Дело № 5-17/2022
УИД № 58RS0033-01-2021-000590-60
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
07 февраля 2022 года р.п.Тамала
Судья Тамалинского районного суда Пензенской области Паншина Ю.Л.,
с участием прокурора Тамалинского района Пензенской области Тюниной Ж.В., заместителя прокурора Тамалинского района Пензенской области Хариной Н.В.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Захарова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда (Пензенская область, р.п.Тамала, ул. Советская, д.18), дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Захарова Виталия Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Захаров В.А., будучи главой администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, которая является главным распорядителем бюджетных средств Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, в период времени с 28 августа по 11 декабря 2020 года по месту нахождения администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области - по адресу: <адрес>, совершил нецелевое использование бюджетных средств в размере 71 570 руб., выразившееся в направлении средств дорожного фонда, определенных решением Комитета местного самоуправления Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области о бюджете, на решение иных вопросов местного назначения, не связанных с дорожной деятельностью, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, при следующих обстоятельствах.
Прокуратурой Тамалинского района Пензенской области проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства о расходовании средств дорожного фонда Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области. В ходе проведении проверки установлено, что решением Комитета местного самоуправления Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 27 декабря 2013 года № 26-а-69/1 «О создании дорожного фонда Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области» утвержден порядок формирования и использования дорожного фонда Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области.
Муниципальный дорожный фонд Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области (далее - муниципальный дорожный фонд) - часть средств бюджета Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в границах населенных пунктов поселения, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (раздела 1 Порядка).
Решением Kомитета местного самоуправления Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 27 декабря 2019 года № 50-11/3 «О бюджете Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» утвержден объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2020 год в сумме 1089000 рублей, на 2021 год в сумме 1109000 рублей и на 2022 год в сумме 1160000 рублей.
Согласно отчету об исполнении бюджета Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 01 января 2021 года объем поступивших бюджетных ассигнований дорожного фонда в 2020 году составил 972 337,27 руб., на цели и нужды дорожного фонда израсходованы средства дорожного фонда в размере 496 690 руб., а остальные денежные средства дорожного фонда в сумме 475 647,27 руб. не использованы, что является остатком бюджетных денежных средств в истекшем финансовом периоде.
Учитывая сумму остатка бюджетных денежных средств на конец отчетного периода и размер неиспользованных средств дорожного фонда, органом местного самоуправления в нарушение требований бюджетного законодательства израсходованы средства дорожного фонда в размере не менее 475 647,27 руб. не по целевому назначению.
Кроме того, Решением KMC Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 29 декабря 2020 года № 123-34/3 «О бюджете Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» утвержден объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2021 год в сумме 1 099 000 руб., на 2022 год в сумме 1 140 000 руб. и на 2023 год в сумме 1 216 000 руб.
Согласно отчету об исполнении бюджета Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 01 июля 2021 года объем поступивших бюджетных ассигнований дорожного фонда в 2021 году составил 661 570,52 руб. В соответствии с этим же отчетом об исполнении бюджета на 01 июля 2021 года на цели и нужды дорожного фонда израсходовано средств на сумму 661 570,52 руб.
Таким образом, средства дорожного фонда Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области за 2020-2021 гг. в общей сумме не менее 475 647,27 руб. израсходованы на иные цели, не соответствующие установленным ст. 179.4 БК РФ, разделом 3 Порядка и Решением о бюджете Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2020 и 2021 гг.
Согласно Уставу Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, утвержденному решением KMC Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 25 апреля 2011 года № 12-3/1, исполнение бюджета Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области обеспечивается администрацией в соответствии с БК РФ.
Решением Комитета местного самоуправления Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 19 марта 2020 года № 78-18/3 на должность главы администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области назначен Захаров В.А. В отношении данного должностного лица прокурором Тамалинского района Пензенской области 17 декабря 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Захаров В.А. в ходе судебного разбирательства вину в совершении административного правонарушения признал, дал суду объяснения, что в связи с отсутствием в бюджете сельсовета необходимых денежных средств администрация Вишневского сельсовета направила 11 декабря 2020 года средства дорожного фонда в размере 57 650 руб. на оплату кадастровых работ в отношении четырех автодорог, 25 августа 2020 года на страхование гидротехнического сооружения в с. Никольское Тамалинского района. Указанное ГТС с сетью дорог не связано. Неиспользованные остатки бюджетных ассигнований дорожного фонда за 2020 год направлены на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в 2021 году и включены в бюджет следующего финансового периода. Неиспользованные остатки бюджетных ассигнований дорожного фонда за 2021 год будут направлены на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в 2022 году, для чего будут внесены изменения в бюджет в феврале 2022 года.
Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, заключение заместителя прокурора Тамалинского района Хариной Н.В., полагавшей о наличии в действиях должностного лица Захарова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и назначении тому административного наказания в виде предупреждения в соответствии с ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, судья находит вину Захарова В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, установленной.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно пунктам 1,5 статьи 179.4 БК РФ дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
К дорожным фондам, в том числе относятся муниципальные дорожные фонды.
Муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением представительного органа муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования, указанным в абзаце первом настоящего пункта, от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет; доходов местных бюджетов от транспортного налога (если законом субъекта Российской Федерации установлены единые нормативы отчислений от транспортного налога в местные бюджеты);иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.
В судебном заседании установлено, что решением Комитета местного самоуправления Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 27 декабря 2013 года № 206-а-69/1 «О создании дорожного фонда Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области» утвержден порядок формирования и использования дорожного фонда Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, согласно которому главным распорядителем бюджетных ассигнований дорожного фонда является администрация Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области. За счет средств бюджетных ассигнований дорожного фонда осуществляется финансовое обеспечение следующих направлений дорожной деятельности: содержание действующей сети автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, ремонт действующей сети автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, капитальный ремонт, строительство автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, оплата налога на имущество администрации Вишневского сельсовета в части автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, изыскательные, проектные, сметные, экспертные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и внедренческие работы в сфере дорожного хозяйства, реализация мероприятий на обеспечению безопасности дорожного движения по автомобильным дорогам местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным из регионального бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования (п.3: п.п. 3.1-3.10).
Согласно Уставу Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, утвержденному решением KMC Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 25 апреля 2011 года № 12-3/1, исполнение бюджета Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области обеспечивается администрацией в соответствии с БК РФ.
Решением Kомитета местного самоуправления Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 27 декабря 2019 года № 50-11/3 «О бюджете Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» утверждены основные характеристики бюджета Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2020, 2021 годы, согласно которым объем бюджетных назначений по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» составил на 2020 год 1 160 600 рублей, на 2021 год 1 560 600 рублей.
Согласно отчету об исполнении бюджета Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на цели и нужды дорожного фонда израсходованы средства дорожного фонда в размере 496 700 руб. в 2020 году, 661 500 руб. в 2021 году.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела копией отчета о результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Пензенской области по вопросу исполнения администрациями сельских поселений Тамалинского района Пензенской области бюджетного законодательства при исполнении бюджетов за 2020 год и текущий период 2021 года, утвержденного Коллегией Счетной палаты Пензенской области (протокол заседания Коллегии от 27 сентября 2021 года № 10), а также представлением Счетной Палаты Пензенской области в адрес главы администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района, согласно которому не исполнение бюджетных ассигнований, выделенных на дорожную деятельность, связано с отвлечением дорожных средств на другие муниципальные нужды. В 2021 году в состав бюджетных ассигнований дорожного фонда в нарушение требований ст.179.4 Бюджетного Кодекса РФ не в полном объеме включен остаток неиспользованных в 2020 году бюджетных ассигнований дорожного фонда в размере 188 300 руб.
В ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией Вишневского сельсовета в 2020 году средства дорожного фонда от поступивших акцизов были направлены на решение иных вопросов местного назначения, не связанных с дорожной деятельностью, в размере 71 570 руб. Как установлено в ходе аудиторской проверки и объяснений в судебном заседании Захарова В.А., указанные денежные средства были использованы на оплату кадастровых работ в отношении четырех автодорог в размере 57 650 руб. Данное обстоятельство подтверждается представленными платежными поручениями о перечислении денежных средств 11 декабря 2020 года. Кроме того, 25 августа 2020 года администрацией за счет средств дорожного фонда произведены расходы в сумме 13920 руб. по страхованию гидротехнического сооружения в с. Никольское Тамалинского района. Указанное ГТС с сетью дорог не связано, расходы по страхованию последствий аварий на нем к расходам по подразделу 0409 не отнесены, данные расходы относятся к подразделу «Водное хозяйство». Осуществление расходов в сумме 13920 рублей на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на ГТС за счет средств дорожного фонда, является нецелевым использованием средств.
Таким образом, из материалов дела следует, что направление администрацией Вишневского сельсовета бюджетных средств дорожного фонда, определенных решением о бюджете КМС Вишневского сельсовета, на решение иных вопросов местного назначения, не связанных с дорожной деятельностью, повлекло за собой нецелевое использование бюджетных средств в размере 71 570 руб.
Суд снижает размер нецелевого использования бюджетных средств, указанный в постановлении прокурора Тамалинского района, до вышеприведенного размера, поскольку утверждение размеров дорожного фонда в 2020 году и 2021 году меньше прогнозируемых доходов бюджета дорожного фонда и утверждение муниципального дорожного фонда сельского поселения без учета остатка средств дорожного фонда, не использованного в 2020 финансовом году, относится к нарушениям требований бюджетного законодательства, предусмотренных ч.ч. 4 и 5 ст. 179.4 БК РФ, при формировании бюджета сельского поселения представительным органом местного самоуправления. Администрация сельсовета является распорядителем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда и несет ответственность за использование бюджетных ассигнований не в соответствие с целями, определенными решением о бюджете.
Решением Комитета местного самоуправления Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 19 марта 2020 года № 78-18/3 на должность главы администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области назначен Захаров В.А.
Согласно должностной инструкции Захаров В.А. на период полномочий главы администрации выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, в связи с чем несет административную ответственность как должностное лицо.
Исследовав и оценив в совокупности приведённые выше доказательства, суд считает, что вина Захарова В.А. нашла своё подтверждение, его действия как должностного лица подлежат квалификации по ст.15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным решением о бюджете. Указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Признаков, предусмотренных статьей 2.7 КоАП РФ, не установлено.
Захаров В.А. по месту жительства характеризуется исключительно положительно, ранее за нарушение бюджетного законодательства к административной ответственности не привлекался. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Захарова В.А. в соответствии п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, являются: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также признание им своей вины. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем, установив виновность Захарова В.А. в указанном административном правонарушении, суд приходит к выводу о возможности при назначении административного наказания применить положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Захаров В.А. является работником некоммерческой организации, указанное правонарушение совершено им впервые. Ст. 15.14 КоАП РФ не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, при совершении которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение. Кроме того, рассматриваемым правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба, поскольку бюджетные средства дорожного фонда были направлены на решение других вопросов местного назначения.
Исходя из вышеизложенного, суд считает возможным назначить Захарову В.А. административное наказание в виде предупреждения в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать должностное лицо - главу администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Захарова Виталия Анатольевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и назначить ему с применением положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Ю.Л.Паншина