Дело № 2-478/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Акъяр 02 августа 2022г.
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Подынь З.Н., с участием помощника прокурора Хайбуллинского района РБ Бикбаева А.Р., при секретаре Валявиной У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хайбуллинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Бурибай муниципального района Хайбуллинский район РБ, Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ, МКУ Управление образования муниципального района Хайбуллинский район РБ о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хайбуллинского района РБ обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Бурибай муниципального района Хайбуллинский район РБ (далее - МАОУ СОШ с. Бурибай), Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ, МКУ Управление образования муниципального района Хайбуллинский район РБ в котором просит возложить на МАОУ СОШ с. Бурибай МР Хайбуллинский район РБ обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оснастить и оборудовать в здании образовательного учреждения оконные блоки замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», введенного в действие приказом Ростандарта от 19.05.2021г. №398-ст. Обязать Администрацию муниципального района Хайбуллинский район РБ, МКУ Управление образования муниципального района Хайбуллинский район РБ профинансировать мероприятия по оснащению и оборудованию оконных блоков здания МАОУ СОШ с. Бурибай МР Хайбуллинский район РБ замками безопасности.
В обоснование иска прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в МАОУ СОШ с. Бурибай в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в МАОУ СОШ с. Бурибай оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, а также не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
В судебном заседании помощник прокурора Бикбаев А.Р. исковые требования поддержал и просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Ответчик представитель МАОУ СОШ с. Бурибай в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, представил суду отзыв на исковое заявление в котором указал, что школа запросило выделение финансовых средств для оборудования оконных рам с замками безопасности от МКУ Управление образования МР Хайбуллинский район. Просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель Администрации МР Хайбуллинский район РБ представил суду заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель МКУ Управление образования муниципального района Хайбуллинский район РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Положениями статьи 41, статьи 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерльный закон №273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 6 марта 2006 года №35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии с п.6.3.1 «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», введенного в действие приказом Ростандарта от 19.05.2021г. №398-ст, для обеспечения безопасности детей, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, находящихся без присмотра взрослых, необходимо применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении.
Кроме того, общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», введенного в действие Приказом Минстроя России от 17.08.2016г. №572/пр, согласно которому оконные блоки в зданиях общеобразовательных учреждений для предотвращения выпадения обучающихся из окон, должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися.
Прокуратурой Хайбуллинского района РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в МАОУ СОШ с. Бурибай в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в МАОУ СОШ с. Бурибай оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект и не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
10 января 2022 года прокуратурой района в адрес МКУ «Управление образования» МР Хайбуллинский район РБ внесено представление, по результатам рассмотрения, которого, конкретные меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства не приняты, и до настоящее время не устранены.
Как следует из письма начальника МКУ «Управление образования» МР Хайбуллинский район РБ от 09.02.2022г. Управлением принято представление прокурора во внимание. С руководителями образовательных учреждений проведена профилактическая беседа о необходимости приобретения и установки в течение 2022 года замков безопасности на окнах зданий общеобразовательных учреждений.
Из письменного объяснения руководителя административного хозяйственного отдела МКУ «Управление образования» МР Хайбуллинский район РБ ФИО4 от 23.06.2022г. следует, что с представлением прокурора района учреждение согласно, однако устранить нарушения, указанные в представлении в настоящее время невозможно, в виду отсутствия финансирования со стороны учредителя образовательных организаций – Администрации МР Хайбуллинский район РБ. Управление с просьбой о выделении бюджетных средств на устранение нарушений, указанных в представлении, не обращалось.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства в МАОУ СОШ с. Бурибай оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Изложенное свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, с учетом требований абз. 2 п. 19 Постановления Правительства РФ от 07.11.2019 №1421, а также с целью соблюдения интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, суд находит необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Хайбуллинского района Республики Башкортостан к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Бурибай муниципального района Хайбуллинский район РБ, Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ, муниципальному казенному учреждению Управление образования муниципального района Хайбуллинский район РБ о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Бурибай муниципального района Хайбуллинский район РБ в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оснастить и оборудовать в здании образовательного учреждения оконные блоки замками безопасности в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-2021. Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», введенного в действие приказом Ростандарта от 19.05.2021г. №398-ст.
Обязать Администрацию МР Хайбуллинский район РБ и Муниципальное казенное учреждение Управление образования МР Хайбуллинский район РБ профинансировать мероприятия по оснащению и оборудованию оконных блоков здания – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Бурибай муниципального района Хайбуллинский район РБ замками безопасности.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Зилаирский межрайонный суд РБ в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья З.Н. Подынь
Мотивированный текст решения суда изготовлен 09.08.2022г.