Дело № 2-208/2023
10RS0013-01-2023-000011-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2023 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Т.В. Барановой,
при секретаре: О.С. Беркутовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также Администрация, заявитель) обратилась в суд с названным выше заявлением, мотивируя тем, что хх.хх.хх г. по заявлению администрации водозаборное сооружение «скважина», площадью 25,2 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: ..., был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости. В течение года со дня постановки имущества на учет никто не заявил о своих правах на указанное имущество. Ссылаясь на ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель просил признать право муниципальной собственности на указанный объект.
Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 11.01.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Республике Карелия.
Представитель заявителя, действующий на сновании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленное требование.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представили.
Суд на основании части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав участника процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к способам защиты гражданских прав признание права.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу части 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее ФЗ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 ФЗ N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее ФЗ N 416-ФЗ).
Статьей 3 ФЗ N 416-ФЗ закреплено, что одной из целей, на достижение которой направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, является охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, частью 2 статьи 3 ФЗ N 416-ФЗ определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых установлена приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2023 водозаборное сооружение «скважина», площадью 25,2 кв.м. с кадастровым номером №, хх.хх.хх г. расположено по адресу: ... о зарегистрированных правах отсутствуют. хх.хх.хх г. принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
Из письма МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия от хх.хх.хх г. № следует, что объект недвижимости – скважина, расположенная по адресу: ..., не числится в реестре федерального имущества.
Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от хх.хх.хх г. № указанная выше скважина не числится в реестре государственного имущества Республики Карелия.
Из ответа администрации Шокшинского вепсского сельского поселения от хх.хх.хх г. № следует, что объект недвижимости – скважина не числится в реестре муниципального имущества.
Согласно ответу ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от хх.хх.хх г. № в реестре объектов капитального строительства ГУП РК РГЦ «Недвижимость» отсутствует информация о правообладателе объекта недвижимости – скважине, расположенной по адресу: ....
Таким образом, установлено, что указанный объект недвижимости принят уполномоченным органом на учет как бесхозяйный объект в установленном порядке, со дня постановки до настоящего времени прошло более года, законных владельцев не выявлено. Другие физические и юридические лица прав на указанный объект недвижимого имущества не заявили.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что водозаборное сооружение «скважина», площадью 25,2 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: ..., не имеет собственника и является бесхозяйным объектом недвижимого имущества.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах, так как годичный срок со дня постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества истек, в силу положений Федерального закона от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, суд находит заявление администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании права муниципальной собственности на вышеназванный объект подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь требованиями статей 12, 56, 194–198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Прионежского муниципального района Республики Карелия на водозаборное сооружение – скважину, кадастровый №, площадью 25,2 кв.м., расположенную по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.В. Баранова
Мотивированное решение суда составлено 07.02.2023.