УИД №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 07 сентября 2022 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Низовцева А.В.,
с участием прокурора Тункинского района Цыбиковой Ю.В.,
при секретаре Александровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-444/2022 по иску Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Монолит» об обязании обеспечить получение решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях забора вод, обеспечить согласование деятельности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, обращаясь с исковым заявлением в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Монолит», в котором просит обеспечить получение в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Бурятия решение о предоставлении водного объекта (<адрес>) в пользование в целях забора вод в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, обязать обеспечить согласование деятельности оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания путем забора воды из <адрес> с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковое заявление мотивировано тем, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в рамках анализа состояния законности на поднадзорной территории установлено, что ООО «Монолит» нарушены требования законодательства об охране водных биологических ресурсов при осуществлении деятельности по забору сточных вод в водный объект – <адрес>. ООО «Монолит» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, находящихся в собственности МО «Тункинский район», расположенных на территории <адрес>, осуществляет забор воды для питьевых нужд из каптажа <адрес>. Фактический объем забора воды за 2021 г. составил 12,12 тыс. куб.м. ООО «Монолит» осуществляет забор воды для питьевых нужд з каптажа <адрес> в отсутствие договора водопользования. Использование <адрес> в отсутствие договора водопользования ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, что нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда водному объекту, жизни и здоровью граждан. В нарушение требований ст.50 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» деятельность по забору воды из <адрес> с органами Росрыболовства не согласована, хозяйствующим субъектом не приняты меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Осуществление деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы <адрес>, при отсутствии соответствующей оценки ее воздействия, создает угрозу уменьшения рыбных запасов водного объекта и свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, предусмотренных ст.52 Конституции РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тункинского района Цыбикова Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Монолит» надлежащим образом извещен о дне и месте слушания по делу, ответчик не просил рассмотреть дело в его отсутствие, о причинах неявки суду не сообщал, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания, в адрес суда не поступало.
Суд в порядке ч.1 ст. 233 ГПК РФ приступил к рассмотрению дела в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора Цыбикову Ю.В., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных ст. 3 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды».
В статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 1 Водного кодекса РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Ст. 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 8 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водные объекты, в том числе, <адрес>, находятся в собственности Российской Федерации.
В силу ст.9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 11 ВК РФ).
Согласно п.1 ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Согласно ч.1 ст.12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Монолит» осуществляет забор воды для питьевых нужд из каптажа <адрес> в отсутствие договора водопользования.
Кроме того, согласно ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
На основании п.3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 (далее - Правил) территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и представленных документов, перечень которых определен в п.5 Правил.
Подпунктом «б» п.5 Правил предусмотрено, что при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
На основании п.п.2, 8.1.15 Положения об Ангаро-Байкальком территориальном управлении Росрыболовства, утвержденном приказом Росрыболовства от 16.09.2013 № 683, согласование деятельности, оказывающей влияние на водные биоресурсы, на территории Республики Бурятия осуществляет указанное управление.
В нарушение требований ст.50 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» деятельность по забору воды из <адрес> с органами Росрыболовства не согласована, хозяйствующим субъектом не приняты меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В силу указанных положений Законов и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд пришел к выводу, что осуществление деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы <адрес>, при отсутствии соответствующей оценки ее воздействия, также не принятие достаточных мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания со стороны ООО «Монолит», что в свою очередь создает угрозу уменьшения рыбных запасов водного объекта и свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования прокурора Тункинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Монолит» об обязании обеспечить получение решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях забора вод, обеспечить согласование деятельности.
Обязать ООО «Монолит» обеспечить получение в Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Бурятия решение о предоставлении водного объекта (<адрес>) в пользование в целях забора вод в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать ООО «Монолит» обеспечить согласование деятельности оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания путем забора воды из <адрес> с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.В. Низовцев