Дело №12-1375/2023
РЕШЕНИЕ
10 ноября 2023 года город Орел
Судья Советского районного суда города Орла Щербина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны на постановление начальника отдела государственного земельного надзора и контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина Сергея Николаевича от ДД.ММ.ГГ №*** о привлечении к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора и контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина Сергея Николаевича от ДД.ММ.ГГ №*** глава КФХ Чуряева Лариса Николаевна привлечена к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Не согласившись с указанным постановлением, Чуряевой Л.Н. подана жалоба, в которой приводит доводы о том, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Считает, что к возникшим правоотношениям применяется Федеральный закон от 10.07.2023 № 306-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.2 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и статью 16 Федерального закона «О пчеловодстве в Российской Федерации», в соответствии с которыми из ст. 16 Федерального закона «О пчеловодстве» исключается обязанность указывать в оповещениях сведения о сроках применения и опасных свойствах пестицидов.
Кроме того, указывает, что в отношении нее не должна была быть проведена проверка прокуратурой в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №*** «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля».
В связи с чем, просит постановление от ДД.ММ.ГГ №*** – отменить, производство по делу – прекратить.
В судебное заседание Чуряева Л.Н., должностное лицо Гришин С.Н., надлежаще извещенные о рассмотрении жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Защитник Чуряевой Л.Н. по доверенности Павлив М.М. доводы жалобы поддержал.
Представитель должностного лица Гришина С.Н. по доверенности Шевлякова М.В. полагала постановление законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении жалобы по доводам, указанным в возражениях.
Судья, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 8.3 КоАП РФ нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены Федеральным законом от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агорохимикатами».
Согласно статье 22 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агорохимикатами» порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, результатов оценки качества земель, состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, определенного на основании проведенных почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, а также с учетом рационов животных.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Пунктом 272 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий работу с пестицидами и агрохимикатами (далее - хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку), должен до проведения обработки пестицидами и агрохимикатами обеспечить оповещение населения, проживающего на границе с территориями, подлежащими обработке, через средства массовой информации о запланированных работах не позднее чем за 5 календарных дней до дня применения пестицидов и агрохимикатов.
В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства от воздействия пестицидов хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку, информирует владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в регламенте по применению пестицида, в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации» не позднее чем за три дня до проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов лица, ответственные за проведение таких работ, обеспечивают доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информации о таких работах.
Информация о запланированных работах по применению пестицидов и агрохимикатов должна содержать следующие сведения: 1) границы запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков; 2) сроки проведения работ; 3) способ проведения работ; 4) наименования запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов и классы их опасности; 5) сведения об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов; 6) рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
Пункт 1 статьи 49 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает на юридических и физических лиц обязанность выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, ИП Главой КФХ Чуряевой Л.Н. осуществлено оповещение населения и владельцев пасек Орловского района о проведении с ДД.ММ.ГГ химических обработок пестицидами сельскохозяйственных культур на полях в радиусе 7 км от населенных пунктов: <...>, <...>
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 30.12.2020 № 490-ФЗ в публикации информация, подлежащая размещению о запланированных работах по применению пестицидов и агрохимикатов, не содержит сведений о конкретных сроках проведения обработок, что свидетельствует о невозможности выполнения ограничений лета пчел, поскольку неизвестны даты окончания проведения обработок. Кроме того, оповещение не содержит сведений об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов.
В выпуске <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ оповещение населения, владельцев пасек в радиусе <данные изъяты> от населенных пунктов <...>, <...>, <...> о проведении с ДД.ММ.ГГ обработок посевов на земельных участках пестицидами и агрохимикатами также не содержит сведений о конкретных сроках проведения обработок, даты окончания проведения в оповещении обработок не указаны. Кроме того, оповещение не содержит сведений об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов.
Таким образом, ИП Глава КФХ Чуряева Л.Н. при осуществлении деятельности в сфере сельскохозяйственного производства допустила нарушение регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, выразившееся в размещении ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> по адресу редакции: <...>, информации не в полном объеме, предусмотренном законодательством, что свидетельствует о ненадлежащем оповещении жителей и пчеловодов о проведении предстоящих химических обработок сельскохозяйственных культур пестицидами и агрохимикатами, тем самым создав угрозу причинения вреда окружающей среде, природным объектам, а также жизни и здоровью граждан, их имуществу.
Исходя из вышеизложенного, ИП - Глава КФХ Чуряева Л.Н. не обеспечила соблюдение правил применения пестицидов и агрохимикатов при осуществлении химических обработок сельскохозяйственных полей, что свидетельствует о нарушении требований ст.22 Федерального закона № 109-ФЗ, а также требований п.п. 2, 5 ч.2 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2020 № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации».
По вышеуказанным фактам нарушений в отношении ИП - Главы КФХ Чуряевой Л.Н., Орловским природоохранным межрайонным прокурором Булгаковой И.П. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ по ст.8.3 КоАП РФ, переданное в соответствии с ч.1 ст.23.15 КоАП РФ для рассмотрения по подведомственности в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям.
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора и контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина С.Н. от ДД.ММ.ГГ №*** глава КФХ Чуряева Л.Н привлечена к административной ответственности по статье 8.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
Указанные в фабуле постановления по делу об административном правонарушении обстоятельства подтверждаются представленными материалами дела: постановлением от ДД.ММ.ГГ, объяснениями от ДД.ММ.ГГ, рапортом от ДД.ММ.ГГ, сведениями из <данные изъяты> выпиской из ЕГРИП.
Исходя из установленных обстоятельств, подтвержденных указанными выше доказательствами, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении в отношении Чуряевой Л.Н., поскольку обстоятельства, установленные в ходе производства по делу об административном правонарушении, свидетельствуют о совершении заявителем административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.3 КоАП РФ.
На основании изложенного судья приходит к убеждению, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении Чуряевой Л.Н. вынесено в соответствии с нормами КоАП РФ, с учетом установленных в ходе рассмотрения обстоятельств.
Административное наказание назначено с соблюдением требований КоАП РФ, и соответствует санкции статьи 8.3 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого постановления должностным лицом Управления Россельхознадзора по Орловской и Курским областям не допущено.
Довод заявителя о том, что к возникшим правоотношениям применяется Федеральный закон от 10.07.2023 № 306-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.2 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и статью 16 Федерального закона «О пчеловодстве в Российской Федерации», в соответствии с которыми из ст. 16 Федерального закона «О пчеловодстве» исключается обязанность указывать в оповещениях сведения о сроках применения и опасных свойствах пестицидов, не может быть принят судьей во внимание поскольку, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.07.2023 № 306-ФЗ, данный документ вступает в силу с ДД.ММ.ГГ.
Указание в жалобе на то, что в отношении Чуряевой Л.Н. не должна была быть проведена проверка прокуратурой в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля», суд полагает необоснованным, поскольку указанный правовой акт не распространяется на проводимые органами прокуратуры проверки.
В силу статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решила:
жалобу главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны на постановление начальника отдела государственного земельного надзора и контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина Сергея Николаевича от ДД.ММ.ГГ №*** о привлечении к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без удовлетворения.
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора и контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина Сергея Николаевича от ДД.ММ.ГГ №*** о привлечении главы КФХ Чуряевой Ларисы Николаевны к административной ответственности по ст.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение 10 дней со дня его получения.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 10 ноября 2023 года.
Судья: И.С. Щербина