик должен был направлять заявки на перевод денежных средств в банк заблаговременно, принимать меры для своевременной оплаты. Двойной оплаты отпуска в 2019 г. не было.
Представитель ответчика по доверенности Кузьмин Е.В. исковые требования не признал, пояснил, что право истца на оплату дополнительного отпуска за счет средств федерального бюджета не оспаривается. Военкомат производит не с собственного счета, а по соглашению с ПАО «Сбербанк». Соглашением с банком устанавливаются сроки подачи заявок на перечисление денежных средств. Постановление Правительства РФ № 136 от 03.03.2007 г. на ответчика не распространяется. Указанная выплата не относится к заработной плате, а является компенсационной выплатой, поэтому она не должна производиться перед отпуском. Распоряжение на перечисление денежных средств было направлено в банк 18.08.2023 г., после этого срок перевода денежных средств зависит от банка, а не от ответчика. Нарушений сроков оплату дополнительных отпусков не допущено, права истца не нарушались.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Павловнина С.Н. удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу ст.ст. 151, 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав гражданина, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на меры социальной поддержки, в том числе на использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Право Павловнина С.Н., на получение указанных мер социальной поддержки подтверждается соответствующим удостоверением № от 16.10.2006 г., ответчиком не оспаривается.
Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 136.
Пунктом 2 названых Правил предусмотрено, что оплата дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставление единовременной компенсации получателям производится территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Правоотношения между истцом и ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», связанные с оплатой дополнительного отпуска, не могут регулироваться Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 136, так как в данном случае установлен иной механизм выплат.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 предусмотренные настоящим Законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2005 г. № 542 финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Пунктами 2, 4 Положения о военных комиссариатах, утв. Указом Президента РФ от 07.12.2012 г. № 1609, предусмотрено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из основанных задач военных комиссариатов является реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подп. 40 п. 17 Положения о военных комиссариатах).
Поскольку Павловнин С.Н. является пенсионером Министерства обороны РФ, реализация его права на оплату дополнительного отпуска осуществляется военным комиссариатом Ярославской области в рамках пенсионного обеспечения истца.
При этом ни Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, ни Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 не предусматривают возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав граждан, урегулированных данным законодательством.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на ответчика при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 1064 1099 и 1100 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ потерпевший - истец по делу о взыскании компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
По общему правилу, установленному ст. 56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468-1, выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
16 февраля 2015 г. между Министерством обороны РФ и ПАО «Сбербанк» заключено соглашение о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат лицам, проходившим военную службу и членам их семей, по условиям которого (пункт 3.15) банк ежемесячно не позднее 22 числа текущего месяца составляет и направляет в департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ заявку на средства федерального бюджета, необходимые для выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат на месяц, следующий за текущим.
Пунктом 3.17 названого соглашения предусмотрено, что заявка составляется на основании документов по пенсионным выплатам, поступивших в ПАО «Сбербанк» от подразделений Министерства обороны РФ до 15 числа текущего месяца (включительно). Если 15 число приходится на нерабочий день, в заявке учитываются документы, поступившие в банк до конца рабочего дня (по местному времени), предшествующего 15 числу. Заявка на январь следующего года при осуществлении пенсионных выплат в декабре текущего года составляется на основании документов по пенсионным выплатам, поступившим в ПАО «Сбербанк» от подразделений Министерства обороны РФ не позднее, чем за пять календарных дней до срока определенного п. 3.26 соглашения, а именно до даты завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году (Приказ Минфина РФ от 06.06.2008 г. № 56н).
Из материалов дела следует, что Заявление Павловнина С.Н. об оплате дополнительного отпуска поступило в военный комиссариат Ярославской области 09.08.2023 г., документы, подтверждающие основания для выплаты поступили к ответчику 16.08.2023 г. Реестр на оплату мер социальной поддержки направлен в банк 18.08.2023 г., поэтому по соглашению с ПАО «Сбербанк» выплата в пользу Павловнина С.Н. была включена в заявку в сентябре 2023 г., выплата в размере 29573,60 руб. произведена 20.09.2023 г.
В 2022 г. Павловнин С.Н. подал заявление об оплате дополнительного отпуска 02.12.2022 г., распоряжение на выплату направлено ответчиком в ПАО «Сбербанк» 14.12.2022 г., денежные средств перечислены на лицевой счет истца 02.02.2023 г.
В 2021 г. заявление Павловнина С.Н. об оплате дополнительного отпуска было подано 16.12.2021 г., распоряжение на выплату направлено ответчиком в ПАО «Сбербанк» 22.12.2022 г., денежные средств перечислены на лицевой счет истца 01.02.2022 г.
В 2020 г. Павловнин С.Н. подал заявление об оплате дополнительного отпуска 10.11.2020 г., распоряжение на выплату направлено ответчиком в ПАО «Сбербанк» 26.11.2020 г., денежные средств перечислены на лицевой счет истца 18.12.2020 г.
В 2019 г. заявление Павловнина С.Н. об оплате дополнительного отпуска было подано 03.12.2019 г., распоряжение на выплату направлено ответчиком в ПАО «Сбербанк» 06.12.2019 г., денежные средств перечислены на лицевой счет истца 31.01.2020 г.
Из анализа представленных в суд сведений о произведенных истцу выплатах за рассматриваемый период не следует, что со стороны военного комиссариата Ярославской области были допущены нарушения установленного механизма (порядка) осуществления оплаты дополнительного отпуска, длительность срока осуществления указанных выплат были обусловлены Соглашением между Министерством обороны РФ и ПАО «Сбербанк» о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат лицам, проходившим военную службу и членам их семей от 16 февраля 2015 г.
Законодательство, регулирующее предоставление мер социальной поддержки граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не содержит положений об оплате дополнительного отпуска до его начала, не привязывает срок выплаты к срокам предоставления дополнительного отпуска, поскольку, по сути, данная выплата носит компенсационный характер.
Ссылки истца на нарушение ответчиком норм трудового права об оплате отпуска не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 Трудового кодекса РФ), от ответственности за задержку выплаты заработной платы не может быть принята во внимание, Правоотношения сторон, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, к которым относится оплата дополнительного отпуска, по своему характеру не могут регулироваться номами трудового права, в том числе и по аналогии.
Таким образом, стороной истца не представлено доказательств совершения ответчиком неправомерных действий (бездействия), нарушающих его личных неимущественные права, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7604008485) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░