№ 2-265/2024
УИД 61RS0043-01-2024-000073-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Морозовск 19 марта 2024 года
Морозовский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Полупановой Н.С., секретаря судебного заседания Гуриной В.А., с участием помощника прокурора Морозовского района Лебедевой О.В., представителя Комитета по управлению имуществом Администрации Морозовского района Шидловской М.М., представителя Администрации Морозовского района Гвозденко Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению прокурора Морозовского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом Администрации Морозовского района, Администрации Морозовского района об обязании устранить нарушения законодательства в сфере распоряжения муниципальной собственностью, обеспечить безопасность дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Морозовского района обратился в Морозовский районный суд с иском, уточнив который, просит суд обязать Комитет по управлению имуществом администрации Морозовского района устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: - на участке автомобильной дороги <адрес> устранить повреждения асфальтобетонного покрытия; -обязать администрацию Морозовского района обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, указанные в п. 1 просительной части иска.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Морозовского района во исполнение требований указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.03.2020 № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» по обращению Завальнюкова В.И. проведена проверка исполнения законодательства по распоряжению и использованию муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения на территории Морозовского района.
Согласно акта государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Морозовский», в нарушение ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 13, ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2007:
на автомобильной дороге <адрес> нарушены положения дорожных знаков 3.28 «Стоянка запрещена», 2.4 «Уступите дорогу», 2.1 «Главная дорога»;
участок автомобильной дороги <адрес> имеет многочисленные повреждения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, просадок, проломов, разрушения кромки покрытия, сплошного разрушения покрытия, сетки трещин и неровности ямочного ремонта;
на автомобильной дороге <адрес> не обустроены стационарное электрическое освещение и тротуар;
на автомобильной дороге <адрес> нарушено положение дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу».
В связи с необходимостью устранения выявленных нарушений, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Морозовского района Лебедева О.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по первоначальным требованиям - Администрации Морозовского района Гвозденко Ю.И. возражала против уточненных исковых требований, в связи с тем, что денежные средства для организации выявленных прокурором нарушений Комитету по управлению имуществом Администрации Морозовского района на 2023 год уже выделены. Данные обстоятельства были подтверждены при вынесении решения Морозовским судом от 24.01.2023 года.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации Морозовского района Шидловская М.М. частично согласилась с уточненным иском. Подтвердила, что финансирование обеспечено. Однако, поскольку для организации и фактического устранения нарушений на указанном отрезке пути нужно дополнительное время, просила представить срок для исполнения решения 12 месяцев.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
Статьей 13 Закона № 257 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Закон № 131) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к полномочиям администрации муниципального района.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона № 131 вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к полномочиям городского поселения.
Таким образом, на администрацию Морозовского района возложены обязанности по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Морозовского района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений Морозовского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В рамках реализации предоставленных полномочий администрацией Морозовского района создан Комитет по управлению имуществом администрации Морозовского района (далее - КУИ), предметом деятельности которого в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 2 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации Морозовского района, утвержденного решением Собрания депутатов Морозовского района от 26.12.2019 № 527 является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Морозовского района и в границах населенных пунктов сельских поселений Морозовского района, обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно положениям п. 6 ст. 3, п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст. 34 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с положениями абз. 5 ст. 2, ч. 4 ст. 6, ст. 12, ч. 1 ст. 13, Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции и законодательством субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции, самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, на органы местного самоуправления муниципального образования «Морозовское городское поселение» возложена обязанность по содержанию дорог местного значения, которая исполняется ненадлежащим образом.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Положения имущество КУИ является муниципальной собственностью муниципального образования «Морозовский район» и принадлежит КУИ на праве оперативного управления.
Судом установлено, что прокуратурой района в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.03.2020 № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» по обращению Завальнюкова В.И. проведена проверка исполнения законодательства по распоряжению и использованию муниципальной собственности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения на территории Морозовского района.
В силу п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
На основании п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно акта государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Морозовский», в нарушение ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 13, ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2007:
на автомобильной дороге <адрес> нарушены положения дорожных знаков 3.28 «Стоянка запрещена», 2.4 «Уступите дорогу», 2.1 «Главная дорога»;
участок автомобильной дороги <адрес> имеет многочисленные повреждения асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, просадок, проломов, разрушения кромки покрытия, сплошного разрушения покрытия, сетки трещин и неровности ямочного ремонта;
на автомобильной дороге <адрес> не обустроены стационарное электрическое освещение и тротуар;
на автомобильной дороге <адрес> нарушено положение дорожного знака 2.4 «Уступите дорогу».
Данные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации Морозовского района своих обязанностей, отсутствии контроля со стороны руководителя за деятельностью подчиненных, что ставит под угрозу жизнь и здоровье как пешеходов, так и водителей, пассажиров транспортных средств, а также создает предпосылки к возможному повреждению имущества граждан - транспортных средств.
Принятые прокуратурой досудебные меры реагирования, а именно представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения от 06.12.2023 № 07-33/325/Прдп581-23-20600063 в адрес главы администрации Морозовского района надлежащего результата не возымели, поскольку по результатам принятых в рамках представления прокурора мер устранены только нарушения, связанные с нарушением положений дорожных знаков.
При этом, в соответствии с ответом администрации Морозовского района на представление от 28.12.2023 № 85/7284 установлено, что Комитет по управлению имуществом администрации Морозовского района заключил контракт с ИП ФИО7 от <дата> № на комплексное содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Морозовского района.
При этом, в рамках указанного контракта, не определены виды работ для устранения следующих нарушений:
- участок автомобильной дороги <адрес> имеет многочисленные повреждения асфальтобетонного покрытия в виде
выбоин, просадок, проломов, разрушения кромки покрытия, сплошного
разрушения покрытия, сетки трещин и неровности ямочного ремонта.
Таким образом, требования, направленные представителями заказчика по указанному контракту в адрес ИП ФИО7 от 11.10.2023 № 711, от 08.11.2023 № 784, от 25.12.2023 № 213 не могут являться необходимыми и достаточными мерами для устранения выявленных нарушений.
Более того, понуждение к выполнению определенных работ в рамках исполнения контракта от <дата> № невозможно ввиду отсутствия утвержденного перечня выполняемых работ.
Статьей 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Обращение в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц на право пользования дорогами общего пользования надлежащего качества.
Применение меры прокурорского реагирования в виде обращение в суд, с данным иском, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является оправданным.
Однако, как следует из материалов дела, Администрацией Морозовского района обеспечено финансирование для организации выявленных прокурором нарушений Комитету по управлению имуществом Администрации Морозовского района на 2023 год уже выделены. Данные обстоятельства были подтверждены при вынесении решения Морозовским судом от 24.01.2023 года.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные прокурором уточненные исковые требования, подлежащими удовлетворению частично.
В соответствие с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При решении вопроса об установлении указанного срока суд учитывает, что представителем ответчика заявлено о предоставлении срока исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, мнения и правовой позиции ответчика, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда об устранении нарушений в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░