Р Е Ш Е Н И Е
Дело № 12-13/2023
пгт Оричи 23 июня 2023 года
Судья Оричевского районного суда Кировской области Васильев С.В.,
при секретаре Симоновой В.С.,
с участием и.о. прокурора Оричевского района Кировской области Воробьевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Оричевского района Кировской области на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области от 29 марта 2023 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области от 29 марта 2023 года ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
ФИО2 признан виновным в том, что 10 марта 2023 года в 18 час. 30 мин. установлено, что по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ФИО2 ненадлежащим образом исполняет родительские обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно: не поддерживает связь со школой и классным руководителем, не должным образом контролирует выполнение сыном домашних заданий, не всегда допускает соблюдение режима дня сына, в результате чего ФИО1 на уроках не сосредоточен, тем самым ФИО2 нарушил статью 63 Семейного кодека Российской Федерации.
Прокурором Оричевского района Кировской области Онучиным Ю.А. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области от 29 марта 2023 года принесен протест, в котором просит восстановить срок обжалования постановления, постановление отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что постановление КДН и ЗП не соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. К событию административного правонарушения относятся время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. В обжалуемом постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Оричевского района от 29.03.2023 года № 6.1.11 время совершения правонарушения не установлено.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Копия постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Оричевского района от 29.03.2023 года № 6.1.11 по административному делу в отношении ФИО2 по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поступила в прокуратуру района в связи с проведением проверки по его обращению 16 мая 2023 года, в связи с чем просит восстановить срок на принесения протеста.
В суде прокурор Воробьева Н.В. доводы протеста поддержала, привела аналогичные доводы.
Привлеченный к административной ответственности ФИО2, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протеста прокурора (л.д. 34), в суд не явился
Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области в судебное заседание не явился. Председатель КДН и ЗП Оричевского района ФИО6 представила заявление о рассмотрении протеста прокурора без их участия (л.д. 37, 38, 39-40).
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями статей 30.10., 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока, он по ходатайству лица, подающего жалобу (протест), может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу (протест).
Согласно пункту 3 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
С учетом изложенного, учитывая, что сведений о вручении копии постановления прокурору, обратившемуся с протестом, материалы дела не содержат, копию обжалуемого постановления прокурор получил за рамками срока для его обжалования суд приходит к выводу о необходимости восстановления срока на подачу протеста.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению, помимо прочего, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Из материалов дела следует, что 10 марта 2023 года инспектором ПДН МО МВД России «Оричевский» ФИО7 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении 43 АБ № 1072908, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 10 марта 2023 года в 18 час. 30 мин. установлено, что по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ФИО2 ненадлежащим образом исполняет родительские обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетнего сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно: не поддерживает связь со школой и классным руководителем, не должным образом контролирует выполнение сыном домашних заданий, не всегда допускает соблюдение режима дня сына, в результате чего ФИО1 на уроках не сосредоточен, тем самым ФИО2 нарушил статью 63 Семейного кодека Российской Федерации. В протоколе в графе «объяснения» ФИО2 написал: «с протоколом ознакомлен, не согласен, воспитанием и обучением сына занимаюсь» (л.д. 12)
Указанный протокол послужил основанием для вынесения комиссией по делам по делам несовершеннолетних и защите их прав Оричевского района 29 марта 2023 года постановления о привлечении ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем содержание протокола об административном правонарушении не позволяет установить, в какой период времени ФИО2 совершил правонарушение. Время, указанное в протоколе, соответствует времени его составления.
Указанный недостаток является существенным, так как согласно статьям 26.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого ни коллегиальный орган, ни судья, пересматривающий дело по жалобе, выходить не вправе. Отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, и противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этот недостаток протокола не мог быть восполнен при рассмотрении дела коллегиальным органом, что исключало возможность проверки обоснованности предъявленного обвинения и принятия законного и обоснованного решения по делу, и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлся основанием для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.
Однако в настоящее время такая возможность утрачена, поскольку согласно положениям статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке пункта 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Данное дело было принято коллегиальным органом к производству, рассмотрено по существу, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения его недостатков.
Составленный с существенными нарушениями протокол об административном правонарушении в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является недопустимым доказательством по настоящему делу, в связи с чем в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возникают неустранимые сомнения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу, а собранные по делу доказательства с достоверностью не свидетельствуют о наличии вины ФИО2 в совершении вменяемого ему административного правонарушения, постановление коллегиального органа по делу об административном правонарушении не может быть признано законными и подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
восстановить прокурору Оричевского района Кировской области процессуальный срок на принесение протеста на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области от 29 марта 2023 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Оричевского района от 29 марта 2023 года № 6.1.11 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Васильев С.В.