Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 30 июня 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре - помощнике судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1459/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 494 696 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником названного земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, существенно превысила размер его рыночной стоимости, определенной Отчетом об оценке, тем самым, полагает, что затронуты его права и обязанности, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участка.
Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.
В судебное заседание административный истец и его представитель ФИО4, действующая на основании доверенности, не явились, извещены надлежащим образом. От представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении административного иска в ее отсутствие, требования поддерживает.
Административные ответчики - Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица – ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, администрация сельского поселения Мордово Ишуткино муниципального района Исаклинский Самарской области, администрация муниципального района Исаклинский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором указывает на необоснованное привлечение учреждения в качестве административного ответчика. Полагает, что определенная в отчете об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый земельный участок. Разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.
Определением суда в изменении статуса ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» на заинтересованное лицо отказано.
Администрация сельского поселения Мордово-Ишуткино муниципального района Исаклинский Самарской области представила отзыв, где указала, что возражений не имеет, просит рассмотреть дело без присутствия представителя.
Администрация муниципального района Исаклинский Самарской области представила письменные возражения, полагает снижение кадастровой стоимости необоснованным, просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Иными участвующими в деле лицами отзывов и возражений не представлено.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 288 385 кв.м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 22.02.2023.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Самарской области от 6 ноября 2019 года № 800 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Самарской области по состоянию на 01.01.2019.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена актом ГБУ СО «ЦКО» № АОКС-63/2022/000240 от 02.08.2022 по состоянию на 01.01.2019 в размере 1 661 097,6 рублей, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта от 20.02.2023.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Будучи собственником земельного участка, административный истец уплачивает земельный налог в бюджет муниципального образования из его кадастровой стоимости, в связи с чем заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости участка, что явилось поводом для обращения с настоящим административным иском в суд.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 35-02р/23 от 04.04.2023, подготовленный оценщиком ООО «Регион», согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2019 определена в размере 494 646 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости земельного участка. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки, определенной сравнительным подходом, полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости с учетом введенных корректировок, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 23.05.2023, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 288 385 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 494 646 рублей.
Датой обращения ФИО1 с заявлением в суд считать 23.05.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>