Судья: Воробьев С.А. адм.дело № 33а-3428/2023
(№ 2а-502/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Лёшиной Т.Е., Роменской В.Н.,
при помощнике судьи Яковлевой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Аляева С.А. на решение Октябрьского городского суда Самарской области от 24 ноября 2022 г. по административному делу № 2а-502/2022 по административному исковому заявлению Аляева С.А. к призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа Октябрьск Самарской области, военному комиссариату Самарской области, Министерству обороны РФ о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа Октябрьск Самарской области о призыве на военную службу,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
установила:
Аляев С.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа Октябрьск Самарской области, военному комиссариату Самарской области, Министерству обороны РФ о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа Октябрьск Самарской области о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 24 сентября 2022 г. призывной комиссией военного комиссариата городов Сызрань и Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области в связи с Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «О частичной мобилизации в ряды вооружённых сил РФ» в отношении административного истца было вынесено решение о призыве в ряды вооружённых сил с учётом ст. 17 ч. 2 Закона № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997. Административный истец считает указанное решение незаконным, поскольку оно противоречит п. 1 ст. 53 Федерального закона от28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», разъяснениям Президента Российской Федерации Путина В.В., согласно которым, призыву по мобилизации подлежат военнослужащие, находящиеся в запасе, относящиеся к 1 разряду (то есть рядовой, сержантский состав в возрасте до 35 лет). Возраст истца составляет, что нарушает его права и законные интересы, поскольку он соответствует второму разряду возраста военнослужащих, не подлежащих призыву.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец Аляев С.А. просил суд признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 24.09.2022 о призыве его на военную службу.
Решением Октябрьского городского суда Самарской области от 24 ноября 2022 г. Аляеву С.А. отказано в удовлетворении административного иска (л.д. 50-54).
В апелляционной жалобе Аляев С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение (л.д. 59-60).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции представитель административного ответчика Военного комиссариата Самарской области по доверенности Рокосовик О.А. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Самарской области по доверенности Никитина Е.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 5/61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службы» Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Судом первой инстанции установлено, что Аляев С.А. состоял на воинском учете в военном комиссариате городов Сызрань, Октябрьск, Сызранского и Шигонского районов Самарской области.
Согласно учетной карточки к военному билету серии № Аляев С.А. имеет категорию годности к военной службе А - годен к военной службе. Аляев А.С. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состав - сержанты, воинское звание - сержант.
Аляев А.С. был вызван по повестке в военкомат на 24.09.2022.
24.09.2022 административный истец прибыл в пункт предварительного сбора граждан в <адрес>, 25.09.2022 прибыл в войсковую часть.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 647 от 21 сентября 2022 г. протоколом призывной комиссии по мобилизации муниципального образования г.о. Октябрьск № 2 от 25 октября 2022 принято решение о призыве на военную службу по мобилизации ст. сержанта Аляева С.А.
Административный истец, полагая указанное решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции ссылался на то, что отнесение граждан, пребывающих в запасе, ко второму разряду по возрасту не является основанием для предоставления отсрочки либо освобождение от призыва на военную службу по мобилизации.
Выводы суда первой инстанции, судебной коллегией признаются правильными.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1).
Согласно п. 2 ст. 1 Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 8 указанного Закона 8 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации; организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из ст. 19, 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, указанном в пункте 3 настоящей статьи, - должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Если призывная комиссия по мобилизации граждан создана на внутригородской территории города федерального значения, на которой в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения местная администрация не сформирована, то председателем такой призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти (руководитель территориального органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. № 852, Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы) (п. 4).
Согласно п. 5 указанного Положения порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 8).
Из п.п. 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации: б) в период мобилизации: во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.
Установлено, что решение о призыве по мобилизации принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Как следует из пункта б части 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.
Запас Вооруженных Сил РФ создается, в частности, из числа граждан уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ (п. 1 ст. 52 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).
Основанием для освобождения от прохождения военной службы по мобилизации является признание его негодным к военной службе (категория годности «Д»), или для предоставления отсрочки от призыва на военную службу в связи с признанием временно негодным к военной службе (категория годности «Г») по графе III Расписания болезней.
При этом суд учитывает, что в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, военнослужащий, призванный на военную службу по мобилизации и прибывших к месту прохождения военной службы, может пройти медицинский осмотр с целью исключения увечья, заболеваний, по которому в соответствии с Расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, проводится силами медицинской службы воинской части (п. 24 Методики медицинского осмотра и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу по Мобилизации, утвержденная Первым заместителем Министры обороны Российской Федерации Цаликовым Р. от 25.09.2022 года – далее Методика).
При выявлении по результатам медицинского осмотра у гражданина, призванного на военную службу по мобилизации и прибывшего в воинскую часть, увечья, заболевания, по которому в соответствии с Расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, начальник медицинской службы воинской части письменно докладывает командиру (начальнику) о необходимости направления данного гражданина в военно-медицинскую организацию, в соответствии с территориальной системой медицинского обеспечения, для проведения медицинского обследования и, при необходимости, медицинского освидетельствования (п. 25 Методики).
Как следует из материалов административного дела, не оспаривается сторонами, Аляев С.А. при увольнении в запас признан годным к военной службе, установлена категория годности А, воинское звание – старший сержант, что подтверждается учетной карточкой серии №
Учитывая приведенное правовое регулирование и установленные по настоящему административному делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку Призывной комиссией порядок принятия решения о призыве на военную службу Аляев С.А. соблюден, при этом заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по частичной мобилизации у административного истца не установлено, а доводы о том, что на момент мобилизации его возраст был 39 лет, не являются основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку в соответствии со статьей 18 Закона N 31-ФЗ приведенные обстоятельства не являются основаниями для предоставления отсрочки.
В силу части 1 статьи 53 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда: первый разряд: солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет, второй разряд до 45 лет, третий разряд до 50 лет, при этом, Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 не установлены виды разрядов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих мобилизации, в связи с чем судебной коллегией не установлено оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает законным и соответствующим требованиям законодательства вывод суда первой инстанции, об отсутствии нарушений в действиях призывной комиссии по мобилизации граждан городского округа Октябрьск Самарской области, военному комиссариату Самарской области, по проведению мероприятий, связанных с призывом по частичной мобилизации, отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке, при этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского городского суда Самарской области от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Аляева С.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи