Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-608/2024 ~ М-492/2024 от 16.04.2024

Дело № 2-608/2024

УИД: 51RS0009-01-2024-000750-08

Мотивированное решение изготовлено 09.08.2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2024 года

г. Кандалакша                            

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Ком Е.А.,

с участием истца Сорокиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Кандалакшском районном суде гражданское дело по иску Сорокиной О.В. к Муниципальному унитарному предприятию «Расчетный информационно-вычислительный центр» и Государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» о защите прав потребителей,

третьи лица – акционерное общество «Мурманэнергосбыт», ООО «УК «Инициатива»,

установил:

Сорокина О.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Расчетный информационно-вычислительный центр» (далее - МУП «РИВЦ») и Государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» (далее - ГОУП «Мурманскводоканал») о защите прав потребителей. В обоснование требований указала, что ответчики ей в настоящее время начали выставлять платежные документы (счета) на оплату коммунальной услуги «холодное водоснабжение для производства горячего», повышающий коэффициент «холодное водоснабжение для производства горячего водоснабжения», водоотведение по данному водоснабжению, якобы предоставленные в ее квартиру по адресу: <адрес>. За <данные изъяты> указана задолженность по оплате коммунальной услуги с учетом пени в размере <данные изъяты>. Она обратилась в МУП «РИВЦ» с заявлением о неправомерности выставления платежных документов с указанными услугами, одновременно представив документы о том, что в ее квартире отсутствует труба горячего водоснабжения и, соответственно, невозможно поставить холодную воду для горячего водоснабжения. Однако, в производстве перерасчета по оплате коммунальных услуг и выставлении надлежащих платёжных документов ей отказано с ссылкой на отсутствие решения органа местного самоуправления о разрешении на переустройство квартиры.

Предоставление недостоверных счетов, не производство перерасчета, нарушает ее права как потребителя, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.

Нарушением ее прав, как потребителя, ей причинен моральный вред в виде нравственных переживаний, страданий, особенно с учетом ее возраста, который она оценивает в размере <данные изъяты> руб.

Ссылаясь на положения гражданского и жилищного законодательства, истец просит: обязать ответчиков выставлять к оплате счета-квитанции (платежные документы) с указанием достоверных сведений и не указывать оплату коммунальных услуг «холодное водоснабжение для производства горячего, повышающий коэффициент (холодное водоснабжение для производства ГВС) и водоотведение по водоснабжению» по лицевому счету <номер> по адресу: <адрес>; произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг «холодное водоснабжение для производства горячего, повышающий коэффициент (холодное водоснабжение для производства ГВС) и водоотведение по водоснабжению» за расчетный период до <дата> – списать задолженность с учетом пени в размере <данные изъяты>.; взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы на юридические услуги в размере <данные изъяты> руб.

Истец Сорокина О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Обратила внимание, что квартира в установленном порядке переведена на электрообогрев, согласно акту ГОУП «Кандалакшская теплосеть» от <дата> в квартире произведен демонтаж труб систем горячего водоснабжения и установлен водяной подогреватель, демонтаж произведен без нарушений. Отметила, что до прихода ГОУП «Мурманскводоканал» начисление платы за эту услугу ей не производилось, так как все документы, подтверждающие переход на электрообогрев ею были предоставлены в администрацию города и управляющую компанию, управляющая компания также подтверждает отсутствие в ее квартире трубопровода горячего водоснабжения.

Представители ГОУП «Мурманскводоканал» в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие, сведений об уважительности причин неявки не представили. В представленном ранее отзыве просили отказать в удовлетворении иска. Отметили, что в соответствии с действующим законодательством начисление платы за коммунальные услуги при отсутствии показаний индивидуальным приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов с применением повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки прибора учета. Возможность освобождения собственника помещения в МКД от оплаты коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, в случае если он самовольно демонтировал трубопровод водоснабжения жилом помещении, действующим законодательством не предусмотрен. Документы, подтверждающие законность произведенного истцом переустройства жилого помещения в части демонтаж трубопровода горячего водоснабжения (решение органа местного самоуправления, акт приемочной комиссии), акт обследования жилого помещения, установившего отсутствие технической возможности установления прибора учета горячей воды истец в ГОУП «Мрманскводоканал» не представил, в связи с чем начисление платы за горячую воду и водоотведение осуществляется в соответствии с п. 42 Правил № 354 (л.д.32-36).

На основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом согласия истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика в порядке заочного производства.

Представители МУП «РИВЦ» в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Отметили, что в спорном жилом помещении не установлен индивидуальный прибор учета горячей воды, а также отсутствуют документы, предусматривающие демонтаж трубопроводов горячего водоснабжения (решение органа местного самоуправления), в связи с чем размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения определяется с учетом этих двух факторов и установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду по формуле 23(1) приложения № 2 к Правилам№ 354 (л.д. 20-22).

Представители АО «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС») в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, отказать в удовлетворении иска по основаниям, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Отметили, что документов, подтверждающих законность демонтажа трубопровода горячего водоснабжения и возможной установки заглушек, пломб в спорном жилом помещении (решение орган местного самоуправления, о согласовании переустройства, акт приемочной комиссии и др.) истцом не представлено, спорный МКД является благоустроенным, с централизованным горячим водоснабжением (л.д. 86).

Представители ООО «УК «Инициатива» в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, мнение по иску не представили.

В соответствии с положениями части 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

Согласно положениям ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (ч.2).

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4).

Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 11.04.2024) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), которые регулируют отношения между собственниками жилых помещений или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Сорокина О.В. на основании договора приватизации от <дата> является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. Многоквартирный дом является благоустроенным, с централизованным отоплением и горячим водоснабжением.

ООО УК «Инициатива» осуществляет управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира, принадлежащая истцу, на основании договора управления многоквартирным домом.

С <дата> ГОУП «Мурманскводоканал» наделено статусом гарантирующей организации по предоставлению коммунальных услуг: холодное водоснабжение и водоотведение г. Кандалакша.

В рамках договора возмездного оказания услуг, заключенного между ГОУП «Мурманскводоканал» и МУП «РИВЦ», МУП «РИВЦ» производит начисление платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение), осуществляет печать платежных документов и их доставку потребителям согласно адресной программе, в том числе по адресу: <адрес>.

Для начисления платы за указанные коммунальные услуги согласно адресной программе с <дата> по настоящее время по адресу: <адрес> открыт лицевой счет <номер> на имя Сорокиной О.В.

Из информации ГОУП «Мурманскводоканал», пояснений истца, выписки из лицевого счета следует, что с <дата> ГОУП «Мурманскводоканал» начал начислять истцу плату за горячее водоснабжение (холодное водоснабжение для производства горячего) ежемесячно в размере <данные изъяты> руб., повышающий коэффициент для данной услуги – <данные изъяты>, а также водоотведение по данной услуге – <данные изъяты> руб.

До <дата> плата за эти услуги ресурсоснабжающей организацией (ООО «КВК») истцу не начислялась.

Начисление платы за указанные услуги, ввиду отсутствия индивидуальных приборов учета ГВС в квартире истца, производится по нормативу, исходя из количества зарегистрированных в спорной квартире граждан - <данные изъяты> человек.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

В силу норм пп. "а" п. 3 Правил № 354, коммунальные услуги потребителю в многоквартирном доме предоставляются с момента возникновения права собственности на помещение; пп. "б" п. 3 Правил, определяет, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома. В п. 2 Правил отражено, что степень благоустройства многоквартирного дома - качественная характеристика многоквартирного дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть представлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, благоустроен, в том числе имеется централизованное отопление и горячее водоснабжение, что не отрицалось лицами, участвующими в деле.

Согласно п.п «б» п. 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены определенные виды коммунальных услуг, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

Согласно п. 32 Правил № 354 исполнитель имеет право:

а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Правам и обязанностям исполнителя коммунальных услуг корреспондируют права и обязанности потребителя.

Так, в силу п. 33 Правил потребитель имеет право: а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Согласно п. 34 Правил, потребитель обязан: г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку; и) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со ст. 2 Закона о водоснабжении, горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой; централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения);

В соответствии с ч. 9 ст.32 Закона о водоснабжении, тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно информации МУП «РИВЦ», в платежном документе за холодное водоснабжение и водоотведение предъявляются платы за компонент на холодную воду, используемую для подогрева горячей воды и водоотведение данной услуги; плата за подогрев (тепловая энергия) начисляется в платежном документе теплоснабжающей организации, т.е. АО «МЭС».

В соответствии с п. 36 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласноп.38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды (абз. 1).

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды(абз. 2).

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента (абз. 3).

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил (Пункт 80(1) предусматривает установку и эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме).

В соответствии с пунктом 55 Правил № 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.

В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.

