Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9275/2022 от 28.07.2022

Судья: Сергеева О.И.                                       адм. дело № 33а-9275/2022

УИД: 63RS0025-01-2021-004398-90

Дело № 2а-550/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2022 года                                                                 город Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г.о. Сызрань Самарской области, Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения, согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного ответчика Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области по доверенности Филатовой Д.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Государственной жилищной инспекции Самарской области по доверенности Уваровой Г.В. на доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Государственная жилищная инспекция Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.о. Сызрань Самарской области, Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения, согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области (далее межведомственной комиссии).

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Государственной жилищной инспекцией Самарской области проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> По результатам обследования вынесено заключение органа государственного жилищного надзора от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому межведомственной комиссии рекомендовано принять решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Заключение направлено Главе администрации г.о. Сызрань. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года председатель межведомственной комиссии проинформировал собственников вышеуказанного жилого дома о том, что они вправе обратиться с соответствующим заявлением и установленным пакетом документов в межведомственную комиссию.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года председатель межведомственной комиссии сообщил Государственной жилищной инспекции Самарской области о невозможности провести оценку соответствия жилого дома по указанному адресу, поскольку обращаясь с заявлением о признании указанного дома аварийным, заявители представили неполный пакет документов, указанных в пункте 2.6.1 Административного регламента.

До настоящего времени заключение Государственной жилищной инспекции Самарской области о техническом состоянии многоквартирного дома в установленном порядке межведомственной комиссией не рассмотрено. Решение межведомственной комиссии является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение процедуры принятия решения влечет нарушение жилищных прав граждан, в связи с чем, инспекция вынуждена обратиться в суд с данным административным иском.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец, с учетом последующих уточнений, просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о. Сызрань, Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года о техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу: г<адрес>, в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года , а также возложить на администрацию г.о. Сызрань Самарской области и межведомственную комиссию при администрации городского округа Сызрань Самарской области обязанность в течение двух месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу, рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 11 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 119-124).

В апелляционной жалобе Межведомственная комиссия при администрации городского округа Сызрань Самарской просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 130-132).

В апелляционной жалобе администрация г.о. Сызрань Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного (л.д. 144-148).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в числе прочего признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заявление гражданина либо заключение органа государственного надзора (контроля), провести оценку соответствия жилого помещения в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании обращения ФИО14 по вопросу неудовлетворительного технического состояния жилого дома <адрес> в результате инспекционного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ года Государственной жилищной инспекцией Самарской области, подготовлено заключение органа государственного жилищного надзора.

В ходе проведения осмотра указанного жилого дома выявлено техническое состояние строительных конструкций, не позволяющее обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Согласно заключению Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года по результатам осмотра жилого дома <адрес> Межведомственной комиссии администрации г.о. Сызрань рекомендовано принять решение в соответствии с пунктом 47 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (л.д. 24-28).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года председатель Межведомственной комиссии администрации г.о. Сызрань ФИО15 проинформировал собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, о том, что они вправе обратиться с соответствующим заявлением и установленным перечнем документов в Межведомственную комиссию. А также сообщено о том, что в случае непредставления заявителями документов, предусмотренных пунктом 45 Положения, комиссия возвращает без рассмотрения заявления и соответствующие документы в течение 15 дней с момента истечения срока (л.д. 72-73).

Постановлением администрации г.о. Сызрань Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ года сособственникам ФИО16 в предоставлении муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отказано, ввиду предоставления неполного пакета документов (л.д. 18).

В ходе рассмотрения дела установлено, что указанные заключения Межведомственной комиссии и постановление администрации г.о. Сызрань Самарской области в адрес Государственной жилищной инспекции Самарской области не направлялись.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года Межведомственная комиссия сообщила Государственной жилищной инспекции о принятых решениях (л.д. 14).

Установив вышеизложенные обстоятельства и удовлетворяя в полном объеме заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами действующего законодательства, исходил из того, что до настоящего времени заключение органа государственного жилищного надзора по существу межведомственной комиссией не рассмотрено, решения, предусмотренные пунктами 46, 47 Положения, не приняты, в связи с чем, пришел к выводу, что со стороны административного ответчика допущено незаконное бездействие.

При этом суд обоснованно исходил из того, что непредставление (либо невозможность представления) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку в данном случае в комиссию обратились не собственники помещений, а орган государственного жилищного надзора.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют материалам дела, основаны на правильном применении закона и согласуются с правовой позицией Верховного Суда РФ (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 года № 1-КГ17-4).

Доводы апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком приняты все необходимые меры в рамках предоставленной Положением компетенции, и по делу принято решение, предусмотренное Положением и подпунктом «ж» пункта 3.4.6. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ года № , а также о том, что постановление администрации г.о. Сызрань Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года не оспорено собственниками жилого дома, не опровергают выводы суда об имевшем место бездействии, так как изложенное в соответствующих письмах не являются решениями, которые в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должны быть приняты по результатам рассмотрения заключений Государственной жилищной инспекции.

Несогласие административного ответчика с результатами осмотра, произведенного жилищной инспекцией, также не влияют на выводы суда о незаконном бездействии, с которыми соглашается судебная коллегия. Так, согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение в виде заключения, указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. Однако, указанные требования Положения административным ответчиком не соблюдены. При этом принятие решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги в Положении не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом по адресу: <адрес>, является частной собственностью, его собственники несут бремя содержания в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Действие Положения № 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем (пункт 5 Положения).

Многоквартирным домом признается здание, соответствующее признакам, установленным частью 6 статьи 15 ЖК РФ (пункт 6 Положения).

Согласно части 6 статьи 15 ЖК РФ многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.

Указанный жилом дом состоит из трех квартир, согласно информации ГИС ЖКХ является многоквартирным и находится в управлении управляющей компании <данные изъяты> ввиду чего на него распространяется правовое регулирование указанного Положения.

Доводы апелляционных жалоб не ставят под сомнение правильность выводов суда по существу рассмотренного заявления, повторяют позицию административных ответчиков в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.о. Сызрань Самарской области, Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Сергеева О.И.                                                             адм. дело № 33а-9275/2022

УИД: 63RS0025-01-2021-004398-90

Дело № 2а-550/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

30 августа 2022 года                                                                                     город Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г.о. Сызрань Самарской области, Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения, согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного ответчика Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области по доверенности Филатовой Д.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Государственной жилищной инспекции Самарской области по доверенности Уваровой Г.В. на доводы апелляционных жалоб, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.о. Сызрань Самарской области, Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-9275/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Государственная жилищная инспекция
Ответчики
Межведомственная комиссия при Администрации г.о. Сызрань САмарской области по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения
Администрация г.о. Сызрань Самарской области
Другие
Юров Р.Е.
Зиморина Н.Н.
Чибесенкова М.А.
Филатова Д.О.
Аксянова Н.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.07.2022Передача дела судье
30.08.2022Судебное заседание
16.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее