Дело № 2-5/2023 (2-181/2022)
УИД- 49RS0006-01-2022-000318-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Сусуман
Магаданская область 18 января 2023 г.
Сусуманский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Костенко В.В.,
при помощнике судьи Колосок Ю.А.,
с участием истца – помощника прокурора Сусуманского района Полякова Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сусуманского районного суда в городе Сусуман гражданское дело по иску прокурора Сусуманского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго Сусуман» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
прокурор Сусуманского района Магаданской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго Сусуман» (далее МУП «ТЭС») о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой района проведен анализ исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, которым установлено, что организация, эксплуатирующая сети тепло-, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с требованиями ч.1 ст.8, ч.1 ст.10, ст.ст. 16, 17, ч.5 ст.32, ст.40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п.6, 9 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, п.10 ст.2 пп.7,8 ч.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.6 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 410, п.п. 2.1, 6.14 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285, обязана принять исчерпывающие меры для обеспечения постоянного контроля за состоянием оборудования сетей и их своевременным ремонтом. Постановлениями администрации Сусуманского городского округа от 25.03.2022 № 136 и № 137 утверждены технические задания на разработку МУП «ТЭС» инвестиционных программ по развитию систем водоснабжения на территории г. Сусумана и п.Холодный Сусуманского городского округа на 2022-2024 годы. Срок разработки инвестиционных программ – 3 месяца с момента утверждения технического задания. Вместе с тем проекты вышеуказанных инвестиционных программ не разработаны и на согласование в администрацию Сусуманского городского округа не направлены, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности населения. 08.08.2022 прокуратурой района внесено представление директору МУП «ТЭС» об устранении нарушений с требованием разработать инвестиционную программу в сфере тепло- водоснабжения, согласно ответу нарушения не устранены, в связи с отсутствием финансовых средств. Бездействие МУП «ТЭС» нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по тепло- водоснабжению в соответствии с установленными законодательством требованиями, непринятие мер по разработке инвестиционной программы в данной сфере может повлечь несоблюдение нормативов обеспечения населения г.Сусумана и п.Холодный Сусуманского городского округа коммунальными услугами, а также привести к массовому нарушению прав граждан на бесперебойное и качественное предоставление коммунальных услуг. Кругом лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процессе в качестве истцов ввиду численного непостоянства и персональной изменчивости, являются жители г.Сусумана и п.Холодный и граждане, временно пребывающие на территории указанных населенных пунктов, являющиеся потребителями коммунальных услуг. В связи с чем с учетом уточнений просил обязать МУП «ТЭС» разработать инвестиционную программу в сфере тепло- водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департаментом цен и тарифов Магаданской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 27.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, на стороне истца – администрация Сусуманского городского округа, Департамент цен и тарифов Магаданской области; на стороне ответчика – управление городского хозяйства и жизнеобеспечения территории администрации Сусуманского городского округа.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, обосновав их доводами, приведенными в исковом заявлении.
Представители ответчика и третьего лица – администрации Сусуманского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении разбирательства дела ходатайств не заявляли.
Представитель третьего лица – Департамента цен и тарифов Магаданской области в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие, ссылаясь на положения п.п.1.1, 3.14, 3.14.1, 3.14.4 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области указал, что инвестиционные программы МУП «ТЭС» в сфере теплоснабжения; горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в Департамент не для утверждения не поступали.
Представитель третьего лица - управления городского хозяйства и жизнеобеспечения территории администрации Сусуманского городского округа в судебное заседание не явился, направил в суд письмо, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие, ссылаясь на п.6 Правил разработки, согласования и утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №641 указал, что управлением разрабатываются технические задания на разработку инвестиционных программ по развитию систем водоснабжения на территории Сусуманского городского округа. В 2022 году постановлением администрации Сусуманского городского округа № 136 и №137 от 25.03.2022 утверждены технические задания на разработку МУП «ТЭС» инвестиционных программ по развитию систем водоснабжения на территории г.Сусумана и п.Холодный Сусуманского городского округа на 2022-2024 годы. До настоящего времени разработанные инвестиционные программы на согласование в управление от МУП «ТЭС» не поступали.
В соответствии с ч.ч.3, 4, 5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон О водоснабжении и водоотведении), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как следует из ч.1 ст. 10 Закона О водоснабжении и водоотведении, собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 16 Закона О водоснабжении и водоотведении, по договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее - договор по транспортировке воды) транзитная организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Согласно ст. 17 Закона О водоснабжении и водоотведении, по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии.
Как следует из ч.5 ст. 32 Закона О водоснабжении и водоотведении, при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Статьей 40 Закона О водоснабжении и водоотведении установлено, что основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (часть 1).
Инвестиционная программа должна содержать: 1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; 4) график реализации мероприятий инвестиционной программы; 5) расчет эффективности инвестирования средств; 6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) иные сведения (часть 3).
Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды (часть 4).
Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления (часть 5).
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее Правила № 641).
В соответствии с п.2 Правил № 641, проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Как следует из п.3 Правил № 641 в случае если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, проект инвестиционной программы подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), на территории которых расположены объекты централизованной системы холодного водоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем (далее - органы местного самоуправления поселений (городских округов), и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов) в соответствии с пунктами 12-15 настоящих Правил.
Согласно п.6 Правил № 641 проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
Из п.10 Правил № 641 следует, что в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения, мероприятия, предусматривающие капитальные вложения в объекты основных средств и нематериальные активы регулируемой организации, обусловленные необходимостью соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с обеспечением деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с п. 12 Правил № 641 в случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов).
Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с п.10. ст. 2 Закона о теплоснабжении, инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Как следует из пп. 7,8 ч.5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №410, утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее Правила № 410).
Как следует из п.2 Правил № 410, утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
Согласно п.6 Правил №410, в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.
В соответствии с п. 20 Правил № 410 регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 15 календарных дней со дня направления в налоговые органы годового бухгалтерского баланса за предыдущий год.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи тем, что круг лиц, которых затрагивает существо иска, невозможно индивидуализировать, суд полагает, что прокурор обратился с иском обоснованно.
В соответствии с уставом МУП «ТЭС» является ресурсоснабжающим предприятием и осуществляет деятельность по тепло-, водоснабжению и водоотведению потребителей на территории г.Сусумана и п.Холодный Сусуманского городского округа.
В целях оказания жителям г.Сусуман и п.Холодный коммунальных услуг МУП «ТЭС» передано муниципальное имущество жилищно-коммунального комплекса, в том числе сети тепло- водоснабжения и водоотведения, согласно законодательства приведенного выше на МУП «ТЭС» возложена обязанность по разработке инвестиционных программ.
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 08.01.2014 № 3-пп (далее – Положение), Департамент цен и тарифов Магаданской области является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящихся к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
В силу п.3.14 Положения в сфере инвестиционной деятельности Департамент утверждает в том числе: инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных Департаментом плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения по согласованию с органами местного самоуправления (п.3.14.1.); утверждает инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и осуществляет контроль за их выполнением, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности (п.3.14.4.).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Сусуманского городского округа от 25.03.2022 № 136 и № 137 утверждены технические задания на разработку МУП «ТЭС» инвестиционной программы «Развитие системы водоснабжения на территории г.Сусумана Сусуманского городского округа на 2022-2024 годы» и инвестиционной программы «Развитие системы водоснабжения на территории п.Холодный Сусуманского городского округа на 2022-2024 года».
Указанные технические задания получены ответчиком 31.03.2022 под входящими номерами 453 и 454 соответственно.
08.08.2022 прокурором Сусуманского района в МУП «ТЭС» направлено представление из которого следует, что ответчиком проекты инвестиционных программ не разработаны и на согласование в администрацию Сусуманского городского округа не направлены.
Как следует из сообщения МУП «ТЭС» на представление прокурора от 21.11.2022 и приложенного к нему копии приказа от 18.11.2022 № 90 инвестиционная программа не разработана в связи с отсутствием необходимых денежных средств у предприятия. Кроме того имеются упущения в деятельности сотрудников предприятия, в связи с чем за выявленные нарушения, выразившиеся в не разработке проекта инвестиционной программы сотруднику предприятия объявлено замечание.
С учетом пояснений Департамента цен и тарифов Магаданской области и управления городского хозяйства и жизнеобеспечения территории администрации Сусуманского городского округа, а также установленных обстоятельств суд приходит к выводу что на момент рассмотрения дела инвестиционные программы не разработаны и не утверждены, что препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой МУП «ТЭС» территории, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности населения, затрагивая права и интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда устанавливается срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Исходя из предмета иска суд полагает, что заявленный истцом срок исполнения решения суда является обоснованным.
Законом Магаданской области от 14.03.2022 N 2683-ОЗ муниципальное образование «Сусуманский городской округ» преобразовано в связи с наделением его статусом муниципального округа с 01.01.2023.
Согласно п.1 ст. 107 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче искового заявления прокурор Сусуманского района в силу положений пп.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) от уплаты государственной пошлины был освобожден, и заявленные требования подлежат удовлетворению, на основании пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета Сусуманского муниципального округа подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Сусуманского района, поданные в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго Сусуман» о возложении обязанности разработать инвестиционную программу в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Департаментом цен и тарифов Магаданской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнерго Сусуман» (ИНН 4900009853, ОГРН 1214900000710) разработать инвестиционную программу в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Департаментом цен и тарифов Магаданской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго Сусуман» государственную пошлину в доход муниципального образования «Сусуманский муниципальный округ» в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Сусуманский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Днем изготовления мотивированного решения установить 23.01.2023.
Председательствующий В.В. Костенко