Судья: Кузина Н.Н. адм. дело № 33а-8693/2022
(№ 2а-30/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Роменской В.Н.,
при секретаре Олейник Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кургузовой К.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 18 января 2021 года по административному делу № 2а-30/21 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области к Кургузовой К.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., судебная коллегия
установила:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратился в суд к Кургузовой К.А. с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 58898 рублей и пени в размере 860 рублей 89 копеек.
В обоснование административного иска налоговым органом указано на то, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с тем, что по сведениям органов ГИБДД в 2017г. в собственности Кургузовой К.А. находились транспортные средства. В адрес Кургузовой К.А. направлялось требование, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности по транспортному налогу за 2017г. в размере 58898 рублей и пени в размере 860 рублей 89 копеек. В связи с неоплатой задолженности, налоговый орган обратился к мировому судье с требованиями о взыскании с Кургузовой К.А., указанной задолженности. Однако определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района г. Самары от 08.05.2020 года судебный приказ о взыскании с административного ответчика имеющейся задолженности был отменен, что послужило основанием настоящего административного иска.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 18 января 2021 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области удовлетворены (л.д. 60-62).
В апелляционной жалобе Кургузова К.А. просит решение суда отменить, в связи с рассмотрением дела в отсутствие административного ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 73).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела и принятое судом решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит постановленное по делу решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность по уплате налогов и сборов.
В соответствии ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кургузова К.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области в качестве налогоплательщика, поскольку на ее имя зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии с п. 2 ст.44Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Из материалов дела следует, что по сведениям органов ГИБДД за Кургузовой К.А. зарегистрировано право собственности на автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № и автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак №
Административному ответчику Кургузовой К.А. направлялось налоговое уведомление от 23.08.2018 № об уплате транспортного налога.
Впоследствии административному ответчику направлялось требование № по состоянию на 30.01.2019 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 58898 рублей и пени в размере 860 рублей 89 копеек, которое необходимо было исполнить в срок до 26.03.2019г.
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кургузовой К.А. задолженности по транспортному налогу в сумме 58898 рублей и пени в сумме 860 рублей 89 копеек, был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района г. Самары от 08.05.2020 года был отменен, что послужило основанием настоящего иска.
Удовлетворяя административные исковые требования суд первой инстанции, исходил из того, что Кургузовой К.А. не исполнено требование налогового органа об уплате страховых взносов и пени. Предусмотренные законом основания для освобождения Кургузовой К.А. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен, верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.
Ссылка в апелляционной жалобе на предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 310 КАС РФ безусловное основание для отмены решения суда является несостоятельной в силу следующего.
Исходя из материалов дела, суд предпринял все предусмотренные законодательством меры для соблюдения прав административного ответчика Кургузовой К.А. и ее надлежащего извещения. Так, судом направлен запрос в отдел адресно-справочной работы УФМС России по Самарской области, согласно ответа которого по состоянию на 02 ноября 2020 г. Кургузова К.А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> в период с 31.01.2019 г. по 30.01.2025 г. (л.д. 48).
По указанным адресам судом заказными письмами заблаговременно направлены извещения о времени и месте рассмотрения дела на 18 января 2021 г. на 11 часов 30 минут, конверты вернулись с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 63-66).
Таким образом, суд первой инстанции предпринял все необходимые меры по установлению места жительства административного ответчика и по его извещению о времени и месте судебного заседания и на основании вышеприведенных норм обоснованно рассмотрел дело в отсутствие лиц участвующих в деле.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 18 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кургузовой К.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи