Дело № 2-267/2023
11RS0013-01-2023-000399-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года с.Ижма
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.И.,
при помощнике судьи Дурягиной Н.Ю.,
с участием помощника прокурора Ижемского района Микуленко Д.В.,
представителя третьего лица Управления образования администрации муниципального района «Ижемский» по доверенности Каневой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» об обеспечении выполнения мероприятий, направленных на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, к администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский» об обеспечении финансирования расходов по выполнению этих мероприятий.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ижемского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Щельяюрская СОШ», администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский» (далее – администрация МО МР «Ижемский»), утверждая, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры Республики Коми проведена проверка и проанализировано состояние законности в сфере исполнения образовательными организациями требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности МБОУ «Щельяюрская СОШ» выявлены нарушения вышеуказанного законодательства. МБОУ «Щельяюрская СОШ» является образовательной организацией, имеет право на ведение образовательной деятельности по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования на основании лицензии ДД.ММ.ГГГГ. Образовательная деятельность осуществляется в 3 зданиях, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>; <адрес>. Учредителем МБОУ «Щельяюрская СОШ» является МО МР «Ижемский» в лице администрации МО МР «Ижемский». По результатам проведения плановой выездной проверки в период с 15.03.2021 по 09.04.2021 ОНД и ПР Ижемского района в адрес МБОУ «Щельяюрская СОШ» 09.04.2021 вынесены предписания № 4/1/1, 5/1/1 и 6/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновении пожара, в котором установлен срок исполнения нарушений требований пожарной безопасности – 01.03.2022. В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. Ходатайства о дополнительном продлении срока исполнения предписания в ОНД и ПР Ижемского района не поступало. Таким образом, срок устранения нарушений требований пожарной безопасности на вышеуказанных объектах был продлен до 01.06.2022. 25.03.2023 прокуратурой района с привлечением специалиста ОНД и ПР Ижемского района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах МБОУ «Щельяюрская СОШ» в ходе которой установлено, что часть нарушений, изложенных в предписаниях ОНД и ПР Ижемского района от 09.04.2021 № 4/1/1, 5/1/1 и 6/1/1 не устранены, а именно на объектах, расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес> не проведены проверки наличия, состояния и необходимости установки молниезащиты зданий. Согласно Уставу МБОУ «Щельяюрская СОШ» является бюджетным учреждением, учредителем (собственником имущества) является муниципальное образование муниципального района «Ижемский» в лице администрации муниципального района «Ижемский», финансовое обеспечение осуществляется посредством бюджетных средств, выделяемых в установленном порядке. Отсутствие финансирования МБОУ «Щельяюрская СОШ» приводит к функционированию образовательного учреждения с нарушением требований пожарной безопасности, что создает условия для возникновения происшествий, и, как следствие, угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Просят обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Ижемский» до 01.07.2024 обеспечить финансирование расходов МБОУ «Щелъяюрская СОШ» по выполнению мероприятий, направленных на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес>, а именно: на проведение проверки наличия, состояния и необходимости установки молниезащиты; обязать МБОУ «Щелъяюрская СОШ» в срок до 01.09.2024 выполнить мероприятия направленные на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес>, а именно: провести проверку наличия, состояния и необходимости установки молниезащиты.
В судебном заседании помощник прокурора Микуленко Д.В. на исковых требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Ижемский» в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть гражданское дело без его участия. Из отзыва ответчика следует, что исковые требования признаются.
Представители ответчика МБОУ «Щельяюрская СОШ», третьего лица - ОНД и ПР Ижемского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Представитель Управления образования администрации МР «Ижемский» Канева В.О. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна.
Поскольку стороны о рассмотрении гражданского дела уведомлены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) МБОУ «Щельяюрская СОШ» является образовательной организацией, имеет право на ведение образовательной деятельности по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования на основании лицензии № № от ДД.ММ.ГГГГ. Образовательная деятельность осуществляется в 3 зданиях, расположенных по адресу: <адрес>а; <адрес>; <адрес>.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регламентируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Положениями ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлена обязанность руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочего собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения не только при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, но и при эксплуатации зданий.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 6 Федеральный закон № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16 марта 2007 года № 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Из анализа приведенных норм следует, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Технического регламента о пожарной безопасности, данные правила подлежат применению в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта и в случае, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми правилами приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Исходя из понятия пожарной безопасности, данного федеральным законодателем, приведение введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности, - это обязанность, целью исполнения которой является обеспечение состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В связи с изложенным, период постройки и введения в эксплуатацию здания не освобождает собственника или иного законного владельца здания от соблюдения действующих (в том числе введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Федеральный закон № 123-ФЗ исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов: устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.
По результатам проведения плановой выездной проверки в период с 15.03.2021 по 09.04.2021 ОНД и ПР Ижемского района в адрес МБОУ «Щельяюрская СОШ» 09.04.2021 вынесены предписания № 4/1/1, 5/1/1 и 6/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновении пожара, со сроком устранения нарушений требований пожарной безопасности 01.03.2022.
В соответствии с п. 8 Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Таким образом, срок устранения нарушений требований пожарной безопасности на объектах МБОУ «Щельяюрская СОШ», расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес>. продлен до 01.06.2022.
Согласно справке о проверке антитеррористической и пожарной безопасности от 25.03.2023 проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста ОНД и ПР Ижемского района, установлено, что часть нарушений, изложенных в предписаниях ОНД и ПР Ижемского района от 09.04.2021 № 4/1/1, 5/1/1 и 6/1/1 не устранены, а именно на объектах, расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес> не проведены проверки наличия, состояния и необходимости установки молниезащиты зданий.
Учитывая изложенное, поскольку в нарушение требований действующего законодательства и нормативных актов МБОУ «Щельяюрская СОШ» в целях создания безопасных условий для обучения и воспитания детей, а также для исполнения обязанностей работниками учреждения, весь комплекс мер по обеспечению безопасности здания, где ведется процесс обучения, не принят, суд находит исковые требования прокурора обязать МБОУ «Щельяюрская СОШ» в срок до 01.09.2024 выполнить мероприятия, направленные на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес>, а именно: провести проверку наличия, состояния и необходимости установки молниезащиты, подлежащими удовлетворению.
Согласно Устава учреждения, утвержденного постановлением администрации МР «Ижемский» 12.11.2018 №832 учредителем МБОУ «Щельяюрская СОШ» является МО МР «Ижемский» в лице администрации МР «Ижемский».
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 8 Устава МО МР «Ижемский» вопросом местного значения является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Исходя из того, что МБОУ «Щельяюрская СОШ» является некоммерческим, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств местного бюджета и собственных денежных средств достаточных для исполнения решения суда в настоящее время не имеет, удовлетворяя исковые требования прокурора, суд считает возможным обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Ижемский» до 01.07.2024 обеспечить финансирование расходов МБОУ «Щелъяюрская СОШ» по выполнению мероприятий, направленных на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес>, а именно: на проведение проверки наличия, состояния и необходимости установки молниезащиты.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Ижемского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Ижемский» (ИНН 1119002293, ОГРН 1021101096488) в срок до 01.07.2024 обеспечить финансирование расходов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» по выполнению мероприятий, направленных на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес>, а именно: на проведение проверки, наличия, состояния и необходимости установки молниезащиты.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щельяюрская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 1119002374, ОГРН 1021101097159) в срок до 01.09.2024 выполнить мероприятия, направленные на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>а; <адрес>; <адрес>, а именно: провести проверку наличия, состояния и необходимости установки молниезащиты.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ижемский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 12.07.2023.
Судья Т.И. Засыпкина