№ 2-871/2023
УИД24RS0006-01-2023-000924-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2023 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Гусевой И.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника Боготольского межрайонного прокурора Ивановой О.А.,
при секретаре Бикеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 3 о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к МБОУ СОШ № 3 о возложении обязанностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ. обеспечить проведение работ по заделке отверстия, находящегося между складом (актовый зал) и спортзалом, негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости; установить пожарную сигнализацию в подвале здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности проведенной Боготольской межрайонной прокуратурой в МБОУ СОШ № 3 установлены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно:
- в нарушении п. 18 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее ППР в РФ) на двери (люке) чердачного помещения не размещена информация о месте хранения ключей;
- в нарушении п.16 (к) ППР в РФ на объекте допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов и предметов (лестничная клетка запасного выхода из актового зала);
- в нарушении п.15 ППР в РФ руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости отверстия между складом (актовый зал) и спортзалом;
- в нарушении ч. 4 ст. 4, ч. 10, ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.4 Свода правил СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539; п. 4 НПБ 110-03 в подвале здания отсутствует пожарная сигнализация.
Данные нарушения способствуют возникновению пожароопасной ситуации в учреждении, что может привести к гибели его посетителей, работников, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, что является недопустимым.
ДД.ММ.ГГГГ г. прокурором в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени в полном объеме не устранены.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Иванова О.А. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № 3 Пестерева Н.Г. исковые требования признала полностью.
Представители третьих лиц: администрации г. Боготола Красноярского края, МКУ «Управление образования г. Боготола», ОНД и ПР по Боготольскому и Тюхтетскому районам ГУ МЧС России по Красноярскому краю, ГУ МЧС России по Красноярскому краю, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав представителя истца старшего помощника Боготольского межрайонного прокурора Иванову О.А., представителя ответчика директора МБОУ СОШ № 3 Пестереву Н.Г., исследовав материалы дела, суд находит требования Боготольского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии со следующим.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, на образовательную организацию возложена обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Требования и правила пожарной безопасности установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании статьи 37 приведенного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «О противопожарном режиме» (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - закон № 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствие с п. 15 Правил руководитель организации обеспечивает проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами.
Согласно ч. 1 ст. 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Согласно ч. 10 ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.
Законодатель, устанавливая в статье 83 Закона № 123-ФЗ требования к системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, указал, что названные системы должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (абзац первый части 1).
Автоматические установки пожаротушения (далее также - АУПТ) должны быть обеспечены расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройствами для контроля работоспособности установки, для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения, для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара и для ручного пуска пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара (пункты 1 - 5 указанной выше части).
Требования к проектированию АУПТ и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются упомянутым федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (часть 10 статьи 83).
Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, согласно части 1 статьи 91 Закона № 123-ФЗ оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности названных объектов на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Законом № 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; в случае, если положениями Закона № 123-ФЗ (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 этого закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу его соответствующих положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня его вступления в силу, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Закона № 123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (части 2 и 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ).
Требования к зданиям, сооружениям, помещениям и оборудованию, подлежащим защите АУПТ и автоматической пожарной сигнализацией, определены Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 (далее - НПБ 110-03), предписания которых распространяются исключительно на объекты защиты, введенные в эксплуатацию в период до вступления в силу Закона № 123-ФЗ, в предусмотренных его статьей 4 случаях.
В силу п. 4.4 свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (СП 486.1311500.2020), утвержденного Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539, в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать АУИ и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности; лестничных клеток; тамбуров и тамбур-шлюзов; чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).
Судом установлено, что согласно уставу МБОУ СОШ № 3 является общеобразовательным учреждением и осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. Боготольским межрайонным прокурором принято решение о проведении проверки в МБОУ СОШ № 3 с целью проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности функционирования мест массового пребывания людей, пожарной безопасности, антитеррористического законодательства (л.д. 12).
Согласно справке ОНДиПР по Тюхтетскому МО и Боготольскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проведения обследования зданий и помещений МБОУ СОШ № 3, расположенного по адресу: <адрес>, проведенного на основании требования Боготольского межрайонного прокурора, выявлены нарушения:
- п.п. 15, 16 (б), 16 (к), 18 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, ч. 4 ст. 4, ч. 10, ст. 83, ч. 1 ст. 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.4 Свода правил СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539, а именно: на двери (люке) чердачного помещения не размещена информация о месте хранения ключей; на объекте допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов и предметов (лестничная клетка запасного выхода из актового зала); руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости отверстия между складом (актовый зал) и спортзалом; в подвале здания отсутствует пожарная сигнализация; помещение склада № 1 не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности (отсутствует противопожарная дверь); в подвале здания допускается хранение мебели и других предметов (л.д. 13-15).
Как следует из акта, составленного ДД.ММ.ГГГГ. старшим помощником Боготольского межрайонного прокурора Ивановой О.А. по результатам проверки, проведенной в МБОУ СОШ № 3 ДД.ММ.ГГГГ в период с 10.56 до 11.50 часов, установлены нарушения п.п. 15, 16 (б), 16 (к), 18 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, ч. 4 ст. 4, ч. 10, ст. 83, ч. 1 ст. 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.4 Свода правил СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539, а именно: на двери (люке) чердачного помещения не размещена информация о месте хранения ключей; на объекте допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов и предметов (лестничная клетка запасного выхода из актового зала); руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости отверстия между складом (актовый зал) и спортзалом; в подвале здания отсутствует пожарная сигнализация; помещение склада № 1 не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности (отсутствует противопожарная дверь); в подвале здания допускается хранение мебели и других предметов (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ г. Боготольским межрайонным прокурором в адрес ответчика внесено представление об устранении данных нарушений (л.д. 8), однако нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены.
На момент рассмотрения дела, доказательств устранения нарушений, указанных в уточненном исковом заявлении стороной ответчика суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что ответчиком до настоящего времени не устранены нарушение вышеуказанных Требований, а именно: руководитель организации не обеспечил проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости отверстия между складом (актовый зал) и спортзалом; в подвале здания отсутствует пожарная сигнализация, что способствуют возникновению пожароопасной ситуации в учреждении и в последствии может привести к гибели его посетителей, работников, и как следствие ставят под угрозу их жизнь и здоровье, суд считает требования Боготольского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В связи с изложенным, при установлении срока для исполнения указанного решения, суд, с учетом особенностей финансирования данного муниципального бюджетного образовательного учреждения, считает разумным срок для исполнения решения предложенный прокурором, т. е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, суд полагает взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 6000 рублей за исковые требования неимущественного характера, государственная пошлина подлежит зачислению в местный бюджет на основании ч. 2 ст. 61.1 БК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 3 о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.
Возложить на МБОУ СОШ № 3 обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить нарушения п. 15 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, ч. 4 ст. 4, ч. 10, ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.4 Свода правил СП 485.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539, а именно:
- обеспечить проведение работ по заделке отверстия, находящегося между складом (актовый зал) и спортзалом, негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости;
- установить пожарную сигнализацию в подвале здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с МБОУ средняя общеобразовательная школа № 3 государственную пошлину в доход бюджета 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья И.В. Гусева
Мотивированное решение составлено 02.10.2023г.