Дело № 12-44/2021
УИД: 43RS0041-01-2021-000235-09
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
пгт. Ленинское 22 сентября 2021 года
Судья Шабалинского районного суда Кировской области Лазарев О.С.,
при секретаре судебного заседания Татариновой Е.Е.,
с участием помощника прокурора Шабалинского района Кировской области Червоткиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Шабалинского района Кировской области Игошина С.Г.на постановление по делу об административном правонарушении от 25.08.2021 по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ в отношении администрации Шабалинского района,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания от 25.08.2021 № 2, вынесенным и.о. начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Шабалинского лесничества, старшим государственным лесным инспектором в Шабалинском лесничестве Кировской области Пугачевым Л.В., администрация Шабалинского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу, и.о. прокурора Игошин С.Г. обратился в суд с протестом, в котором просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, поскольку не установлены обстоятельства для вынесения обоснованного решения по делу, допущены грубые нарушения административного законодательства, что не позволило объективно, всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении.
В судебном заседании помощник прокурора района Червоткина Л.Н. протест поддержала.
Протест рассмотрен в отсутствие должностного лица Пугачева Л.В., представителя привлекаемого лица, надлежащим образом уведомленных о месте и времени его рассмотрения, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Заслушав участвующее лицо, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из приведенных выше положений КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ лесничим Новотроицкого сельского участкового лесничества Шабалинского лесничества Кировской области ФИО7 составлен акт патрулирования территории лесного фонда, в ходе которого осмотрены кварталы лесного фонда Черновского сельского участкового лесничества Шабалинского лесничества Кировской области.
ДД.ММ.ГГГГ определением старшего государственного лесного инспектора, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Шабалинского лесничества ФИО6 протокол № об административном правонарушении возвращен лесничему ФИО7 для устранения опечаток и дозаполнения граф. При этом в материалах дела протокол № (дата не установлена) отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ лесничим Черновского сельского участкового лесничества Шабалинского лесничества Кировской области ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении № в отношении администрации <адрес> в отсутствие представителей последней. Уведомление о составлении протокола и необходимости явки для его составления отсутствует.
Сведения о направлении копии протокола об административном правонарушении в адрес администрации Шабалинского района Кировской области отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Шабалинского лесничества, старшим государственным лесным инспектором в Шабалинском лесничестве Кировской области Пугачевым Л.В. вынесено обжалуемое постановление в отношении администрации Шабалинского района, в постановлении указано на присутствие представителей последней, однако кто был представителем, разъяснялись ли ему права сведений не имеется.
Сведения о направлении копии постановления о назначении административного наказания в адрес администрации Шабалинского района Кировской области отсутствуют.
Данные, свидетельствующие о том, что администрация Шабалинского района Кировской области извещалась надлежащим образом о составлении в отношении нее протокола об административном правонарушении № (дата не установлена), протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и ее представителям предоставлялась возможность дать свои пояснения по обстоятельствам инкриминируемого правонарушения, а также данные о вручении им копии протокола, в материалах дела отсутствуют. Данных о получении администрацией Шабалинского района соответствующего протокола не имеется. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения материалов дела должностным лицом не выяснялись.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что вынесение протокола об административном правонарушении с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица к административной ответственности, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола и иных материалов дела для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и протеста невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными и повлияли на законность постановления, принятого должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 25.08.2021 № 2, ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.31 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░