16RS0014-01-2024-000089-79
Дело № 2-114/2024
Категория дела № 2.177-г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2024 г. село Старое Дрожжаное
Дрожжановский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Суркова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мискиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насыбуллина И.Р. к Исполнительному комитету <данные изъяты>, Палате имущественных и земельных отношений <данные изъяты> об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, установлении родственных отношений и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Насыбуллин И.Р. обратился в суд с исковым заявлением к вышеуказанным ответчикам об установлении факта принадлежности документа, установлении родственных отношений и признании права собственности на индивидуальный жилой дом в порядке наследования.
Исковые требования мотивированы тем, что он является родным сыном Насыбуллиной М.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве о рождении заявителя мать указана как Насыбуллина М.С., что не совпадает с данными указанными в свидетельстве о смерти матери. Отец Насыбуллин Р.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. После их смерти открылось наследство. Родители истца на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ приобрели жилой дом по адресу: <адрес>. В договоре неправильно указано имя отца. После смерти матери, отец фактически принял наследство, но не оформил своих наследственных прав после смерти своей супруги. Просит установить, что он является родным сыном Насыбуллиной М.С.; установить факт принадлежности договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Насыбуллину Р.А., умершему ДД.ММ.ГГГГ и признать за ним право собственности на жилой дом в порядке наследования после смерти отца Насыбуллина Р.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, принявшего наследство, но не оформившего своих наследственных прав (1/2долю) после смерти Насыбуллиной М.С.
В судебном заседании Насыбуллин И.Р. не участвовал, просил рассмотреть без его участия, свои требования полностью поддерживает.
Представители ответчиков – Исполнительного комитета <данные изъяты>, Палаты имущественных и земельных отношений <данные изъяты>, представитель третьего лица – Межмуниципального отдела по Буинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебном заседании не участвовали, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть без их участия.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии со статьей 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со статьей 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как следует из договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Межотраслевым производственным предприятием <адрес> от имени Дрожжановского райсовета народных депутатов в лице Хафизова Ш.А. и Насыбуллиным Р.А., последний приобрел жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью <данные изъяты> кв. м., по адресу: <адрес>. Жилое помещение передано в совместную собственность проживающим в нем гражданам: Насыбуллину Р.А., Насыбуллиной М.С..
При составлении договора имя Насыбуллина Р.А., указали как «Р.», что не соответствует свидетельству о смерти. Согласно свидетельству о смерти Насыбуллин Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при составлении договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ была допущена ошибка в части указания имени собственника.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении родственных отношений.
Согласно свидетельству о рождении №, Насыбуллин И.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Мать – Насыбуллина М.С..
Как следует из свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ насыбуллина М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные документы, суд считает установленным, что Насыбуллин И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является родным сыном Насыбуллиной М.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Насыбуллин Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Насыбуллин И.Р. наследник по закону. Родственные отношения подтверждаются актовой записью о рождении.
Согласно справке Исполнительного комитета <данные изъяты> Насыбуллин Р.А. постоянно по день смерти был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживали: жена – Насыбуллина М.С., умершая ДД.ММ.ГГГГ, сын – Насыбуллин И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Вышеуказанный жилой дом принадлежал умершим Насыбуллину Р.А. и Насыбуллиной М.С. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного у Главы администрации <адрес> Республики Татарстан и в БТИ <адрес> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ за №, что было предусмотрено действующим на момент заключения договора законодательством.
Насыбуллин Р.А. после смерти супруги Насыбуллиной М.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ принял, но не оформил своих наследственных прав в отношении доли жилого дома.
Согласно статье 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
После смерти Насыбуллиной М.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ, её супруг Насыбуллин Р.А. фактически принял наследство, так как на момент смерти наследодателя он проживал с ней в одном доме, в котором был зарегистрирован.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
После смерти Насыбуллина Р.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, его наследником по закону является Насыбуллин И.Р. Истец принял наследство, вступив во владение и в управление наследственным имуществом.
Ответчики возражений против признания права собственности истца на жилой дом в порядке наследования не представили. Поэтому требования истца следует удовлетворить, установить факт принадлежности документа, родственные отношения и признать за истцом право собственности.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Насыбуллина И.Р. удовлетворить.
Установить, что Насыбуллин И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является родным сыном Насыбуллиной М.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Установить, что договор на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, составленное на имя Насыбуллина Р.А., принадлежит Насыбуллину Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Насыбуллиным И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (ИНН № право собственности в порядке наследования после смерти Насыбуллина Р.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, принявшего, но не оформившего своих наследственных прав после смерти супруги Насыбуллиной М.С., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в отношении индивидуального жилого дома, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дрожжановский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий А.Г. Сурков