86RS0002-01-2023-003916-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:
председательствующего судьи Козыревой М.А.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой С.Д.,
с участием истца – Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора – помощника прокурора города Нижневартовска Егиазаряна К.В., действующей на основании доверенности от <дата> №,
представителя ответчика – акционерного общества Муслимова И.В., действующего на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское № 2-4263/2023 по исковому заявлению исковому заявлению Ханты-Мансийского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Северо-Уральское управления Ростехнадзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Природнадзор Югры, к акционерному обществу «Производственно-коммерческая фирма «ПромСервис», об устранении нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Нижневартовский городской суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды, установлено, что ответчик осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – газопровод и две газоиспользующие установки со стальными водогрейными котлами Вuderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес>. Эксплуатация станций технического обслуживания осуществляется с использованием газа, транспортируемого на основании договора, заключенного с ООО «Нижневартовскгаз». В нарушение ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 ответчиком инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена. В нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, Приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 ответчиком не разработана программа производственного экологического контроля и не утверждена, производственный контроль не осуществляется, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган в установленном порядке не предоставляется. В нарушение ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 ответчиком до настоящего времени не утвержден проект санитарно-защитной зоны для котельной, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформлено. С целью устранения выявленных нарушений закона истцом в адрес руководителя ответчика внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, нарушения закона не устранены. Полагает, что допущенные нарушения законодательства при эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него, затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Просит обязать АО «Производственно-коммерческая фирма «ПромСервис»: 1) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов - газопровод и две газоиспользующие установки со стальными водогрейными котлами Вuderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес>; в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу подать в Природнадзор Югры заявление о постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объектов - газопровод и две газоиспользующие установки со стальными водогрейными котлами Вuderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес>; 3) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу производственного экологического контроля для объектов - газопровод и две газоиспользующие установки со стальными водогрейными котлами Вuderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес>, панель 2; 4) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для объектов - газопровод и две газоиспользующие установки со стальными водогрейными котлами Вuderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес> а также обратиться в Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны; 5) обеспечить эксплуатацию объектов - газопровод и две газоиспользующие установки со стальными водогрейными котлами Вuderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес> по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу при наличии отчета об инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую сред, утвержденной программы производственного экологического контроля, разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии её санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.
Представитель истца прокурор Егиазарян К.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Муслимов И.В. в судебном заседании против требований возражал, пояснил, что инвентаризация объектов газопровод и две газоиспользующие установки со стальными водогрейными котлами Вuderus Logano SK 755 проведена, при постановке на государственный учет адрес объекта был указан как юридический предприятия, также разработана и утверждена программа производственного экологического контроля для указанных объектов.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Северо-Уральское управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Природнадзор Югры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что истцом проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды, выразившиеся в длительной эксплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие проведения инвентаризации, разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него, без принятия мер по постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Эксплуатация станций технического обслуживания осуществляется с использованием газа, транспортируемого на основании договора, заключенного с ООО «Нижневартовскгаз» (том 1 л.д.129-142).
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту – Федерального закона № 7-ФЗ) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с п. ч.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.2 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
В силу ч.4 ст.22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 19.11.2021 №871 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее – Порядок).
Согласно п.1 Порядка инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты (п.3 Порядка).
В п.4 Порядка закреплено, что в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются: ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, относящиеся к организованным ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные ИЗАВ); ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, относящиеся к неорганизованным ИЗАВ).
Согласно п.34 Порядка по результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, с указанием даты утверждения указанного отчета. Рекомендуемый образец содержания отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку.
Таким образом, все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подлежат инвентаризации.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что ответчиком проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ.
В доказательство исполнения возложенной законом на ответчика такой обязанности представителем ООО «ПКФ «ПромСервис» представлен отчёт по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный генеральным директором Кашиным А.С.
Инвентаризация проводилась путем натурного обследования всех участков (цехов) предприятия, проведены расчеты выбросов загрязненных веществ в атмосферу, разработана карта-схема территории объекта негативного воздействия с источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Учитывая данное обстоятельство, требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п.1 ст.69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.2 ст.69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (п.4 ст.69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
При этом согласно части 2 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно информации Управления Роспотребнадзора от <дата> по настоящее время заявки о постановке на учет объектов НВОС газопровода и двух газоиспользующих установок со стальными водогрейными котлами Вuderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес> в адрес Природнадзора Югры от ответчика не поступало.
В материалы дела представлена выписка из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № по состоянию на 13:55 <дата> МСК, из которой следует, что <дата> в государственный реестра внесены сведения о объекте 33.12 Ремонт машин и оборудование, III категории негативного воздействия.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком требования законодательства подать заявление о постановке на учет объект негативного воздействия в Природназор не выполнены, исковые требования в данной части требований обоснованные, подлежат удовлетворению.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункт 2 ст. 67 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109, программа производственного экологического контроля (далее по тексту - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 5 Федерального закона № 7-ФЗ при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
Согласно пункту 7 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В доказательство исполнения обязанности разработать и утвердить программу производственного экологического контроля ответчиком представлена такая Программа, которая утверждена генеральным директором Общества.
Поскольку ответчиком выполнена обязанность исполнения требований законодательства в части разработки и утверждения программы производственного экологического контроля, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Размер санитарно-защитной зоны для производственных (промышленных) площадок определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 №74.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п.2.2 СанПиН ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.2.3 СанПиН).
Согласно пункту 4.1 СанПиН установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Таким образом, исполнение программы наблюдений является составляющей частью установления СЗЗ.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (п.4.3 СанПин).
Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222.
Согласно п. 2 Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с Правилами (п.1) санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В силу п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, не опровергнуто ответчиком, что обществом до настоящего времени не утвержден проект санитарно-защитной зоны для котельной, санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформило.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Федерального закона № 7-ФЗ). При этом к видам негативного воздействия, согласно ст. 16 Закона, относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно абз. 10 ст. 1 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ, и техническими регламентами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается, в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Допущенные нарушения требований законодательства при эксплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него, затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм и, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Ханты-Мансийского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Производственно-коммерческая фирма «ПромСервис», об устранении нарушений придоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства промышленной безопасности, удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ПромСервис» (ИНН 8603217833):
в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу подать в Природнадзор Югры заявление о постановке на государственный учет в качестве объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объектов – газопровода и двух газоиспользующих установок со стальными водогрейными котлами Buderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес>
в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для объектов - газопровода и двух газоиспользующих установок со стальными водогрейными котлами Buderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес> а также обратиться в Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны;
обеспечить эксплуатацию объектов газопровода и двух газоиспользующих установок со стальными водогрейными котлами Buderus Logano SK 755, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес>, по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу при наличии отчета об инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую сред, утвержденной программы производственного экологического контроля, разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии её санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ханты-Мансийскому природоохранному прокурору отказать.
Взыскать с общества с ограниченно ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «ПромСервис» (ИНН 8603217833) в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.
Судья М.А.Козырева
Мотивированное решение составлено 19.07.2023
«КОПИЯ ВЕРНА» Подлинный документ находится в Судья ______________ М.А. Козырева Нижневартовском городском суде
Секретарь с/з _________ С.Д.Ибрагимова ХМАО-Югры в деле № _________
« ___ » _____________ 2023 г. Секретарь с/з_____С.Д.Ибрагимова