57RS0№-70
Дело № 2-1100/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года город Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,
при секретаре Ларионовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление - №17» о понуждению к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее Управление Роспотребнадзора по Орловской области) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление - №17» (далее ООО «ЖЭУ-№17») о понуждению к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указало, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило из прокуратуры Железнодорожного района г. Орла обращение ФИО2 по вопросу ухудшения условий проживания в связи с ненадлежащем содержанием подвального помещения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
С целью рассмотрения информации, изложенной в обращениях гр. ФИО2 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ № по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области специалистом экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование содержания подвального помещения (многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>), по результатам которого установлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
-вход в подвальное помещение 1 подъезда завален песком, камнями и твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), помещение затоплено водой, что не соответствует требованиям п. 133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
-вход в подвальное помещение 4 подъезда завален песком, ТКО, уборочный инвентарь лежит на ступеньках, что не соответствует требованиям п. 126 СанПиН 2.1.3684-21.
-с левой стороны подвальное помещение захламлено ТКО, представленными канистрами, мусором, имеется старая ветошь, ведро, проходы подвальной помещения затоплены, что не соответствует требованиям п. 126,133 СанПиН 2.1.3684-21.
Вышеизложенное подтверждается актом санитарно- эдпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области №-ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами.
Наличие воды в подвальном помещении многоквартирного жилого дома ведет к разрушению фундамента дома, появлению сырости, плесени и грибка, является нарушением ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.126, 133 СанПиН 2.1.3684-21.
ООО «ЖЭУ-№17» на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На управляющей организации ООО «ЖЭУ-№17» лежит установленная законом и договором обязанность по выполнению работ по ремонту и поддержанию в надлежащем состоянии подвального помещения дома по адресу: <адрес>, являющегося общим имуществом многоквартирного дома. Вместе с тем, из материалов дела следует, что управляющей организацией ООО «ЖЭУ -№17» обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> не исполнена.
Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление №17» устранить нарушения требований п.п.126, 133 СанПиН 2.1.3684-21, а именно:
- устранить загрязнение, захламление и затопление подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течении 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- оборудовать место для хранения уборочного инвентаря для уборки многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> течении 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- содержать подвальное помещение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> надлежащем санитарно-техническом состоянии.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ЖЭУ-№17» ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что все нарушения были устранены.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Орловской области поступило из прокуратуры Железнодорожного района г. Орла обращение ФИО2 по вопросу ухудшения условий проживания в связи с ненадлежащем содержанием подвального помещения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
С целью рассмотрения информации, изложенной в обращениях гр. ФИО2, по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области специалистом экспертной организации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено санитарно-эпидемиологическое обследование содержания подвального помещения (многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>), по результатам которого установлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно:
- вход в подвальное помещение 1 подъезда завален песком, камнями и твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), помещение затоплено водой, что не соответствует требованиям п. 133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
- вход в подвальное помещение 4 подъезда завален песком, ТКО, уборочный инвентарь лежит на ступеньках, что не соответствует требованиям п. 126 СанПиН 2.1.3684-21.
- с левой стороны подвальное помещение захламлено ТКО, представленными канистрами, мусором, имеется старая ветошь, ведро, проходы подвальной помещения затоплены, что не соответствует требованиям п. 126,133 СанПиН 2.1.3684-21.
Вышеизложенное подтверждается актом санитарно- эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области №-ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами.
Наличие воды в подвальном помещении многоквартирного жилого дома ведет к разрушению фундамента дома, появлению сырости, плесени и грибка, является нарушением ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.126, 133 СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (часть 1).
Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается (часть 2).
Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (часть 3).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.
Статьей 11 поименованного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Как следует из статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-гигиенических требования к содержанию мест общего пользования в том числе, подвальных помещений, установлены СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно п. 133 СанПиН 2.1.3684-21, не допускается: захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток чердачных помещений.
В соответствии с п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 для уборки производственных санитарно-бытовых помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений.
Требования СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1 СанПиН 2.1.3684-21).
Представитель ответчика в судебном заседании поясняла, что все нарушения были устранены управляющей компанией.
Вместе с тем, как следует из акта санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области», при проведении обследования 13.06.2023г. в 14:00 часов установлено, что помещения подвальных помещений с левой стороны затоплены водой, имеются остатки строительного мусора, битого кирпича. Проходы подвального помещения затоплены водой, что не соответствует п. 133 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Доказательств обратного стороной ответчика суду представлено не было.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время требования п. 133 СанПин 2.1.3684-21 не выполнены.
Разрешая вопрос о возложении обязанностей по выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства на управляющую компанию, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч.2.3).
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 42 Правил установлена ответственность управляющих организаций и лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, за нарушение своих обязательств и ненадлежащее содержание общего имущества дома.
Судом установлено, что на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ЖЭУ-№17» оказывает услуги по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, по его содержанию и ремонту общего имущества, к числу которого относится и подвальное помещение.
ООО «ЖЭУ-№17», являясь управляющей организацией, обслуживающей общее имущество многоквартирного жилого дома по <адрес>, несет ответственность за текущее содержание многоквартирного дома в надлежащем состоянии в силу закона.
Из положений п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации следует, что подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), отнесены к общему имуществу в многоквартирном доме.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 (в ред. от 15.12.2018), общее имущество, в состав которого включаются, в том числе подвалы, крыльцо, инженерное оборудование, веранда, несущие наружные стены, состояние кровли дома и т.д., должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
При этом п. 42 названных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 170 от 27.09.2003 (далее - Правила №170), техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание зданий.
В п. 4.1.15 Правил № 170 установлено, что не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения; организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвале и технического подполья; организация по обслуживанию жилищного фонда ? соответствии с санитарными нормами и правилами должна регулярно проводил дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в места) общего пользования, подвалах, технических подпольях.
Согласно абз. 2 п. 4.1.3, п. 4.1.4 Правил № 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию; продухи должны составлял примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи к противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов н: каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками; целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а таю» устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозно проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 29 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В перечень работ, выполняемых в зданиях с подвалами, включены: проверк температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлены нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещены подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтоплены захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мест, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиям! контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что управляющей организацией ООО «ЖЭУ -№17» обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не исполнена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на управляющую организацию ООО «ЖЭУ - №17» возложена обязанность по обеспечению содержания подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> надлежащем санитарно-техническом состоянии, устранении загрязнения, захламления.
Руководствуясь ст. ст. 104-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление - №17» о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищное эксплуатационное управление - №17» устранить нарушения требований п.п.126, 133 СанПиН 2.1.3684-21, а именно:
- устранить загрязнение, захламление и затопление подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течении 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- оборудовать место для хранения уборочного инвентаря для уборки многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> течении 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
- содержать подвальное помещение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> надлежащем санитарно-техническом состоянии.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2023 года.
Судья Н.В. Севостьянова