Приказом Минстроя России от <дата> <номер>/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.

Мотивируя свои требования истец указывает, что в <данные изъяты> году ее квартира в установленном порядке была переведена на электрообогрев, в связи с чем в квартире с этого времени отсутствует трубопровод горячего водоснабжения, для подогрева воды в ее квартире установлен бойлер.

В качестве доказательств законного перевода квартиры на электрообогрев и отсутствия трубопровода горячего водоснабжения, истцом представлены следующие документы:

-<дата> <номер> Кандалакшская горэлектросеть выдала Сорокиной О.В. «Технические условия на электроснабжение <адрес> в связи с переводом на электрообогрев;

-согласно Акту на допуск бытовых приборов в эксплуатацию от <дата>, Технические условия <номер> от <дата>, выданные квартиросъёмщику Сорокиной О.В. выполнены в полном объеме;

-согласно акту ГОУЭП «Кандалакшская теплосеть» от <дата>, составленному начальником отдела сбыта тепловой энергии ГОУЭП Кандалакшская теплосеть» ФИО1, в <адрес> произведен демонтаж труб системы горячего водоснабжения и установлен водоводяной подогреватель. Демонтаж произведен без нарушений;

-согласно акту от <дата>, составленному комиссией в составе начальника отдела сбыта тепловой энергии ГОУЭП Кандалакшская теплосеть» ФИО1, начальником производственного отдела УЖКХ ФИО2, в квартире произведен демонтаж приборов отопления в соответствии с техническими условиями в комнатах, на кухне и ванной комнате. Стояки, проходящие через комнаты и ванную комнату, заизолированы, демонтаж произведен без нарушений;

-согласно ответу от <дата>, ООО «Городская управляющая компания» <дата> произведен осмотр сетей водоснабжения в квартирах <номер>, <номер>, при осмотре выявлено, что в квартире отсутствует трубопровод горячего водоснабжения, о чем составлен акт, перерасчет на отсутствие горячего водоснабжения будет учтен в платежном документе за декабрь;

-согласно акту ООО «Городская управляющая компания» от <дата>, представители управляющей и обслуживающей организации составили акт о том, что в квартире на кухне и в ванной комнате отсутствуют стояки горячего водоснабжения (заглушены в нижерасположенной квартире <номер>), подогрев воды производится стационарным электрическим водонагревателем. Со слов собственника, горячее водоснабжение в квартире <номер> отсутствует с <данные изъяты>.

-согласно акту осмотра системы теплоснабжения жилого помещения от <дата>, комиссия в составе сотрудников ООО «УК «Перспектива» составила акт о том, что в ходе осмотра установлено, что в квартире используется автономная (электрообогрев) система теплоснабжения; аналогичный акт составлен <дата>;

-согласно акту осмотра жилого помещения от <дата>, составленному главным инженером ООО «УК «Инициатива», в ходе визуального осмотра установлено, что в жилом помещении отсутствует трубопровод централизованного горячего водоснабжения. В качестве источника горячего водоснабжения используется автономный источник, а именно электрический водоводяной подогреватель.

По запросу суда администрация муниципального образования Кандалакшский район представила выкопировку из схемы теплоснабжения муниципального образования городское поселение <данные изъяты> (актуализация на <данные изъяты> год) в части включения <адрес> в перечень квартир, перешедших на электрообогрев в городском поселении Кандалакша. Под номером <номер> в таблице 1.91 указана квартира истца, площадью <данные изъяты>.м.

Таким образом, судом установлено, что истцу Сорокиной О.В. в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, горячее водоснабжение не поступает ввиду перевода квартиры в <данные изъяты> году на электрообогрев, в квартире на кухне и в ванной комнате отсутствуют стояки горячего водоснабжения (заглушены в нижерасположенной квартире <номер>). В материалах дела представлены доказательства тому, что обеспечение истца горячим водоснабжением по настоящее время осуществляется за счет нагревательного оборудования, установленного в ее жилом помещении.

Холодное водоснабжение поступает в квартиру истца, на двух стояках холодного водоснабжения в квартире истца установлены счетчики.

При этом судом установлено, что централизованное горячее водоснабжение не используется истцом не в связи с самовольным отказом потребителя от использования централизованной системы горячего водоснабжения путем установки на внутриквартирные вводы инженерных сетей горячего водоснабжения такого устройства, как «заглушка», а переводом в установленном порядке системы отопления квартиры на электрообогрев.

Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области по делу <номер> от <дата> (мотивированное решение изготовлено <дата>) по иску акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Сорокиной О.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг отопления установлено, что квартира Сорокиной О.В. переведена в <данные изъяты> году на электрообогрев в установленном порядке.

Принимая решение суд учел, что до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР (утратил силу с 1 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ), которые предусматривали необходимость получения разрешения местной администрации на переустройство жилого помещения.

Из материалов дела следует, что ответчиком Сорокиной О.В. были получены технические условия <номер> от <дата> на электроснабжение <адрес> в связи с переводом на электрообогрев, срок подключения – <данные изъяты> год. В соответствии с актом на допуск бытовых приборов в эксплуатацию от <дата> данные технические условия выполнены ОАО «Кандалакшская горэлектросеть», учет смонтирован ОАО «Кандалакшская горэлектросеть», замечания отсутствуют.

В соответствии с актом от <дата>, составленного комиссией, состоящей из начальника отдела сбыта тепловой энергии ГОУЭП «Кандалакшская теплосеть» ФИО1, начальника производственного отдела УЖКХ ФИО2, в <адрес> произведен демонтаж приборов отопления в соответствии с техническими условиями в комнатах, на кухне и ванной комнате. Стояки, проходящие через комнаты и ванную комнату, заизолированы. Демонтаж произведен без нарушений.

Таким образом, из представленных Сорокиной О.В. документов следует, что переустройство квартиры осуществлялось на основании согласованного проекта и в соответствии с техническими условиями перевода квартиры на электроотопление.

При этом суд отметил, что администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша, которая в силу частей 5, 8 статьи 2, подпункта 7 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляет муниципальный жилищный контроль, согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений, сообщила суду, что незаконным переоборудование на электрообогрев квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не признавалось, спорное жилое помещение включено в актуализированную схему теплоснабжения.

По мнению суда, факт включения <адрес> в схему теплоснабжения городского поселения Кандалакша, утвержденную постановлением администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от <дата> <номер>, не предъявление органами местного самоуправления к собственнику требований о возврате помещения в исходное состояние, по мнению суда также свидетельствует о том, что переустройство квартиры, предусматривающее перевод на электрообогрев, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Анализируя представленные доказательства, учитывая факт включения квартиры истца в «Список квартир, переведенных на электрообогрев в установленном действующим законодательством порядке», подписанный председателем межведомственной комиссии ФИО5, подписание <дата> комиссионного акта с участием представителей ГОУЭП «Кандалакшская теплосеть» и УЖКХ, которым зафиксирован демонтаж приборов отопления в соответствии с техническими условиями и в комнатах, на кухне и ванной комнате, изоляция трубопроводов, а также принимая во внимание, что факт законного отключения от системы централизованного отопления признавался на протяжении 20-ти лет как администрацией города, не предъявлявшей собственнику требований о возращении помещения в исходное состояние, так и организациями, осуществлявшими полномочия по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, поскольку в связи с отключением жилого помещения от центрального отопления плата за отопление и горячее водоснабжение не начислялась, в совокупности свидетельствует о законности перевода жилого помещения истца на альтернативный источник отопления и горячего водоснабжения – электрообогрев и подогрев горячей воды водяным нагревателем, расположенным в квартире истца.

Кроме того, учитывая, что переустройство жилого помещения произведено в период ранее действовавшего законодательства, ненадлежащее оформление компетентными органами соответствующей разрешительной документации, не представление сведений в соответствующий компетентный орган для внесения в техническую документацию сведений о переустройстве жилого помещения в виде его перевода на электрообогрев, не может являться основанием для признания переустройства жилого помещения незаконным.

При этом суд также учитывает и информацию, указанную в разделе 4.6. «Обосновывающих материалов по актуализации схему теплоснабжения мо гп Кандалакша до 2028 года», утвержденные постановлением главы администрации мо гп Кандалакша от <дата> <номер>, согласно которой «…в начале 2000 годов в связи с перебоями мазутоснабжения (и, соответственно, теплоснабжения) по инициативе местной администрации часть потребителей централизованного теплоснабжения перешла на индивидуальное поквартирное потребление теплоснабжения от электрических приборов отопления. Был произведен демонтаж приборов отопления специализированной организацией, транзитные стояки были заизолированы (с подписанием актов о переводе и разрешений отопления за счет электрических радиаторов). При этом площади жилых помещений с индивидуальным отоплением были исключены из расчета тепловых нагрузок домов, диаметры дроссельных устройств были скорректированы. Отключение потребителей от централизованного теплоснабжения с переходом на электрообогрев было выполнено в рамках действующего на тот момент законодательства».

Согласно установившейся в г. Кандалакше практике перевода жилых помещений на электрообогрев в начале <данные изъяты> годов, достаточным для признания законным перевода квартиры на индивидуальное отопление и включению межведомственной комиссией указанных квартир в «Список квартир, частично переведенных на электрообогрев в установленном действующим законодательством порядке», а затем на основании данного списка в схему теплоснабжения более <данные изъяты> квартир, служили документы о наличии технических условий на демонтаж приборов отопления и на электроснабжение квартиры, выполнение в соответствии с техническими условиями работ по демонтажу приборов отопления с восстановлением стояков отопления и утепления трубопроводов изолирующими материалами, решений межведомственной комиссии администрации города Кандалакши с подведомственной территорией о согласовании перевода жилого помещения на электрообогрев при условии выполнения работ согласно техническим условиям и изолировании стояков.

Все предъявляемые на тот момент к собственникам помещений для перевода квартир на электрообогрев требования истцом были выполнены, необходимые документы были представлены в администрацию, что послужило основанием для включения <адрес> в «Список квартир, переведенных на электрообогрев в установленном действующим законодательством порядке», подписанный председателем межведомственной комиссии ФИО5

Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства по правилам главы 6 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд признает, что предусмотренный в спорный период <данные изъяты> года законодательством порядок переустройства жилого помещения соблюден, решение о переустройстве жилого помещения принято при наличии необходимых документов. При таких обстоятельствах отсутствие акта приемочной комиссии не может являться основанием для ограничения права истца на признание демонтажа системы отопления (включающей в себя трубопровод горячего водоснабжения) квартиры с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы законным.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оснований полагать, что переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, произведено истцом с нарушением требований действовавшего на момент переустройства законодательства не имеется.

На основании изложенного, с учетом положений п. 55 Правил № 354 оснований для начисления истцу платы за горячее водоснабжение, в части компонента «холодное водоснабжение для производства горячего», с повышающим коэффициентом «холодное водоснабжение для производства горячего водоснабжения», а также водоотведение по данному водоснабжению, не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно п. 69 Правил № 354 в платежном документе, в том числе, указываются: объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований.

С учетом установленных обстоятельств, вышеуказанных норм права, суд признает обоснованными требования истца об обязании ГОУП «Мурманскводоканал» выставлять к оплате счета-квитанции (платежные документы) с указанием достоверных сведений и не указывать оплату коммунальных услуг «холодное водоснабжение для производства горячего», с повышающим коэффициентом «холодное водоснабжение для производства горячего водоснабжения», а также водоотведение по данному водоснабжению по лицевому счету <номер> по адресу: <адрес>.

В силу п.п. «д» п. 31 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки;

<дата> Сорокина О.В. обратилась в ГОУП «Мурманскводоканал» и МУП «РИВЦ» с заявлением об исключении из платежного документа платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, приложив акты Кандалакшской теплосети и управляющей компании.

Однако, ответчики продолжили начисление платы за указанные не оказываемые услуги, в связи с чем в платежном документе за <данные изъяты> на имя истца указано начисление платы за холодное водоснабжение для производства горячего – <данные изъяты> руб., повышающий коэффициент - <данные изъяты> руб., водоотведение – <данные изъяты> руб., а также общая задолженность в размере – <данные изъяты>., пени – <данные изъяты> руб., что свидетельствует о неправильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и задолженности. При этом суд учитывает, что с учетом того, что истец в полном объеме оплачивает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по нему, задолженность в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты> руб. являются задолженностью по оплате услуг по горячему водоснабжению по состоянию на <дата>, необоснованно за февраль выставлено – <данные изъяты>., итого общая задолженность по состоянию на <дата> по услуге «холодное водоснабжение для производства горячего, с учетом повышающего коэффициента, и услуги по водоотведению по ней составляет указанную истцом сумму - <данные изъяты>.

При этом при рассмотрении обращения истца от <дата> об исключении указанной суммы задолженности и текущих платежей, в нарушение п.п. «д» п. 31 Правил № 354 АО «МЭС» не провело надлежащую проверку правильности исчисления предъявленного потребителям к уплате размера платы за коммунальные услуги и задолженности, и не выдало немедленно по результатам проверки потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

На основании изложенного, учитывая отсутствие оснований для начисления истцу платы за горячее водоснабжение, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании ГОУП «Мурманскводоканал» произвести перерасчёт по оплате горячего водоснабжения в части компонента «холодное водоснабжение для производства горячего», с повышающим коэффициентом «холодное водоснабжение для производства горячего водоснабжения», а также водоотведение по данному водоснабжению, за расчетный период до <дата> в виде полного списания задолженности с учетом пени в размере <данные изъяты>.

Кроме того, анализируя установленные по делу обстоятельства и характер правоотношений сторон, суд приходит к выводу, что МУП РИВЦ по заявленным истцом требованиям является ненадлежащим ответчиком, поскольку исполнителем коммунальных услуг по водоснабжению является ресурсоснабжающая организация ГОУП «Мурманскводоканал», которой заключен с МУП РИВЦ договор возмездного оказания услуг, в рамках которого МУП «РИВЦ» как исполнитель, по заданию заказчика принимает на себя обязательства по оказанию услуг по расчету, начислению платежей, выпуску и доставке платежных документов, сбору денежных средств. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП РИВЦ является деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность. С учетом изложенного в удовлетворении требований истца к МУП «РИВЦ» надлежит отказать.

Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма, а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).

Учитывая, что в судебном заседании установлены достаточные основания для признания нарушенным ответчиком порядка начисления платы за коммунальные услуги, суд полагает установленным факт нарушения прав потребителей, что является достаточным условием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в соответствии с положениями ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

С учетом характера нарушения, степени моральных страданий, вины причинителя вреда, суд полагает соразмерным взыскание с ответчика в пользу истца заявленной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

На основании ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ГОУП «Мурманскводоканал» в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Истцом также заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., в подтверждение несения расходов представлена квитанция к приходному ордеру от <дата> <номер> адвокатского кабинета <номер> г. Кандалакша, адвокат ФИО3, согласно которому Сорокина О.В. внесла <данные изъяты> руб. по соглашению от <дата> (за консультацию, составление иска).

Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд.

Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Исходя из смысла указанных норм, в каждом конкретном случае суд, при взыскании расходов на оплату услуг представителя, определяет разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.

В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 10 - 13 постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Учитывая требования разумности и справедливости, стоимости услуг адвоката в Мурманской области (минимальной ставки гонорара, рекомендованного Адвокатской палатой в Мурманской области), размещенной на сайте https://juristfind.ru/advocate/51/, согласно которой цена за составление искового заявления, кассационной и надзорной жалобы, претензии, иного документа - <данные изъяты> руб., составление документов – <данные изъяты> руб., средней стоимости услуг юристов и адвокатов в Мурманской области, размещенной на сайте https://pravorub.ru, согласно которой цена услуги по составлению документов от <данные изъяты> до <данные изъяты> руб., приходит к выводу, что заявленная к взысканию сумма расходов на представителя в размере <данные изъяты> руб., является разумной и обоснованной, не носит чрезмерный характер, в связи с чем полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оказание юридических услуг в заявленном размере <данные изъяты> руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Сорокиной О.В. к ГОУП «Мурманскводоканал» о защите прав потребителей удовлетворить.

обязать ГОУП «Мурманскводоканал» (ИНН 5193600346, ОГРН 1025100860784) выставлять к оплате счета-квитанции (платежные документы) с указанием достоверных сведений и не указывать оплату коммунальных услуг «холодное водоснабжение для производства горячего, повышающий коэффициент (холодное водоснабжение для производства ГВС) и водоотведение по этой услуге» по лицевому счету <номер> по адресу: <адрес>; произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг «холодное водоснабжение для производства горячего, повышающий коэффициент (холодное водоснабжение для производства ГВС) и водоотведение по этой услуге» за расчетный период до <дата> в виде полного списания задолженности с учетом пени в размере <данные изъяты>.

Взыскать с ГОУП «Мурманскводоканал» (ИНН 5193600346, ОГРН 1025100860784) в пользу Сорокиной О.В. (<дата> г.р., паспорт <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 2500 руб., судебные расходы в размере 5000 руб.

В удовлетворении требований Сорокиной О.В. к МУП «РИВЦ» отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.А. Шевердова

2-608/2024 ~ М-492/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сорокина Ольга Владимировна
Ответчики
ГУП "Мурманскводоканал"
МУП "РИВЦ"
Другие
АО "Мурманэнергосбыт"
ООО "УК Инициатива"
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Шевердова Н.А.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
16.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2024Передача материалов судье
23.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Судебное заседание
09.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее