Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-16/2024 (12-122/2023;) от 21.12.2023

№12-16/2024

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

14 февраля 2024 года судья Реутовского городского суда Московской области Сидоренко О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №1 Реутовского городского суда Московской области (Московская область, г. ФИО2, <адрес>) жалобу ООО «УК «ЦС-Сервис» на постановление должностного лица ГУСТ Московской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.12 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», о назначении заявителю административного наказания в виде штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ от ООО «УК «ЦС-Сервис» (ОГРН: <данные изъяты>, ИНН: <данные изъяты> дата прекращения деятельности: ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Группа компаний ЖИЛСЕРВИС ФИО2» (143965, <адрес>, г. ФИО2, <адрес> ОГРН: <данные изъяты>, дата присвоения ОГРН: ДД.ММ.ГГГГ, ИНН: <данные изъяты>, КПП: <данные изъяты>, генеральный директор: ФИО1) поступила жалоба от ДД.ММ.ГГГГ на постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником территориального отдела Главного управления содержания территорий <адрес> – старшим государственным административно-техническим инспектором <адрес>, старшим государственным административно-техническим инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «<адрес> об административных правонарушениях», о назначении ООО «УК «ЦС-Сервис» административного штрафа в размере 15000,00 руб.

Копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ поступила адресату ДД.ММ.ГГГГ. Срок обжалования не пропущен. Запрошенные оригиналы процессуальных документов по делу поступили в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Правопреемник заявителя - ООО «Группа компаний ЖИЛСЕРВИС ФИО2» направило в судебное заседание представителя по доверенности ФИО4, который настаивал на удовлетворении жалобы, отмене постановления с прекращением производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения и допущенных процессуальных нарушений.

Должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, хотя и не исключается возможность вызова в суд указанных лиц в статусе свидетелей для выяснения возникших вопросов (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы. Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд установил следующие обстоятельства.

Часть 1 ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «<адрес> об административных правонарушениях» предусматривает для юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей за невыполнение установленного нормативными правовыми актами <адрес>, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка уборки снега, наледей, обледенений с кровель зданий и сооружений, пандусов, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, ступеней и площадок перед входами в здания.

Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось обнаружение ДД.ММ.ГГГГ наличия рыхлого снега на пешеходной зоне напротив входа в подъезд <адрес> в г. ФИО2 <адрес>, полученных ДД.ММ.ГГГГ с применением работающего в автоматическом режиме комплекса видеонаблюдения, входящего в инфраструктуру технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления «Безопасный регион». Должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ идентифицировано лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом <адрес> в г. ФИО2 <адрес>, и без извещения этого лица, без составления протокола об административном правонарушении, вынесено обжалуемое постановление Р от ДД.ММ.ГГГГ.

Из приложенного к постановлению фотоматериала следует и в обжалуемом постановлении указано, что по адресу: <адрес> в г. ФИО2 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 15.34 напротив подъезда в месте общественного пользования на пешеходной зоне при входе в подъезд выявлено наличие рыхлого снега, за что к ответственности привлечено ООО «УК «ЦС-Сервис», поскольку является организацией, которая управляет домом 40 по вышеуказанному адресу. В постановлении указано, что ООО «УК «ЦС-Сервис» нарушило требования п. п. 59.17, 59.19, 59.20 ст. 59 Правил благоустройства территории городского округа ФИО2 <адрес>, утв. Решением Совета депутатов г. ФИО2 МО от ДД.ММ.ГГГГ -НА.

Из правовой позиции КС РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О, следует, что КоАП РФ не относит к числу доказательств само постановление по делу об административном правонарушении (статья 26.2). Вместе с тем, только материалы фотосъемки, прилагающиеся к экземпляру постановления по делу об административном правонарушении, выявленном с применением средств фотосъемки в автоматическом режиме, признаются доказательствами, которые подлежат оценке по правилам, предусмотренным статьей 26.11 данного Кодекса.

Таким образом, автоматический режим фото-, кино- и видеофиксации призван заменить составление протокола для установления и закрепления сведений об идентификации правонарушителя и обстоятельствах, на основании которых компетентный орган или должностное лицо принимает решение о виновности конкретного лица, привлекаемого к административной ответственности.

При этом должностное лицо вообще устраняется от сбора каких-либо доказательств в подтверждение виновности конкретного правонарушителя, который должен быть автоматически установлен в ходе работы специального технического средства, сообщающегося на программном уровне с соответствующими массивами информации независимо от пользователя – должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, одновременно с установлением точного места и времени совершения правонарушения.

Из содержания упомянутых в обжалуемом постановлении пунктов Правил благоустройства территории городского округа ФИО2 <адрес>, утв. Решением Совета депутатов г. ФИО2 МО от ДД.ММ.ГГГГ -НА (п. б) ч. 6, ч. 17, ч. 19 и ч. 20 ст. 58) следует, что п. 59.17, 59.19, 59.20 в статье 59 отсутствуют, а сама статья 59 регулирует организацию и проведение уборочных работ в летнее время. В статье же 58 указанных правил в отношении уборочных работ в зимнее время есть пункты 17, 19 и 20, из которых следует, что состав вмененного правонарушения может образоваться только через определенное время после окончания снегопада (например, через 12 часов, до истечения которых обязанное лицо совершает уборку).

Вопреки положениям муниципального правового акта, в обжалуемом постановлении не указаны объективные временные данные о конкретном природном явлении, представляющее собой выпадение снега из атмосферных облаков, на территорию, определенную должностным лицом как место правонарушения.

Кроме того, из фотоматериалов в настоящем деле следует, что прибор автофиксации находился на неопределенном расстоянии от места нахождения рыхлого снега, соответственно координаты места нахождения снежных масс для определения владельца земельного участка по данным кадастрового учета в обжалуемом постановлении отсутствуют, поскольку местонахождение прибора автофиксации в данном случае не является местом вмененного правонарушения.

С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, обязательно должны содержать указанную информацию (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П указано, что по сложившейся практике в постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении, как правило, указывается день совершения недлящегося и день обнаружения длящегося в качестве времени совершения правонарушения.

Неоднозначность, неясность, недосказанность и противоречивость правового регулирования, неустранимая даже с помощью разъяснений, данных Верховным Судом РФ, неизбежно препятствуют адекватному уяснению установленных законом правил, допускают возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе их применения, создают предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому в пункте 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П указано, что впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из этого Постановления, для целей ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в процессуальных документах необходимо точно указывать день совершения административного правонарушения независимо от того, длящееся оно или нет.

В свою очередь, в Постановлении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -АД22-4-К3 указано, что суждение о том, что время и место выявления длящегося административного правонарушения является временем и местом его совершения, не является правильным.

Поскольку при длящемся правонарушении время его совершения (образование и сохранение состава) будет соответствовать периоду с установленной даты начала невыполнения обязанностей и до даты пресечения правонарушения должностным лицом, либо прекращения противоправной деятельности, приборы автофиксации не способны определять момент совершения длящегося или недлящегося правонарушения без нескольких последовательных видеофиксаций в течение непрерывного временного периода (например, время начала и окончания снегопада, истечение 12 часов после окончания снегопада, и т.п.).

В статье 47 Правил благоустройства территории городского округа ФИО2 <адрес>, утв. Решением Совета депутатов г. ФИО2 МО от ДД.ММ.ГГГГ -НА указано, что в городском округе ФИО2 составляется согласованная с заинтересованными лицами карта подведомственной территории с закреплением ответственных за уборку конкретных участков территории, в том числе прилегающих к объектам недвижимости всех форм собственности. Карта согласовывается со всеми заинтересованными лицами (предприятиями, организациями, управляющими компаниями, ТСЖ, Администрацией городского округа ФИО2).

В соответствии с нормами ЖК РФ на управляющую многоквартирным домом организацию законом возложены обязанности по содержанию объектов, относящихся к общедомовому имуществу, и расположенных на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности у собственников помещений многоквартирного дома.

В Распоряжении Госадмтехнадзора МО от ДД.ММ.ГГГГ -Р «Об утверждении Порядка выявления административных правонарушений в области благоустройства территории в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» указано, что доказательствами, подтверждающими факт нахождения земельного участка либо другого объекта недвижимости во владении (пользовании) лица, привлеченного к административной ответственности, могут являться договор аренды или безвозмездного пользования земельным участком (объектом недвижимости), выписка из ЕГРН и иные документы.

Единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Таким образом, если собственником (владельцем на ином праве) земельного участка, на котором расположен не являющийся общим имуществом МКД объект, в актуальной выписке из ЕГРН на юридически значимую дату не значится другое лицо, именно на администрацию муниципального образования, его должностных лиц, действующим законодательством возложена обязанность по организации работ по благоустройству, в т.ч. по уборке снега.

В ч. 3 и примечании к ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано доказывать свою невиновность при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Из вышеизложенного следует, что вынесшее обжалуемое постановление должностное лицо административного органа неосновательно переложило на заявителя обязанность доказать отсутствие состава вмененного противоправного действия/бездействия (по-крайней мере, в части вины, которая для юридического лица означает всего лишь непринятие всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность) только при рассмотрении жалобы.

Техническое средство видеофиксации из системы «Безопасный регион» при установленных судом обстоятельствах в настоящем деле не является надлежащим техническим средством, критерии отнесения к которому указаны в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Если правонарушение было зафиксировано с помощью технических средств, которые не отвечают критериям работы без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, либо не позволяют фиксировать для целей КоАП РФ место и время совершения правонарушения и синхронизированную с этим идентификацию правонарушителя по автоматически получаемым данным, (в данном случае - из ЕГРН), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется.

При наличии указанного в пункте 4 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ повода к возбуждению дела об административном правонарушении (фиксация административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), должностное лицо вправе истребовать сведения только о владельцах транспортных средств, предположительно совершивших административные правонарушения. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26.10 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ дополнена пунктом 7, согласно которому такое дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 названного Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса. Одновременно суд отмечает, что КоАП РФ предусматривает получение должностным лицом иной информации (кроме сведений о владельцах транспортных средств) для установления личности нарушителя только после составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ, что подразумевает обязательное составление протокола об административном правонарушении в дальнейшем.

В настоящем деле избранный должностным лицом порядок привлечения к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ) не отвечает требованиям процессуального закона, а также положениям п. 5 ст. 16.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «<адрес> об административных правонарушениях», предусматривающим составление протокола должностными лицами ГУСТ МО при производстве по ст. 6.12 указанного закона.

Суд обобщает существенные недостатки обжалуемого постановления должностного лица: в мотивировочной части говорится о наличии рыхлого снега, а в резолютивной части о несвоевременной очистке урн; приведенные в постановлении положения муниципального акта не регулируют порядок уборки снега, наледей, обледенений с кровель зданий и сооружений, пандусов, с проезжей части дорог, а также улиц, внутридворовых проездов, тротуаров, ступеней и площадок перед входами в здания. Выписка из ГИС ЖКХ подтверждает лишь факт нахождения <адрес> под управлением ООО «УК «ЦС-Сервис», но не устанавливает зоны ответственности управляющей компании за границами земельного участка под габаритами дома. При этом суд отмечает, что выписка получена ДД.ММ.ГГГГ всего лишь для приобщения ее к материалам дела, направляемого в суд, т.е. эта выписка отсутствовала в деле в момент вынесения обжалуемого постановления.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца и не может считаться истекшим на дату вынесения настоящего решения из-за отсутствия в обжалуемом постановлении достоверной информации о месте и времени совершения вмененного правонарушения.

В связи с возвращением дела на новое рассмотрение суд не проверяет правильность исчисления срока со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного ответственному за уборку снежных масс лицу для исполнения соответствующей обязанности по содержанию объектов благоустройства на территории городского округа ФИО2.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Р от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником территориального отдела Главного управления содержания территорий <адрес> – старшим государственным административно-техническим инспектором <адрес>, старшим государственным административно-техническим инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО3, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «<адрес> об административных правонарушениях», о назначении ООО «УК «ЦС-Сервис» административного штрафа в размере 15000,00 руб. – отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в территориальный отдел Главного управления содержания территорий <адрес> ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Решение суда по жалобе на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Московский областной суд лицами, указанными в ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим такое постановление.

Судья                                О.Г. Сидоренко

12-16/2024 (12-122/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "УК "ЦС-Сервис"
Суд
Реутовский городской суд Московской области
Судья
Сидоренко Ольга Геннадьевна
Дело на странице суда
reutov--mo.sudrf.ru
21.12.2023Материалы переданы в производство судье
21.12.2023Истребованы материалы
31.01.2024Поступили истребованные материалы
14.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее