Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4588/2019 от 28.03.2019

Судья: Кощеева И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-4588

23 апреля 2019 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

судей – Ромасловской И.М. и Житниковой О.В.,

при секретаре – Сукмановой Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Щетинкина А.А. на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 11 февраля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Щетинкина А.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городском Отрадный Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж для досрочного назначения пенсии и признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить частично. Включить в страховой стаж Щетинкина А.А. следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве строителя наемной бригады в колхозе имени В.В. Куйбышева; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -военную службу по призыву в двойном размере. В удовлетворении остальной части исковых требований Щетинкина А.А. отказать.»,

    

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя истца – Щетинкина А.А. – Решеова В.В., возражения на жалобу представителя ответчика - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Отрадный Самарской области – Гилязовой А.В. и представителей третьих лиц – Главного управления МЧС России по Самарской области – Ватенмахера И.Б. и ФГКУ «31 отряд ФПС по Самарской области» - Петиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец - Щетинкин А.А. обратился в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии к ответчику – Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Отрадный Самарской области в обоснование своих требований указав, что после достижения возраста пятидесяти лет, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии. Однако, в назначении досрочной страховой пенсии истцу ответчиком отказано из-за отсутствия стажа работы продолжительностью не менее 25 лет, поскольку в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, ответчиком не включены следующие периоды трудовой деятельности истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в государственной противопожарной МЧС России в должности водителя автомобиля (пожарного) по тому основанию, что в указанный период истец осуществлял службу, а не работу в подразделении Государственной противопожарной службы Самарской области. При этом, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются лица, проработавшие не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы, пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб, то есть период службы не может быть включен в специальный стаж. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в Федеральном государственном учреждении «31 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области» не включен ответчиком в специальный стаж истца по тому основанию, что ДД.ММ.ГГГГ истцом подано названное заявление. Кроме того, в общий страховой стаж истца ответчиком не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности строителя наемной бригады в колхозе имени В. В. Куйбышева. Истец не согласен с решением пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии и считает, что ответчик незаконно из страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии исключил вышеуказанные периоды трудовой деятельности истца, что нарушает право истца на пенсионное обеспечение и противоречит требованиям законодательства.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд: 1) включить в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности водителя автомобиля (пожарного) и признать за истцом право на досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ; 2) обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию и произвести ее выплату с ДД.ММ.ГГГГ; 3) включить в страховой стаж периоды следующие периоды трудовой деятельности истца: - в колхозе имени В.В. Куйбышева в должности строителя наёмной бригады с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере; - службу в Государственной пожарной службе МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один год службы за полтора года страхового стажа.

В ходе производства по делу, в порядке предусмотренном ст. 43 ГПК РФ, соответствующим определением суда первой инстанции от 26 октября 2018 года к участию по процессе в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области и Федеральное государственное казенное учреждение «31 отряд федеральной противопожарной службы по Самарской области».

Судом принято вышеуказанное решение, которое истец – Щетинкин А.А. считает неправильным в части отказа в удовлетворении иска, просит его в указанной части отменить и принять в данной части по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Щетинкина А.А. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу требований п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ч.2 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года №437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется вышеуказанный Список, согласно которого право на досрочную пенсию по старости имеет «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)» (Код должности в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов - 11442).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд засчитывается в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О Пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пунктом 12 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 года №958н (в редакции от 4 октября 2016 года) «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» определено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в дополнении к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, то есть раскрывающие льготный характер работы.Частью третьей ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности).В период действия Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при назначении пенсии работникам Государственной противопожарной службы применялось указание Министерства социальной защиты населения РФ от 19 марта 1996 года №1-2-У, в соответствии с п. 1 которого, работниками Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ признаются лица, состоящие на штатных должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ, не имеющие специальных или воинских званий, а согласно п.2 названных указаний в специальный стаж не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные соответствующим перечнем должностей и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел.Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что оценка пенсионных прав граждан работавших на должностях Государственной противопожарной службы производится следующим образом: за период работы до 1 января 2002 года - в соответствии с п. «о» ст. 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; за период работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в соответствии с п.п. 18 ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; за период работы с 1 января 2015 года в соответствии с п. 18 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».Вместе с тем, по смыслу закона право на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию устанавливается исключительно работникам (гражданскому персоналу) указанной службы, между тем, лица, проходившие службу в данных учреждениях, в должностях, с присвоением специальных званий, не относятся к указанной категории граждан, так как период названной службы включается им в стаж дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, в порядке предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».Из материалов дела видно, что истец - Щетинкин А.А. осуществлял трудовую и иную деятельность в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по 19 ДД.ММ.ГГГГ - проходил военную службу в Советской Армии по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работал водителем автомобиля, мастером производственного обучения в Отрадненской автошколе ДОСААФ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работал в колхозе имени В.В. Куйбышева в качестве строителя наемной бригады; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работал в Жилищно-коммунальной конторе ФДП «Востокнефтестрой» АО «Стронег» в качестве спасателя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - проходил службу в 38 отряде Государственной противопожарной службы Самарской области Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в должности водителя пожарного автомобиля, имел специальное звание прапорщик внутренней службы, получал денежное довольствие. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работал в должности водителя автомобиля (пожарного), в Государственном учреждении «38 Отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области, правопреемником которого является Федеральное государственное казенное учреждение «31 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области».ДД.ММ.ГГГГ истец - Щетинкин А.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основанию предусмотренному п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях». Решением указанного пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу - Щетинкину А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основанию предусмотренному п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального страхового стажа работы, не менее 25 лет, документально подтвержденный стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет: специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по указанному основанию - 8 лет 11 месяцев 27 дней; страховой стаж - 25 лет 11 месяцев 10 дней.Судом первой инстанции также установлено, что архивными справками № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Главным управлением МЧС России по Самарской области подтверждается, что истец - Щетинкин А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял службу в подразделении Государственной противопожарной службы Самарской области, что также подтверждается представленными страхователем ГКУ «38 ОГПС Самарской области МЧС России» индивидуальными сведениями по форме СЗВ-К за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с квалификацией «служба».С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения рассматриваемого иска – включении истцу в страховой стаж следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве строителя наемной бригады в колхозе имени В.В. Куйбышева; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - военную службу по призыву в двойном размере, и отказу в удовлетворении иска в остальной части, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что правовых оснований для включения истцу - Щетинкину А.А. в стаж работы дающий права на назначение досрочной страховой пенсии периода прохождения им службы в ГКУ «38 отряд Государственной противопожарной службы Самарской области Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в должности водителя пожарного автомобиля, в специальном звании - прапорщик внутренней службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. В части удовлетворения иска решение суда первой инстанции пенсионным органом не оспаривается, поэтому в силу требований ч. 2 ст. 3271 ГПК РФ судебная коллегия не находит оснований для проверки правильности судебного акта в данной части в интересах законности. Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям нормативно-правовых актов регламентирующих прохождение службы в органах внутренних дел и федеральном органе исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку названные акты применяются при оценке пенсионных прав лиц претендующих на назначение пенсии за выслугу лет, в порядке предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», между тем, в рассматриваемом случае истец претендует на назначение пенсии предусмотренной для гражданского персонала Государственной противопожарной службы, а на указанных лиц нормы законодательства о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) федеральном органе исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не распространяются. Не может судебная коллегия признать убедительными все иные доводы апелляционной жалобы, поскольку по существу все они сводятся к наличию у истца права на досрочную страховую пенсию по старости и основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права, между тем, в представленных истцом документах полных данных о факторах, определяющих право на досрочную страховую пенсию не имеется. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,о п р е д е л и л а : Решение Отрадненского городского суда Самарской области от 11 февраля 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Щетинкина А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

33-4588/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Щетинкин А.А.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г.о. Отрадный Самарской области
Другие
ФГКУ 31 отряд ФПС по Самарской области
ГУ МЧС России по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.03.2019Передача дела судье
23.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее