Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-37/2020 от 04.03.2020

Мировой судья судебного участка

№ 6 Октябрьского района г. Саратова

Коновалова В.В. № 11-37/2020

2-2412/2019            

64MS0093-01-2019-006532-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2020 года                   г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области – Григорьевой А.А., действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя Корнеева Р.А. – Павловой А.В., действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области на решением мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г. Саратова от <дата> по гражданскому делу по иску Корнеева Р.А. к Ястребову А.В., Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Территориальному управлению Росимущества в Саратовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГСК «Вагонник», ОАО «РЖД», о взыскании материального ущерба,

установил:

Решением мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г. Саратова от <дата> исковые требования Корнеева Р.А. к Территориальному управлению Росимущества в Саратовской области о взыскании материального ущерба удовлетворены.

В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области просит решение мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г. Саратова отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указано, что Управление считает решение мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г. Саратова от <дата> по делу № незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это ли по получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно п. 13 Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от <дата> № при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо, должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Отсутствует составляющая часть деликта, а именно противоправность поведения причинителя вреда - Управления и его виновность. Управление считает, что состава гражданского правонарушения со стороны Управления не усматривается ввиду следующего. Управление не является правообладателем стены, упавшей на автомобиль истца, также Управление не возводило данную стену. Как следует из материалов дела на автомобиль истца обрушилась кровля и несущая стена гаража, находящегося на территории ГСК «Вагонник» по адресу: <адрес>. Право собственности на объекты недвижимости, расположенные на этом участке, принадлежит Ястребову А.В. На участке с кадастровым номером №, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации не имеется зданий и сооружений. Следовательно, стена обрушившаяся на автомобиль истца никак не относится к земельному участку с кадастровым номером №. Как установлено проведенной по делу судебной экспертизой № стена являлась навесом, который был прикреплен к гаражу. Кроме того, в п. 4 указанной экспертизы сделан вывод о том, что исследуемая площадка, на которой располагалась стена, обрушившаяся на автомобиль истца, также технологически необходима для обслуживания и эксплуатации гаражей, принадлежащих Ястребову А.В. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, Управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Истец Корнеев Р.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление об отложении судебного заседания.

Представитель истца Павлова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение мирового судьи оставить без изменения.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области Григорьева А.А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г. Саратова отменить, в удовлетворении исковых требований у Управлению отказать.

Ответчик Ястребов А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Представителя ответчиков Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГСК «Вагонник», ОАО «РЖД» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса по доводам апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.

В судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей установлено, что <дата> автомобилю истца <данные изъяты>, регистрационный номер №, были причинены механические повреждения.

Повреждения причинены в результате падения сооружения – кирпичной стены, расположенной по адресу: <адрес>.

Как следует из заключения проведенной по делу ООО «<данные изъяты>» судебной экспертизы сооружение (стена), расположенная по адресу: <адрес> по результатам натурных измерений была длинной <данные изъяты> метров, из которых: <данные изъяты> метров находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящимся в собственности публично-правовых образования; <данные изъяты> метра стены находится на земельном участке не разграниченной собственности.

Как следует из выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в собственности Российской Федерации. Таким образом, большая часть упавшей стены находилась на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.п. 1-3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что 1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;

7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанной статьей размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с указанным Перечнем к ним относятся:

1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

4. Элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

4(1). Пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений.

5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.

9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

11. Линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.

14. Пруды-испарители.

15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

16. Пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожно-патрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

17. Пункты весового контроля автомобилей, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

18. Ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

19. Нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, временные павильоны и киоски, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, пункты проката инвентаря, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

20. Лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

21. Объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

22. Пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

23. Передвижные цирки, передвижные зоопарки и передвижные луна-парки.

24. Сезонные аттракционы.

25. Пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки.

26. Спортивные и детские площадки.

27. Площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак, а также голубятни.

28. Платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов.

29. Общественные туалеты нестационарного типа.

30. Зарядные станции (терминалы) для электротранспорта.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, собственником земельного участка никому не выдавалось, в схему нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, стена не внесена, в связи с чем возведение на земельном участке тех или иных строений нельзя признать законным.

При этом собственник земельного участка не обеспечил такое состояние принадлежащего ему земельного участка, при котором никакими объектами, находящимися на нем, не причиняется вред третьим лицам.

При таких обстоятельствах, учитывая, что упавшая стена находилась на территории земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, суд полагает законными и обоснованными выводы мирового судьи о взыскании причиненного автомобилю истца имущественного ущерба с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.

Стоимость ущерба, причиненного автомобилю истца, в размере 48 880 рублей 00 копеек подтверждена заключением экспертизой и не оспорена ответчиком.

Довод апелляционной жалобы о принадлежности стены Ястребову А.В., как собственнику гаражей, между которыми находилась обрушившаяся стена, суд полагает не влияющим на существо постановленного решения по следующим основаниям.

Как установлено заключением проведенной по делу судебной экспертизы, определить экспертным путем, является ли сооружение (стена), расположенная по адресу: <адрес>, обрушившаяся на автомобиль истца, и расположенная между гаражами, принадлежащими Ястребову А.В., необходимым устройством в целях обслуживания и эксплуатации этих гаражей, или она являлась самостоятельным сооружением, возведенным в иных целях, не представляется возможным. Наружные стены гаражей, к которым осуществлялось крепление стены сооружения навеса, в том виде, в котором он существовал до разрушения, не являлись для навеса единственными конструктивными элементами.

Таким образом, конструктивная принадлежность обрушившийся стены гаражам, собственником которых является Ястребов А.В. в судебном заседании не установлено, как и не установлено то, что стену возводил Ястребов А.В.

Кроме того, как указывалось выше, никакого разрешения, на использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, его собственником не выдавалось, в схему нестационарных торговых объектов стена не вносилась, таким образом, возведение кем-либо сооружения на земельном участке без разрешения и согласия собственника земельного участка свидетельствует о ненадлежащем осуществлении бремя содержания земельного участка собственником и не является основанием для освобождения собственника от обязанности возмещать вред, причиненный незаконно возведенными строениями и сооружениями.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного решения суд апелляционной инстанции не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 6 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░          ░.░. ░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

11-37/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Корнеев Роман Александрович
Ответчики
Территориальное управление Росимущества в Саратовской области
Администрация МО "Город Саратов"
Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"
Ястребов Андрей Валерьевич
Другие
ОАО "РЖД"
Лунин Вадим Михайлович
ГСК "Вагонник"
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Замотринская Полина Алексеевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
04.03.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
04.03.2020Передача материалов дела судье
11.03.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
06.04.2020Судебное заседание
25.05.2020Производство по делу возобновлено
16.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Дело оформлено
20.08.2020Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее