Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-101/2024 от 02.05.2024

К О П И Я

Дело № 7-101/2024

Р Е Ш Е Н И Е

04 июня 2024 года                                                                         г. Салехард

Судья Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Доброва В.С. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 03 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела Ноябрьское лесничество УЛХ ДПРиЭ ЯНАО - заместителя лесничего в лесничествах ЯНАО Бабиковой С.М. от 06 февраля 2024 № 25/Н юридическое лицо АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 605 000 рублей.

Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 03 апреля 2024 года указанное постановление оставлено без изменения.

С решением судьи не согласен защитник АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Добров В.С., в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил постановление и решение изменить, назначив Обществу за совершение нескольких административных правонарушений по ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ одно наказание в виде штрафа в размере 605 000 рублей.

АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», природоохранный прокурор, должностное лицо извещались о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Часть 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса.

Частью 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами (ч.1 ст. 60.12 ЛК РФ).

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, согласно которым такая деятельность должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, их ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах, а правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.60.3 ЛК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с подп. «а» п. 20 Правил не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Согласно п.29 Правил не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках, и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для рекреационных целей, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно п.15 указанных Правил при использовании лесов в целях эксплуатации линейных объектов не допускается загрязнение земель, на которых осуществляется использование лесов, и территорий, прилегающих к землям, на которых осуществляется использование лесов, химическими и радиоактивными веществами.

В соответствии с положениями п.18 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 7 июля 2020 года № 417, запрещается загрязнение площади земель, на которых осуществляется использование лесов и территории за ее пределами, химическими и радиоактивными веществами при осуществлении использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности (далее Правила №1614), согласно которым в лесах установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Согласно подп.«а» п.3 и п.5 Правила №1614 предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) как одна из мер пожарной безопасности в лесах на лесных участках, пре-доставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется использующими леса лицами. При этом при проведении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения в состоянии, свободном от горючих материалов и не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей к площадке скважин территории горючими веществами (нефтью и нефтепродуктами) (подп.«а», «в» п.43), а полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п.44).

В период с 10 мая 2023 года по 01 октября 2023 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Постановлением Правительства ЯНАО от 3 февраля 2023 года № 79-П «О мероприятиях по защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от лесных и других ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон 2023 года и об утверждении перечня населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества Ямало-Ненецкого автономного округа, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров» установлен пожароопасный сезон, а в период с 26 мая 2023 года по 01 сентября 2023 года введен особый противопожарный режим, установленный Постановлением Правительства ЯНАО от 25 мая 2023 года № 447-П.

Из материалов дела следует, что 17 июля 2023 года Ямало-Ненецким природоохранным прокурором принято решение № 130 о проведении в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в период с 18 июля по 16 августа 2023 года проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства, законодательства о природопользовании, а также законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д. 22).

В ходе проверки 26 июля 2023 года осуществлен осмотр территории в районе кустовой площадки №16-Б Карамовского месторождения. В ходе осмотра в месте с левой стороны от въезда на кустовую площадку обнаружен земельный участок, загрязненный веществом сходным по своим органолептическим свойствам с нефтепродуктами (темный цвет, маслянистость, характерный запах). Загрязненная территория отличается по цвету и составу покрытия от смежных земельных участков с тундровой и лесной растительностью по цвету и составу покрытия (л.д. 14-24 адм. материала).

Указанный лесной участок предоставлен Обществу на основании договора аренды № 225/Л-21 от 17 июня 2021 года (л.д. 69-78 адм. материала).

Федеральным агентством по недропользованию выдана лицензия на пользование недрами серия СЛХ02117НЭ на территории участка недр в 56 км западнее г. Ноябрьска Пуровского района ЯНАО, имеющего статус геологического и горного отвода для добычи нефти и газа из залежей пластов БС8,БС10,БС11, геологического изучения с последующей разработкой новых залежей в меловых и юрских отложениях Карамовского м-ия, закачки подтоварных и сточных вод для поддержания пластового давления со сроком действия до 03 августа 2013 года (л.д. 47 адм. материала).

По результатам проведенных исследований отобранных образцов почв в месте загрязнения и возле него установлено содержание нефтепродуктов, о чем составлены протоколы испытаний № 12578/23, 12579/23, 12580/23, 12581/23 (л.д. 39-42 адм. материала).

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения в отношении АО «Газпромнефть-ННГ» заместителем Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.31 и ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-13 адм. материала). Определением от 26 января 2024 года материалы дела об административных правонарушениях в отношении АО «Газпромнефть-ННГ» по признакам составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31 и ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, объединены в одно производство (л.д. 92-94 адм. материала).

Постановлением заместителя начальника отдела - заместителем лесничего отдела Ноябрьского лесничества управления лесного хозяйства, старшим государственным лесным инспектором - заместителем лесничего в лесничествах автономного округа № 25/Н от 06 февраля 2024 года АО «Газпромнефть-ННГ» привлечено к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима по ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (л.д. 104-120 адм. материала).

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения обществом административных правонарушений подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо при рассмотрении дела и судья при пересмотре дела по жалобе, пришли к обоснованному выводу о виновности АО «Газпромнефть-ННГ», а также к тому, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств не имеется.

Довод защитника о том, что имеются основания для применения положений ч. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку понятие «государственный контроль (надзор)» следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона N 248-ФЗ, является не состоятельным, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отвергнут судьей как несостоятельный. Оснований не согласиться с указанным выводом судьи не имеется.

В данном случае нарушения выявлены не в ходе контрольного мероприятия, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», каждое из нарушений образует самостоятельный состав административного правонарушения, поэтому должностное лицо административного органа и судья городского суда обоснованно не усмотрели оснований для применения положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ. Обстоятельства выявления нескольких нарушений в ходе одной проверки не свидетельствует об ошибочности выводов в данной части.

С учетом того, что нарушение природоохранного законодательства выявлено прокурором не в ходе контрольного мероприятия, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при этом, каждое из выявленных нарушений образует самостоятельный состав административного правонарушения, основания для применения вышеуказанных положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ отсутствовали.

Буквальное толкование норм Федерального закона N 2202-1 и от 31.07.2020 N 248-ФЗ позволяет прийти к выводу, что термины «государственный контроль (надзор)» и прокурорская проверка не являются тождественными, это разные по содержанию понятия, в связи с чем доводы о необходимости толкования приведенного в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях понятия «государственный контроль (надзор)» для целей применения положений с. 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в более широком смысле, чем установлено положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с распространением применения данных норм на прокурорскую проверку, проводимую в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», являются ошибочными, вызваны неправильным толкованием самим заявителем вышеуказанных положений закона.

При рассмотрении дела положения статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Наказание назначено в соответствии с ч. 2 и п. 2 ч. 3, ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, определен административный штраф в размере 605 000 рублей.

При пересмотре дела судьей дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 апреля 2024 в отношении АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья                                    (подпись)                                                      Н.В.Мочалова

7-101/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор
Ответчики
АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз"
Другие
АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" Добров В.С.
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Мочалова Надежда Витальевна
Статьи

ст.8.31 ч.2

ст.8.32 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--ynao.sudrf.ru
02.05.2024Материалы переданы в производство судье
04.06.2024Судебное заседание
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024Дело оформлено
05.06.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее