Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г., при секретаре Мутовкиной О.А., рассмотрев 25 августа 2020 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрушенкова Александра Александровича к Петрушенкову Максиму Александровичу, Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района о признании права собственности на имущество в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Петрушенков А.А. обратился в суд с иском к Петрушенкову М.А., Администрации Кислянского сельсовета о признании праве собственности в порядке наследования. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ. умер его отец ФИО2, проживающий в <адрес>. На день смерти с отцом в доме проживали он и сын Петрушенков Максим Александрович, который на наследство не претендует. Их мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ., т.е. истец является единственным наследником.
После смерти отца и матери осталась указанная жилая квартира, которая была передана их семье в порядке приватизации совхозом «Малобеловодский». На основании свидетельства, земельный участок был предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования ФИО4
Просит признать за Петрушенковым А.А. право собственности на квартиру, общей площадью 57,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Истец Петрушенков А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца Рукинова З.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Ответчик Петрушенков М.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, указал, что от ? доли в порядке приватизации и от доли в наследстве после родителей, отказывается.
Представитель ответчика Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили иск рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражали.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя истца, ответчика, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Петрушенкова А.А. по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 100 ГК РСФСР (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления установленных задач.
Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками была установлена обязанность колхозов и совхозов в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхозы и колхозы были обязаны провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. При этом в силу п. п. 5 и 6 названного Постановления при реорганизации колхозы и совхозы могли передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты, имели право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Минсельхозом Российской Федерации, Госкомимуществом Российской Федерации, право выбора способов передачи имущества принадлежало трудовому коллективу. В интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры мог оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов. Решение трудового коллектива, колхоза, совхоза о безвозмездной передаче социальной инфраструктуры в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов должно было быть согласовано с сельским (поселковым) Советом, которому передаются указанные объекты. В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимал районный Совет народных депутатов.
Согласно п. 4 названной Инструкции колхозы и совхозы имели право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы, кроме объектов образования (школ, библиотек и др.), юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством. На данные случаи настоящая Инструкция не распространялась.
Таким образом, при реорганизации колхозов и совхозов дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна была быть определена одним из перечисленных способов, установленных действующим на тот момент законодательством.
Из п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», следовало, что при реорганизации колхозов по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могли быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
В соответствии со ст.7 закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1, действовавшей на момент заключения договора) передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. 160 ГК РСФСР, действовавшей на момент приватизации квартиры, договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его пунктам. Существенными являются те пункты договора, которые признаны такими по закону или необходимы для договоров данного вида, а также все те пункты, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст.135 ГК РСФСР право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2, была приобретена спорная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 57,7 кв.м., в порядке приватизации платно за 15101 рублей, что подтверждается договором, заключенным с совковом «Малобеловодский» №.
Согласно вышеуказанного договора, в состав семьи ФИО2 входило четыре человека. Договор зарегистрирован в КУМИ Администрации Юргамышского района, как договор приватизации жилого помещения.
После ликвидации ТО «Малобеловодский» квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в собственность муниципального образования Малобеловоского сельсовета не передавалась и до настоящего времени на балансе администрации и в реестр муниципальной собственности не включена, что подтверждается ответом Администрации Кислянского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки Администрации Кислянского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. постоянно по день смерти, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. проживал в <адрес>, вместе с ним проживали жена ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (умерла ДД.ММ.ГГГГ.) и сыновья Петрушенков А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Петрушенков М.А. ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании установлено, что указанная квартира была передана ТОО «Малобеловодский» возмездно в собственность семьи ФИО2 и членам его семьи, которые проживали с ним на день смерти.
Учитывая, что ввиду ликвидации ТОО «Малобеловодский» у Петрушенкова А.А. отсутствовует возможность зарегистрировать в установленном порядке свое право собственности на приобретенное имущество, а права на недвижимое имущество возникли у правообладателя - ТОО «Малобеловодский» до момента вступления в силу Закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд считает доказанным переход права собственности на спорное недвижимое имущество к ФИО2 и членам его семьи ФИО4, Петрушенкову А.А., Петрушенкову М.А.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО3 и ФИО4 являлись супругами, от брака имелись дети: Петрушенков Александр Александрович, Петрушенков Максим Александрович, оба родители умерли ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.
Ст. 1142 ГК РФ предусматривает, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг (супруга) наследодателя и его родители.
Наследником первой очереди по закону после умерших ФИО9 являлся их сыновья Петрушенков А.А., Петрушенков М.А., которые на момент смерти отца проживали с ним по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о рождении и справкой Администрации Кислянского сельсовета.
Наследственные дела после умерших ФИО2, ФИО4 не заводились, что подтверждается сведениями нотариуса Юргамышского нотариального округа и нотариуса Курганской области
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, изложенными в п.п. 7, 34, 35 Постановления Пленума от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» - получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 7). Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (п. 34). Принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства.
Таким образом, поскольку получение свидетельства о праве на наследство - это право, а не обязанность наследников, следовательно, наследники, принявшие наследство, могут обратиться за получением свидетельства о праве на наследство в любое время.
В соответствии с п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Из уведомления Юргамышского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что сведений о зарегистрированных правах на квартиру и земельный участок, расположенных в <адрес>, не имеется.
Указанные доказательства позволяют суду сделать вывод о принятии истцом наследства после умершего отца и матери ФИО9 и о приобретении права собственности на наследуемое имущество в размере 2/4 доли на квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>.
? доли спорной квартиры принадлежит истцу в порядке приватизации, от ? доли в порядке приватизации и от доли в наследстве после родителей, ответчик Петрушенков М.А., в судебном заседании, отказался.
Признанием права собственности за истцом на данный объект недвижимости охраняемые законом права и интересы других лиц не нарушаются.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Петрушенкова Александра Александровича к Петрушенкову Максиму Александровичу, Администрации Кислянского сельсовета Юргамышского района о признании права собственности на имущество в порядке наследования - удовлетворить.
Признать за Петрушенковым Александром Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцем <адрес>, право собственности на квартиру №, общей площадью 57,7 кв.м., в жилом доме с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>.
Мотивированное решение составленоДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Н.Г.Кузьмина