Судья Симакова И.А. Дело № 7р-51/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск «18» января 2023 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Бурой В.В. на решение судьи Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 25 октября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» № 491/85-2022 от 24 августа 2022 г. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (сокращённое наименование ОАО «РЖД») привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Из постановления следует, что ОАО «РЖД» в нарушение пункта 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614, в условиях введённого постановлением Правительства Красноярского края № 381-п от 7 мая 2022 г. режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, не очистило от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов полосу отвода железной дороги на находящемся в пользовании ОАО «РЖД» на основании договора аренды от 27 февраля 2006 г. с 5 октября 2006 г. по 31 октября 2054 г. земельном участке с кадастровым номером 24:28:2605001:5 в составе единого землепользования с кадастровым номером 24:28:0000000:50, относящемся к землям для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, в месте прилегания к лесному массиву в квартале 191 выдел 13 Решотинского участкового лесничества КГБУ «Пойменское лесничество», не отделило границу полосы отвода от леса минерализованной полосой шириной не менее 3 м или иным противопожарным барьером, в том числе после определяемого в соответствии с приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 5 апреля 2022 г. № 86-758-од на территории Пойменского района Красноярского края с 6 апреля 2022 г. начала пожароопасного сезона.
Решением судьи Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 25 октября 2022 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба защитника Берга Д.Д. на него – без удовлетворения.
В поданной в краевой суд жалобе защитник Бурая В.В. просит вынесенное в отношении ОАО «РЖД» решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что на момент обнаружения пожара 7 мая 2022 года постановление Правительства Красноярского края № 381-п от 7 мая 2022 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края» опубликовано не было, поэтому ОАО «РЖД» не могло знать о введении на территории Красноярского края режима чрезвычайной ситуации, в связи с чем не может нести повышенную ответственность за нарушение п.37 Требований пожарной безопасности в лесах.
В судебном заседании защитник Берг Д.Д. на удовлетворении жалобы настаивал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему:
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действовавшей на момент совершения правонарушения редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 277-ФЗ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 этой же статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которыми установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах. Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 37 указанных Правил полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Неисполнение ОАО «РЖД» требований пожарной безопасности в лесах, совершение тем самым административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами, которые были исследованы и оценены должностным лицом, вынесшим постановление, и судьёй районного суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, обоснованно признаны достаточными для вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Выводы должностного лица административного органа и судьи в части нарушения юридическим лицом правил пожарной безопасности в лесах являются законными, сделаны с соблюдением порядка привлечения юридического лица к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований, с учётом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В ходе рассмотрения жалобы обоснованность выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда не опровергнута.
Вместе с тем по делу имеются основания для изменения постановленных актов.
Из пункта 1 постановления Правительства Красноярского края № 381-п от 7 мая 2022 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края» следует, что режим чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края вводится с 7 мая 2022 г.
В пунктах 7, 8 постановления указано, что оно подлежит опубликованию в газете «Наш Красноярский край», на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» и вступает в силу со дня подписания.
Вместе с тем, статьёй 9 действовавшего до 1 января 2023 г. Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 г. № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» предусмотрено, что законы края и иные нормативные правовые акты, к каковым в соответствии с пунктом 2 статьи 1 этого Закона в числе прочих отнесены и постановления Правительства Красноярского края, вступают в силу через 10 дней после их первого официального опубликования на краевом портале правовой информации, если в самом законе или ином нормативном акте не указан иной срок вступления в силу. В любом случае этот срок не должен наступать ранее дня, следующего за днём официального опубликования закона или иного нормативного правового акта края.
Принимая во внимание, что на официальном интернет - портале правовой информации Красноярского края постановление Правительства Красноярского края № 381-п от 7 мая 2022 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края» опубликовано 13 мая 2022 г., это постановление в соответствии с приведённой нормой Закона Красноярского края вступило в силу 14 мая 2022 г., то есть после установленного по настоящему делу дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 и вторым предложением части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Определением от 27 сентября 2016 г. № 2017-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному определению, применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14 февраля 2013 года № 4-П и от 16 июля 2015 года № 22-П; определения от 21 апреля 2005 года № 122-О, от 19 ноября 2015 года № 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учёту при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 2735-О).
Принимая во внимание что предусмотренная частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации в части определения периода режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, норма является бланкетной, положения части 2 статьи 1.7 указанного Кодекса подлежат учёту при установлении нормативным правовым актом Красноярского края даты введения упомянутого режима, совершение правонарушения после введения которого является обстоятельством отягчающим административную ответственность.
Учитывая, что вменённое ОАО «РЖД» нарушение выявлено 7 мая 2022 г., до вступления в силу нормативного акта, устанавливающие правила, отягчающие административную ответственность, оснований квалифицировать содеянное по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ не имелось.
Вместе с тем, такое нарушение подлежит квалификации по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначение наказания по которой не ухудшит положения лица, привлечённого к административной ответственности, что согласуется с положениями п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, с учетом санкций рассматриваемых правонарушений, полагаю необходимым переквалифицировать деяние ОАО «РЖД» с ч.3 ст.8.32 КоАП РФ на ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, по которой назначить наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной указанной нормой.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» № 5491/85-2022 от 24 августа 2022 г. и решение судьи Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 25 октября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» изменить, переквалифицировать его деяние на ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, по которой назначить наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Эти же постановление и решение в остальной части оставить без изменения, а жалобу защитника Бурой В.В. – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.