Судья: Борисова Е.А.
дело № 2-3589/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Мартемьяновой С.В.,
судей Шельпук О.С.,
Маркина А.В.,
при помощнике Базарновой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации городского округа Самара, Главы Кировского внутригородского района городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г.Самара от 24.12.2021, которым постановлено:
«Обязать Администрацию городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: г. Самара, ул. Молодежная, д. 4, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Кировского внутригородского района городского округа Самара, Департамент городского хозяйства и экологии городского округа Самара в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресу: г. Самара, ул. 18 км. Московского шоссе, д. 10 в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу...»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шельпук О.С.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Самары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором с учетом последующих уточнений просил обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, администрацию Кировского внутригородского района согласно полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам г. Самара, ул. Молодежная, д. 4; г.Самара, 18 км. Московского шоссе, д. 10, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 522-89-2019 в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились ответчики Администрация г.о. Самара и Администрация Кировского внутригородского района г. Самары, оспаривая решение в части возложения на данных ответчиков обязанности по совершению указанных судом действий.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самара Пименова М.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы, указав, что Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара наделен достаточным объемом полномочий по оборудованию парковочных мест, ему выделяются средства из бюджета городского округа. Относительно апелляционной жалобы Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самары указала, что в связи с тем, что проезд, на котором должна быть организована стоянка, является внутриквартальным, поэтому ответственность на администрацию района возложена правомерно.
Представитель Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самары Кудряшова Н.Н., действующая на основании доверенности, поддержала доводы поданной указанным ответчиком апелляционной жалобы, указав, что в полномочия администрации внутригородского района не входят вопросы нанесения дорожной разметки и установки соответствующих знаков. Субсидия получена на данные работы быть не может, поскольку не входит в компетенцию администрации.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Максимова О.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Представитель ОГИБДД УМВД России по г.о. Самара Мещерякова У.Е., действующая на основании доверенности, полагала, что решение является законным и обоснованным.
Представитель истца – помощник прокурора Пижамова О.И. просила оставить решение без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в ходе проведения прокурорской проверки по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов на прилегающей территории ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 1» расположенных по адресам: г. Самара, ул. Молодежная, д. 4, г. Самара, 18 км. Московского шоссе, д. 10, отсутствуют выделенные и обозначенные знаками места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 данного Закона, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 3.2 ч. 1 ст. 13 Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставленными на объектах транспортной инфраструктуры.
Таким образом, отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
Из свидетельств о государственной регистрации прав, выписки из ЕГРН следует, что помещение Городской поликлиники № 1 (отделение врачей общей практики) расположено на первом этаже многоквартирного здания по адресу г.Самара, 18 км. Московского шоссе, д. 10; здание детской Городской поликлиники № 1 расположено по адресу г. Самара, ул. Молодежная, д. 4. Здания обеих поликлиник находятся у ГБУЗ СО СГП № 1 на праве оперативного управления.
Подъезд к зданию поликлиники по 18 км. Московского шоссе, д. 10, осуществляется через внутриквартальный проезд. Автомобильная дорога по 18 км. Московского шоссе находится в значительной удаленности от входа в здание поликлиники. Рядом со зданием поликлиники имеется асфальтированная площадка, которая относится к внутриквартальной территории, на которой осуществляется отстой транспортных средств.
В здание поликлиники по ул. Молодежная, д. 4 вход осуществляется по тротуару, примыкающему к проезжей части автомобильной дороги ул. Молодежная, на указанной автомобильной дороге возле здания поликлиники имеются парковочные карманы.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Poccийской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава городского округа Самара Самарской области, к вопросам местного значения городского округа Самара относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Уставе городского округа Самара приведен перечень вопросов местного значения, закрепленных за администрациями внутригородских районов, среди которых дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородских районов и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородских районов, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 7.1 Устава).
Пунктом 2 статьи 1 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах внутригородского района, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что автомобильная дорога ул. Молодежная, д. 4 согласно Постановлению Администрации городского округа Самара от 22.09.2014 №1441 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара» относится к дорогам местного значения. При указанных обстоятельствах лицом, ответственным за содержание данной дороги, является Администрация г.о. Самара.
В соответствии с положением «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара» от 17.09.2015 № 681, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства. При этом Департаменту городского хозяйства выделяются из бюджета городского округа Самара средства на реализацию указанных мероприятий, а также муниципальных программ, в частности программы «Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара» на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 30.12.2020 № 1070, основной целью и задачей которой является, в том числе и организация стоянок транспортных средств, применение современных схем организации дорожного движения, современных технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и т.д.).
При указанных обстоятельствах возложение обязанности по организации стоянки для транспортных средств инвалидов на Администрацию г.о. Самара как собственника автомобильной дороги местного значения и на ее структурное подразделение Департамент городского хозяйства и экологии как наделенное полномочиями по реализации функций Администрации в указанной сфере, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г.о. Самара о том, что на нее не может быть возложена обязанность по организации парковочных мест для лиц с ограниченными возможностями, отклоняется судебной коллегией, поскольку Департамент городского хозяйства и экологии не является самостоятельным органом местного самоуправления в силу Устава г.о. Самара, и обязанность по обеспечению соответствия территории требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, относящаяся к вопросам местного значения, в силу закона лежит на Администрации г.о. Самара в части территории, находящейся в ее ведении.
Из Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 98.08.2019 № 444 следует, что внутриквартальный проезд – объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам.
В соответствии с абз. 7 ст. 19 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» организация благоустройства территории внутригородского района, включая ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района относиться к компетенции администрации внутригородского района городского округа Самара.
Из материалов дела также следует, что прилегающая территория к зданию расположенного по адресу: г.Самара, ул. 18 км. Московское шоссе, д. 10, является внутриквартальной территорией, ответственным за содержание и благоустройство которой является администрация Кировского внутригородского района г.о. Самары.
При указанных обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции о том, что лицом, ответственным за соблюдение мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара является Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самары, в связи с чем суд правильно возложил соответствующую обязанность на указанный орган местного самоуправления и Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара как структурное подразделение органа местного самоуправления, обеспечивающее организацию и получение бюджетных средств на выполнение данных мероприятий.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самары об отсутствии полномочий по нанесению разметки и установке дорожных знаков отклоняются, поскольку в ходе исполнения решения суда ответчик вправе обратиться к уполномоченному органу внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения по указанному вопросу. Судебная коллегия отмечает, что обязанность по оборудованию парковочных мест возложена совместно на администрацию и Департамент городского хозяйства в пределах их полномочий.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы по существу повторяют правовую позицию, изложенную в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, однако не содержат фактов, которые не были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самара от 24.12.2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара, Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15.04.2022.