2-678/2024 (2-7192/2023;)
05RS0018-01-2023-007660-14
Заочное решение
Именем Российской Федерации
26 января 2024 года г. Махачкала
Ленинский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Магомедовой З.А.,
при секретаре судебного заседания Гатамовой Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г.Махачкалы Республики Дагестан к Исмаилову Салиму Мурадовичу о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
заместитель прокурора Кировского района г.Махачкалы Республики Дагестан обратился в суд с иском к Исмаилову С.М. о признании бездействий по не устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС «Евроил», расположенной Казбекова 248, г. Махачкалы незаконным; обязании устранить нарушения пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД № ИВ- 191-4-4-973 от 21.08.2023 с момента вступления решения суда в законную силу; обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в справке главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД от 178.08.2023 о санитарно-гигиеническом обследовании вышеуказанной АЗС, указав при этом, что прокуратурой района по поручению прокуратуры республики в связи с произошедшим в г.Махачкале 14.08.2023 чрезвычайным происшествием, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, организована проверка исполнения ответчиком при эксплуатации вышеуказанной автозаправочной станции, требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности. Как установлено, собственником спорного АЗС и земельного участка на котором оно расположено является ответчик. Поведенной проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации АЗС, что подтверждается информацией ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД. Также выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС, что подтверждается главного специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД. Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранении. Непринятие мер по устранению выявленных нарушений может повлечь наступление тяжких последствий в случае возникновения пожара либо совершения террористического акта. Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению. В связи с выявленными нарушениями на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд.
В судебное заседание представитель истца прокуратуры Кировского района г.Махачкалы и представитель ОНД и ПР №1 по г. Махачкале УНД и ПР ГУ МЧС РФ, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания не явились.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РД Магомедов Р.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Извещавшийся в установленном порядке ответчик Исмаилов С.М. в судебное заседание не явился, судебное извещение последнему не вручено по причине истечения срока хранения.
С учётом изложенного суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Прокуратурой Кировского района г. Махачкалы на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы о признании незаконным бездействия ответчика ИП Исмаилова С.М. по не устранению требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС «Евлоил» по адресу: г. Махачкала, пр. Казбекова 248, обязании устранить нарушения пожарной безопасности нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, устранить нарушения требований промышленной безопасности, признать незаконной и приостановить деятельность АЗС «Евройл» находящееся у индивидуального предпринимателя Исмаилова Салима Мурадовича и другими лицами, расположенной и функционирующей по адресу: ул. Казбекова 248, г. Махачкала, до устранения следующих нарушений требований федерального законодательства:
-обязать предусмотреть противопожарные расстояния, а именно:
от ТРК до края проезженной части автомобильной дороги - менее 25 м; (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.20014 п.7.1, табл. 1). от ТРК с СУЕ до проезжей части дороги - менее 25 м. (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.20014 п.7.1, табл. Г);
-обязать соблюсти расстояние между МАЗС и жилыми домами (менее 60 метров), СП 156.13130.20014 п.7.1, табл. 5.
-обязать представить техническую документацию на технологическую систему АЗС (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.2014 п.6.2);
-расстояния между зданиями и сооружениями многотспливной АЗС обязать привести в соответствии установленным требованиям, а именно:
-расстояние между ТРК С"УГ и местом слива АЦ с СУЕ менее 20 м.; расстояние между ТРК СУГ и зданиями и сооружениями АЗС (офис, операторская и т.д.) менее 35 м.;
-расстояние между ТРК ЖМТ и зданиями и сооружениями АЗС (офис, операторская.) менее 15 м., установить дополнительный выход в противоположную сторону;
-расстояние от мест слива АЦ с СУГ до близлежащих зданий (офис, операторская) менее 15 м.
-расстояние от мест слива АЦ с ЖМТ до близлежащих зданий (офис, операторская) менее 15 м. расстояние от мест емкостей с ЖМТ до близлежащих зданий (офис, операторская) менее 15 м.
-расстояние от мест емкостей с СУГ до близлежащих зданий (офис, операторская) менее 15 м.
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.2014 п.8.4, табл. 6).
Обязать на МАЗС общую вместимость резервуаров привести в допустимые нормы (8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Обязать предусмотреть противопожарное расстояние от резервуара СУГ до надземных резервуаров ЖМТ (таблица 3, п.п. 7.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Обеспечить очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами (6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
На объекте противопожарные расстояния от надземно расположенных резервуаров СУГ и ЛВЖ до операторской, до ТРК СУГ и здания мастерских, кафе, магазина привести в соответствии с нормами (таблица 2, п.п. 7.2 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фразы СУГ за ее пределы и образование взрывоопасных смесей за пределами за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Также не предусмотрена система орошения для стационарного резервуара СУГ. (п. 7.25; п. 7.36; п. 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», НПБ 111-98* п.14) ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ;
Помещения обеспечить наличием знаков пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 36);
Объект защиты обеспечить огнетушителями согласно требований ПБ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 60);
Предоставить документацию на технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 374). В местах установки приемно-контрольных приборов установить инструкцию о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 56); МАЗС оснастить в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479); МАЗС оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные.
Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); МАЗС оборудовать соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Расстояние от МАЗС с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории составляет менее 25 метров (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности»);
На въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
На автозаправочной станции не допускать заправку транспортных средств с работающими двигателями (Постановление правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.385);
На одном заправочном островке СУГ допускается единовременная заправка более одного автомобиля (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.14);
Разместить планы эвакуации людей при пожаре (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 5)(кафе);
Газоиспользующее оборудование оборуовать системой контроля загазованности и обеспечения пожарной безопасности с автоматическим отключением подачи газа выводом сигнала на диспетчерский пункт или в помещение с постоянным присутствием персонала (ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст.4; СП 62.13330- 2011 п.7.2)(кафе);
Учет огнетушителей, обслуживание систем и средств противопожарной защиты, водоснабжения, проведение работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений проводить с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление правительства РФ от 16.09.2020 №1479 пп. 17, 43, 48, 50, 54, 60);
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. (Постановление правительства РФ от 16.09.2020 №1479 п. 48);
Топливо-раздаточные колонки жидкого моторного топлива и раздаточные колонки СУГ защитить от повреждений транспортными средствами., специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями (п. 6.29 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
МАЗС оснастить системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Предоставить документацию (паспорт), подтверждающая единичную вместимость резервуара для СУГ не более 10 м3 (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.30);
Резервуар для хранения СУГ расположить подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,5 м. или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность защиты и ее теплоизолирующую способность в течение времени к в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода), при воздействии на нее воды во время тушения пожара, а также в течение 60 минут огневого воздействия на нее возможного пожара) (соответствующие документы предоставить, предоставить сертификат (документ) на использованный материал для покрытия резервуара СУГ) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.30, п.6.6);
Резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90?/о-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Резервуары для хранения СУГ оснасти системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6
Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Организовать проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов источников наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствуют,их актов (акт не представлен) (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 48);
Расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем МАЗС до объектов с массовым пребыванием людей менее 60 м (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.3 таблица 5);
При срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС обеспечить в автоматическом режиме:
прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом; перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ;
отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.54);
установить специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
установить систему заземления МАЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Сбросная труба паров СУГ защитить от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение, применение устойчивых к воздействию огня материалов) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники. Предел огнестойкости несущих конструкций сбросной трубы должен быть не менее R60 (соответствующие документы не представлены) (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 л. 8.42);
Оборудование технологических систем обеспечить осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (п. 7.29 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (и. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Предоставить декларацию пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Лица допустить к работе на объекте с прохождением обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);
Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Обеспечить при заправке транспортных средств топливом для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения)(п. 384 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);
На пожарных шкафах уставнэить информацию о составе комплектующих изделий (НПБ 151-2000 п. 4.6);
Обязать руководителя определить порядок и сроки проведения работ по счистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего г.кта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 43 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479)(кафе);
Обеспечить в установленные технической документацией сроки очистка и предремонтная подготовка технологического оборудования автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п. 373 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);
На автозаправочной станции запретить заправку транспортных средств в которой находятся пассажиры (п. 385 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года№ 1479).
Провести мероприятия по установлению санитарно защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет - 50 м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п. 12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
Предоставить список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требований п.22 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
Предоставить заключительный акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п.45 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
Предоставить программу производственного контроля и договора наосуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», гг 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
Предоставить программу производственного контроля за условиями труда
и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий
направленных на предупреждение вредного воздействия факторов
производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП 2.2.3670-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям труда";
Предоставить документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, что не соответствует требованиям п.209 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
Установить уголок потребителя, для соответствия с требованиям статьям 8,9 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Судом установлено и это не оспаривалось сторонами, что Исмаилов С М. является собственником земельного участка и расположенного на нем АЗС, расположенной по адресу: г.Махачкала, ул.Казбекова 248
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу п. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 указанной статьи проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из положений п. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения субъектов, указанных в п. 1 ст. 21 названного закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов в рамках прокурорского надзора.
П. 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
К рассматриваемому иску заявителем приложена информация начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-973 от 21.08.2023, из которой следует, что в ходе проверки АЗС «Евроил» при её эксплуатации выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, подробно отражённых в самой справке.
Кроме того, Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы к иску приложен акт главного специалиста отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Магомедова Р.А., в которой перечислены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные на АЗС «Евроил». Устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства также является предметом рассматриваемого иска.
Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установлен-ные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с положениями ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии сис-темы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
СП 156.1130.2014 установлены санитарные нормы и правила, обязательные на АГЗС.
Ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности промышленных объектов» установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения федеральных законов в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требовании промышленной безопасности. обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
В силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров чрезвычайных, ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может, повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Распределяя бремя доказывания по рассматриваемому спору, суд исходит из того, что именно ответчиком должны быть представлены доказательства надлежащего исполнения противопожарных, санитарных и технических требований.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные Прокуратурой Кировского района г. Махачкалы исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Кировского района г.Махачкалы, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Исмаилова Салима Мурадовича по несоблюдению требований законодательства о противопожарной, промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации АЗС «Евроил» по адресу: г. Махачкала, ул. Казбекова 248.
Обязать Исмаилова Салима Мурадовича устранить допущенные при эксплуатации «Евроил» по адресу: г. Махачкала, ул. Казбекова 248, нарушения пожарной безопасности, перечисленные в информации начальника ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М. № ИВ-191-4-4-973 от 21.08.2023, устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, перечисленные в акте главного специалиста отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения по гигиене труда Управления Роспотребнадзора по РД Магомедовым Р.А. от 18.08.2023.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий З.А. Магомедова