Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9415/2023 от 13.07.2023

Судья: Никонов П.Е. адм. дело № 33а-9415/2023

УИД: 63RS0015-02-2022-000417-16

Дело № 2-2-73/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей Лёшиной Т.Е. и Мыльниковой Н.В.,

при секретаре Исмаилове Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области на решение Кошкинского районного суда Самарской области от 28 марта 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя администрации сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области Зайдуллина М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заинтересованного лица ООО «Борма» по доверенности Сюняевой Ю.М., представителя административного истца Сергеевой Е.С. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Елховского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации о водоснабжении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, мотивируя свои требования следующим.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой Елховского района в администрации сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о водоснабжении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой выявлены нарушения.

На территории с. Теплый Стан имеется водопровод общей протяженностью <данные изъяты> метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, степень физического износа водопроводной линии - <данные изъяты>%; 2 источника водоснабжения - артезианские скважины ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года постройки со степенью физического износа - <данные изъяты>% и <данные изъяты>% соответственно; водонапорная башня ДД.ММ.ГГГГ года постройки со степенью физического износа 80%.

На территории с. Борма имеется водопровод общей протяженностью <данные изъяты> метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, степень физического износа водопроводной линии - <данные изъяты>%. Также на территории с. Борма расположены 3 источника водоснабжения - артезианская скважина ДД.ММ.ГГГГ года постройки и 2 артезианские скважины ДД.ММ.ГГГГ года постройки, являющиеся собственностью ООО «Борма» и водонапорная башня, находящаяся на балансе ООО «Борма».

Фактически водоснабжение жителей с. Борма осуществляет ООО «Борма», используя указанные объекты водоснабжения. Какой-либо договор между ООО «Борма» и органами местного самоуправления сельского поселения Теплый Стан, а также муниципального района Елховский в целях водоснабжения населения с. Борма не заключался, ООО «Борма» гарантирующим поставщиком в установленном законом порядке не признавался.

Указанный факт свидетельствует о фактическом невыполнении администрацией сельского поселения Теплый Стан возложенной на нее статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по организации водоснабжения населения с. Борма.

На основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом № водоснабжение в с. Теплый Стан осуществляет МУП «Жилкомхоз».

Водопроводная сеть, расположенная в с. Борма, в установленном порядке признана бесхозяйной. Вместе с тем, до настоящего времени право собственности на объекты водоснабжения, указанные выше, в установленном порядке не зарегистрировано.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнений, прокурор просил суд:

1) обязать администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на водопровод в с. Борма общей протяженностью метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки с кадастровым номером ;

2) обязать администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, занимаемые следующими объектами водоснабжения:

- артезианской скважиной с. Теплый Стан, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный номер ;

- артезианской скважиной с. Теплый Стан, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный номер ;

- водонапорной башней с. Теплый Стан, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный номер ;

3) обязать администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на следующие объекты водоснабжения:

- водопровод с. Теплый Стан общей протяженностью <данные изъяты> метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный номер ;

- артезианская скважина с. Теплый Стан, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный номер ;

- артезианская скважина с. Теплый Стан, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный номер ;

- водонапорная башня с. Теплый Стан, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, инвентарный номер ;

4) обязать администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект зоны санитарной охраны на источники питьевого водоснабжения и водонапорную башню в с. Теплый Стан;

5) обязать администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, в течение восьми месяцев со дня разработки проекта зоны санитарной охраны на источники питьевого водоснабжения и водонапорную башню в с. Теплый Стан территорию первого пояса зоны санитарной охраны спланировать для отвода поверхностного стока за их пределы, озеленить, оградить и обеспечить охраной, обеспечить дорожками с твердым покрытием к сооружениям;

6) обязать администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, организовать работы по капитальному ремонту объектов водоснабжения в с. Теплый Стан, а именно:

- в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать надзор за состоянием водопроводной сети с. Теплый Стан путем осмотра трубопровода и водонапорной башни, проверки действия сооружений и оборудования водопроводной сети и водонапорной башни;

- не позднее восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надежности разработать и выполнить мероприятия по капитальному ремонту водопроводной сети и водонапорной башни с. Теплый Стан;

- в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать надзор за состоянием водопроводной сети с. Борма путем осмотра трубопровода, проверки действия сооружений и оборудования водопроводной сети;

- не позднее восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надежности разработать и выполнить мероприятия по капитальному ремонту водопроводной сети с. Борма;

7) обязать администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную организовать водоснабжение жителей с. Борма (л.д. 81-82).

Решением Кошкинского районного суда Самарской области от 28 марта 2023 г. заявленные требования прокурора удовлетворены (л.д. 88-105).

В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области просит решение суда отменить в части:

- обязания администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на водопровод в с. Борма общей протяженностью <данные изъяты> метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки с кадастровым номером ;

- обязания администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать надзор за состоянием водопроводной сети с. Теплый Стан путем осмотра трубопровода, проверки действия сооружений и оборудования водопроводной сети;

- обязания администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области в течении восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надежности разработать и выполнить мероприятия по капитальному ремонту водопроводной сети с. Борма;

- обязания администрацию сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области, не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную организовать водоснабжение жителей с. Борма, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокуратурой требований в данной части (л.д. 111-117).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что прокуратурой Елховского района в администрации сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о водоснабжении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой выявлены нарушения.

Так, установлено, что на территории сельского поселения Теплый Стан имеется водопровод общей протяженностью <данные изъяты> метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, степень физического износа водопроводной линии - <данные изъяты>%; 2 источника водоснабжения - артезианские скважины ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года постройки со степенью физического износа - <данные изъяты>% и <данные изъяты>%, соответственно; водонапорная башня ДД.ММ.ГГГГ года постройки со степенью физического износа <данные изъяты>%.

На территории с. Борма имеется водопровод общей протяженностью <данные изъяты> метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, степень физического износа водопроводной линии - <данные изъяты>%. Также на территории с. Борма расположены 3 источника водоснабжения - артезианская скважина ДД.ММ.ГГГГ года постройки и 2 артезианские скважины ДД.ММ.ГГГГ года постройки, являющиеся собственностью ООО «Борма» и водонапорная башня, находящаяся на балансе ООО «Борма».

Фактически водоснабжение жителей с. Борма осуществляет ООО «Борма», используя указанные объекты водоснабжения. Какой-либо договор между ООО «Борма» и органами местного самоуправления сельского поселения Теплый Стан, а также муниципального района Елховский в целях водоснабжения населения с. Борма не заключался, ООО «Борма» гарантирующим поставщиком в установленном законом порядке не признавался.

На основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом № водоснабжение в сельском поселении Теплый Стан осуществляет МУП «Жилкомхоз».

Водопроводная сеть, расположенная в с. Борма, в установленном порядке признана бесхозяйной. Вместе с тем, до настоящего времени право собственности на объекты водоснабжения, указанные выше, в установленном порядке не зарегистрировано.

Указанные выше объекты водоснабжения в настоящее время функционируют и не могут быть исключены из централизованной системы холодного водоснабжения, в отношении данных объектов водоснабжения требуется проведение капитального ремонта с целью обеспечения безаварийной работы.

На источники водоснабжения, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в сельском поселении Теплый Стан, проекты зон санитарной охраны не разработаны, территория первого пояса зоны санитарной охраны не имеет ограждения, не спланирована для отвода поверхностного стока, на ее территории отсутствуют дорожки с твердым покрытием.

Отсутствие какой-либо охраны 1 пояса зоны санитарной охраны и фактически свободный доступ к источникам водоснабжения, указанных выше, является непосредственной угрозой возможного террористического акта и причинения вреда значительному количеству граждан.

Как установлено судом, земельные участки, занимаемые объектами водоснабжения, которые расположены на территории сельского поселения Теплый Стан и с. Борма, не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены и соответственно государственная регистрация прав на них отсутствует. Также, в установленном порядке не зарегистрировано право собственности на сами объекты водоснабжения.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес администрации сельского поселения Теплый Стан 9 августа 2022 г. за исх. № внесено представление «Об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о водоснабжении, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о противодействии терроризму, о недрах, о концессионных соглашениях» (л.д. 9-13).

Однако по результатам рассмотрения представления фактические меры по устранению выявленных нарушений со стороны администрации сельского поселения Теплый Стан не приняты, нарушения не устранены.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 219, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 7, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статей 3, 10, 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статей 7, 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статей 1, 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», Закона Самарской области от 3 октября 2014 г. № 86-ГД «О закреплении вопросов местно значения за сельскими поселениями Самарской области», «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. № , исходил из того, что наличие выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в итоге ведет к нарушениям законодательства о противодействии терроризму. Кроме того, непринятие органом местного самоуправления сельского поселения Теплый Стан мер по надлежащей организации холодного водоснабжения нарушает права несовершеннолетних граждан, проживающих на территории сельского поселения Теплый Стан и обучающихся в Теплостанском филиале ГБОУ СОШ с. Елховка, которые в силу возраста относятся к категории социально незащищённых слоев населения, на обеспечение качественной питьевой водой. Также, наличие выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о водоснабжении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ведет к риску не достижения целевых показателей реализации национального проекта «Жилье и городская среда» на территории Елховского района, а также к не достижению задач, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.

Так, в апелляционной жалобе административный ответчик ссылается на то, что водопровод общей протяженностью <данные изъяты> м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки с кадастровым номером , ранее был передан в бессрочное пользование Волжскому автомобильному заводу (Акционеру ОАО «Борма», ранее ПСХ ВАЗа «Борминское») как единый комплекс. На основании заявления ООО «Борма» об отказе от права собственности на указанный выше водопровод, водопровод протяженностью <данные изъяты> м. с кадастровым номером принят на учет в качестве бесхозяйной вещи. Однако, согласно части 2 статьи 236 ГК РФ отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. В настоящее время право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества водопровод общей протяженностью <данные изъяты> м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки с кадастровым номером не зарегистрировано, поэтому бремя содержания данного водопровода остается на ООО «Борма».

Указанные доводы отклоняются судебной коллегией как несостоятельные ввиду следующего.

Так, установлено, что на территории сельского поселения Теплый Стан имеется водопровод общей протяженностью <данные изъяты> метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, степень физического износа водопроводной линии - <данные изъяты>%; 2 источника водоснабжения - артезианские скважины ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года постройки со степенью физического износа - <данные изъяты>% и <данные изъяты>%, соответственно; водонапорная башня ДД.ММ.ГГГГ года постройки со степенью физического износа <данные изъяты>%.

На территории с. Борма имеется водопровод общей протяженностью <данные изъяты> метров, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, степень физического износа водопроводной линии - <данные изъяты>%. Также на территории с. Борма расположены 3 источника водоснабжения - артезианская скважина ДД.ММ.ГГГГ года постройки и 2 артезианские скважины ДД.ММ.ГГГГ года постройки, являющиеся собственностью ООО «Борма» и водонапорная башня, находящаяся на балансе ООО «Борма».

Фактически водоснабжение жителей с. Борма осуществляет ООО «Борма», используя указанные объекты водоснабжения. Какой-либо договор между ООО «Борма» и органами местного самоуправления сельского поселения Теплый Стан, а также муниципального района Елховский в целях водоснабжения населения с. Борма не заключался, ООО «Борма» гарантирующим поставщиком в установленном законом порядке не признавался.

На основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом № от 27 апреля 2017 г., водоснабжение в с. Теплый Стан осуществляет МУП «Жилкомхоз» (л.д. 15-16).

На основании заявления ООО «Борма» об отказе от права собственности на водопровод, а также уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества № от 5 мая 2021 г., водопровод протяженностью <данные изъяты> м. принят на учет в качестве бесхозяйной вещи (л.д. 54).

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как указывалось ранее, водопровод принят на учет в качестве бесхозяйной вещи 5 мая 2021 г., однако по настоящее время мер для обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности администрацией сельского поселения Теплый Стан не принято.

Согласно ответу администрации от 17 августа 2022 г. № указано, что администрацией для устранения нарушений в бюджете сельского поселения на 2023-2024 гг. будут предусмотрены средства, необходимые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав с последующим получением лицензии на добычу недр. В части разработки проектов зон санитарной охраны на источники питьевого водоснабжения сельского поселения Теплый Стан заключен договор с ООО «<данные изъяты>» по оформлению зоны санитарной защиты скважин и согласованию с органом Роспотребнадзора. Для постановки на учет земельных участков необходимо провести работы по образованию этих земельных участков и внести изменения в Правила землепользования и застройки. За невыполнение своих обязанностей ведущий специалист сельского поселения Теплый Стан Баширова З.Ш. привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д. 14-18).

В силу пункта 4 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г.).

Непринятие мер органом местного самоуправления по признанию права собственности на бесхозяйный водопровод свидетельствует о ненадлежащей организации органом местного самоуправления холодного водоснабжения.

При этом, вышеизложенные доводы апелляционной жалобы о том, что отказ от права собственности не освобождают ООО «Борма» от бремени содержания данного водопровода сводятся к наложению на ООО «Борма», как субъект предпринимательской деятельности, при отсутствии наделенного в установленном порядке статуса гарантирующей организации, дополнительные, не свойственные обществу обязанности.

Еще одним доводом апелляционной жалобы является то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2021 г. за ООО «Борма» признано право собственности на три водозаборных скважины, что свидетельствует о делении неделимой вещи, использование которой в отдельности друг от друга не представляется возможным по причине утраты ее назначения. При этом, факт отказа от части неделимой вещи, при условии заявления права на иную ее часть, не может служить безусловным доказательством отказа от вещи в целом.

Данные доводы апелляционной жалобы также подлежат отклонению судебной коллегией.

Согласно пункту 1 статьи 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

В силу статьи 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Между тем, доказательств того, что указанный объект является неделимой вещью, а также невозможности существования и функционирования водозаборных скважин и линейного объекта, которым выступает спорный водопровод, независимо друг от друга, материалы дела не содержат. При этом, имеется в возможность осуществлять подключение водопровода к вновь создаваемым водозаборным скважинам и отключение от действующих.

Следует отметить, что право на каждое сооружение, находящееся в собственности ООО «Борма» в настоящее время, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости отдельно.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о несогласии с обязанием администрации организовать надзор за состоянием водопроводной сети с. Борма, выполнить ее капитальный ремонт, а также организовать водоснабжение с. Борма, также подлежат отклонению судебной коллегией.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности разработки зоны санитарной охраны на источники питьевого водоснабжения и водонапорную башню также не могут приняты во внимание судебной коллегией, как не подтвержденные доказательствами.

Вопреки позиции административного ответчика, изложенной в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, отсутствие в бюджете органа местного самоуправления достаточных денежных средств поводом для отмены решения и освобождения административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности также не является.

Само по себе удовлетворение требований прокурора не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на его понуждение к исполнению обязанности, возникшей у него в силу закона, а потому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в сфере управления муниципальным имуществом. При недостаточности времени, установленного судом для исполнения решения суда, административный ответчик вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

Судебная коллегия также принимает во внимание обстоятельства того, что после принятия решения администрацией совершены действия по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на водопровод, три артезианские скважины и водонапорную башню в сельском поселении Теплый Стан (л.д. 150-160).

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кошкинского районного суда Самарской области от 28 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Теплый Стан муниципального района Елховский Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-9415/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Елховского района Самарской области
Ответчики
Администрация с.п. Теплый Стан м.р. Елховский Самарской области
Другие
ООО "Борма"
Администрация м.р. Елховский Самарской области
МУП "Жилкомхоз"
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.07.2023[Гр.] Передача дела судье
31.07.2023Передача дела судье
14.07.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства
24.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее