Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-74/2022 ~ М-63/2022 от 29.03.2022

Дело № 2-74/2022

70RS00012-01-2022-000101-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бакчар Томской области                            28 апреля 2022 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – судьи Корнеевой Т.С.,

при секретаре Глухове А.Л.,

помощник судьи Потапов А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Плотниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права собственности муниципального образования «Плотниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области на невостребованные земельные доли,

УСТАНОВИЛ:

    Администрация Плотниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области (далее – Администрация Плотниковского сельского поселения) обратилась в суд с указанным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, в котором просит признать право муниципальной собственности муниципального образования «Плотниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области на невостребованную земельную долю размером 9,9 га в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 70:03:0100034:17 общей площадью 15617 га, расположенный на территории Плотниковского сельского поселения, принадлежащую И.В.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

    Обосновывая иск, истец указал, что в соответствии с постановлением Главы Администрации Бакчарского района Томской области от 17.05.1993 №192 сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Иксинское» были предоставлены для сельскохозяйственного использования земли бывшего совхоза «им. Калинина» общей площадью 15617 га в общую долевую собственность 285 гражданам. И.В.Н. получила в собственность земельный пай размером 9,9 га. Администрация Плотниковского сельского поселения подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые не передали земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет подряд либо собственник которых умер, и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (невостребованные земельные доли), и опубликовала этот список в областной газете «Красное знамя», приложение «Пятница», за № 5 от 31.01.2014, а также разместила на своем официальном сайте в сети «Интернет». 28.07.2014 в п. Плотниково состоялось общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Плотниковского сельского поселения, имеющий кадастровый номер 70:03:0100034:17. Однако это собрание оказалось неправомочным по количеству участников. Список невостребованных земельных долей на собрании утвержден не был, в связи с чем, Администрация Плотниковского сельского поселения своим постановлением от 30.07.2014 № 50а утвердила список невостребованных земельных долей. Возражений о включении земельных долей в указанный список не поступало. И.В.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения о наследовании её земельной доли отсутствуют.

В судебное заседание истец – Администрация Плотниковского сельского поселения, ответчик – Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, а также третьи лица – Администрация Бакчарского района Томской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Томской области, будучи извещёнными о времени и месте судебного разбирательства дела, своих представителей не направили, об отложении не просили, возражений на иск не предоставили.

Глава Плотниковского сельского поселения Ч.Т.К. направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Плотниковского сельского поселения.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Томской области в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

В соответствии со ст.ст.35, 167 ГПК РФ, ст.ст.10, 165.1 ГК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон и третьих лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в 1992 – 1993 годах в Российской Федерации была осуществлена реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан – членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом. Колхозам и совхозам предписывалось до 1 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использовавшим землю на праве бессрочного пользования – до 1 марта 1992 года предписано принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставный капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив. Решения по перераспределению земель принимались органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Местные администрации должны были обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 14 января 1992 года были приняты Рекомендации «По реорганизации колхозов и совхозов», которые предусматривали способы использования имущественной и земельной долей их владельцами (пункт 3.2. раздела 2): - получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (но землю - не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства; - внести их в уставной капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется; - внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его часть в него реорганизуется; - продать их целиком или частично другим владельцам долей; - передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства.

Указанные нормы соответствуют пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому права собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами; пункту 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; статье 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в силу которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу пункта 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 3 июля 2016 года) (далее – Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», по этому основанию не могут быть признаны невостребованными земельными долями (пункт 1). Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (пункт 2).

Согласно пунктам 3 – 5 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список невостребованных земельных долей, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (пункт 6 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Пункт 7 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

В силу пункта 8 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением Главы Администрации Бакчарского района Томской области от 17.05.1993 № 192 в коллективно-долевую собственность сельскохозяйственному товариществу с ограниченной ответственностью «Иксинское» (далее – ТОО «Иксинское») были предоставлены для сельскохозяйственного использования земли бывшего совхоза «им. Калинина» общей площадью 15617 га, из которых 2833 га сельскохозяйственных угодий в коллективно-долевую собственность, 12784 га лесных и прочих земель в постоянное пользование. Состав членов товарищества согласован в количестве 285 человек, в число которых включена и И.В.Н. Каждый из членов товарищества, в том числе и И.В.Н. получила в собственность земельный пай сельскохозяйственных угодий размером 9.9 га.

Таким образом, право собственности И.В.Н. на спорную земельную долю возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24.08.2021 №КУВИ-002/2021-110277899 подтверждается, что земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный в коллективно-долевую собственность ТОО «Иксинское», кадастровый номер 70:03:0100034:17. При этом имеются сведения о наличии незарегистрированного в установленном порядке права долевой собственности И.В.Н. на указанный земельный участок, размер её доли не указан.

Согласно сообщению Бакчарского отдела ЗАГС Департамента ЗАГС Томской области, И.В.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чём имеется запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ произведенного в Бакчарском отделе ЗАГС Департамента ЗАГС Томской области.

Справкой с места жительства Администрации Плотниковского сельского поселения подтверждается, что последнее место жительства И.В.Н. (место открытия наследства) находилось в <адрес>

Как следует из сообщения нотариуса Бакчарского района Томской области, по вопросу о принятии наследства И.В.Н. к нотариусу по месту открытия наследства никто не обращался, свидетельство о праве на наследство никому не выдавалось.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрация Плотниковского сельского поселения опубликовала список невостребованных земельных долей в областной газете «Красное знамя», приложение «Пятница», за № 5 от 31.01.2014 и разместила на своём официальном сайте в сети «Интернет».

28.07.2014 в <адрес> состоялось общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 70:03:0100034:17, о чём Администрация Плотниковского сельского поселения заблаговременно объявляла через местные средства массовой информации. Однако это собрание оказалось неправомочным по количеству участников, в связи с чем список невостребованных земельных долей утвержден не был.

30.07.2014 постановлением Главы Плотниковского сельского поселения №50а в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», был утвержден список невостребованных земельных долей, куда внесена и земельная доля размером 9.9 га, принадлежащая И.В.Н.

Возражения по поводу включения земельной доли, принадлежащей И.В.Н., в список невостребованных земельных долей, в соответствии с пунктом 6 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в администрацию сельского поселения не поступали.

Доказательства, подтверждающие принятие кем-либо наследства умершей И.В.Н., суду не представлены.

Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432).

Поскольку предметом спора выступает выморочное имущество в виде невостребованной земельной доли, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях является надлежащим ответчиком по делу.

При изложенных обстоятельствах суд находит, что принадлежащая умершей И.В.Н. земельная доля законно и обоснованно признана невостребованной на основании пункта 2 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Порядок признания земельной доли невостребованной, установленный пунктами 3 – 7 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Администрацией Плотниковского сельского поселения соблюдён. Иск Администрации Плотниковского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на эту земельную долю подлежит удовлетворению на основании пункта 8 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Администрации Плотниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования «Плотниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области на принадлежащую И.В.Н., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельную долю размером 9.9 га в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 70:03:0100034:17, расположенный на территории Плотниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области.

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Бакчарский районный суд Томской области.

     Председательствующий               (подписано)                  Т.С. Корнеева

     Мотивированный тест изготовлен 04.05.2022.

2-74/2022 ~ М-63/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Плотниковского сельского поселения
Ответчики
МТУФА по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ТО
Администрация Бакчарского района Томской области
Суд
Бакчарский районный суд Томской области
Судья
Корнеева Т. С.
Дело на сайте суда
bakcharsky--tms.sudrf.ru
29.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2022Передача материалов судье
31.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2022Подготовка дела (собеседование)
19.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2022Дело оформлено
08.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее