Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-258/2022 (2-3561/2021;) ~ М-3673/2021 от 03.12.2021

Дело 2-258/2022

УИД 79RS0002-01-2021-009732-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 22 марта 2022 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Белоусовой И.А.,

при секретаре Мальцевой Н.В.,

с участием:

представителя истца – помощника Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Головановой Е.С.,

представителя ответчика департамента управления лесами правительства ЕАО Ивлевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия,

У С ТА Н О В И Л:

Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия. Свои требования мотивировали тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.02.1997 №167 утверждено Положение о пожарно-химических станциях, действующий в настоящее время. Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р утверждены нормативы обеспечения субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарными снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Вместе с тем, лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование, противопожарное снаряжение и инвентарь, иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров, согласно сводному плану тушения лесных пожаров на территории ЕАО на период пожароопасного сезона 2021 года, утвержденному распоряжением Губернатора АО от 25.02.2021 №55-рг, рассчитаны по примерным рекомендациям, что является недостаточным и е решает проблемы региона в сфере охраны лесов от пожаров.

Просит суд: обязать Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области создать ЛПС I, II, III типа, а также упразднить все ранее созданные на территории области ПХС I, II., Ш. типа, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»; обязать Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области организовать укомплектование штатного личного состава ЛПС I, II, III типа, а также лесопожарной техникой и инвентарем, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Определением от 26.01.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации и Российская Федерация в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    В судебном заседании помощник Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Голованова Е.С. исковые требования уточнила и просила суд:

1. Обязать Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области создать ЛПС I, II, III типа, а также упразднить все ранее созданные на территории области ПХС I, II, III типа, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» в срок до 01.06.2022;

2. Обязать Департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области в срок до 01.06. 2023 организовать укомплектование штатного личного состава, а также лесопожарной техникой и инвентарем, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»:

I. ЛПС I типа:

1.    лесопожарной техникой:

вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжелого класса до 0,6 кН, в комплекте с транспортным прицепом, 1 шт.

модуль прицепной, 1 шт.;

2.    противопожарное оборудование:

ранцевый лесной огнетушитель, 12 шт.;

зажигательный аппарат, 8 шт.;

бензомоторная пила в комплекте, 8 шт.;

мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа, 1 шт.;

3.    иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров:

тепловизор (портативный), 1 шт.;

метеостанция с анемометром полевая (карманная), 1 шт.;

комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом, 1 шт.;

прибор спутниковой навигации, 7 шт.;

-    радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала связи, 1 шт.;

-    радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи, 1 шт.;

радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи, 2 шт.;

- радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи, 5 шт.;

- радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи, 15 шт.;

-    терминал спутниковой связи (спутниковый телефон), 1 шт.;

- комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации, 1 шт.;

4. снаряжение и инвентарь:

средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте, 18 шт.;

индивидуальный полевой (тактический) рюкзак, 18 шт.;

спальный мешок, 18 шт.;

термоизоляционный коврик (надувной матрас), 18 шт.;

палатка, 27 шт.;

-    комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях
(групповой), 3 шт.;

контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря, 3 шт.;

комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л., 7 шт.;

прожектор переносной, 8 шт.;

комплект слесарных инструментов, 1 шт.;

комплект средств управления, 1 шт.;

комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки ГСМ в полевых условиях, 9 шт.;

топор, 10 шт.;

ручные комбинированные лесопожарные орудия, 20 шт.

П. ЛПС II типа:

1.    лесопожарной техникой:

вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжелого класса до 0,6 кН, в комплекте с транспортным прицепом, 1 шт.

модуль прицепной, 1 шт.;

2.    противопожарное оборудование:

ранцевый лесной огнетушитель, 4 шт.;

зажигательный аппарат, 1 шт.;

установка высокого давления (переносная) в комплекте, 1 шт.;

-    мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в
комплекте, 2 шт.;

мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа, 2 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), 9 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги), 2 шт.;

ствол пожарный, 5 шт.;

комплект технологической оснастки, 2 шт.;

3.    иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров:

тепловизор (портативный), 2 шт.;

метеостанция с анемометром полевая (карманная), 1 шт.;

комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом, 1 шт.;

прибор спутниковой навигации (навигатор), 3 шт.;

радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи, 1 шт.;

радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи, 5 шт.;

радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи, 3 шт.;

радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи, 6 шт.;

терминал спутниковой связи (спутниковый телефон), 1 шт.;

- комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации, 2 шт.

4. снаряжение и инвентарь:

средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте, 18 шт.;

индивидуальный полевой (тактический) рюкзак, 6 шт.;

термоизоляционный коврик (надувной матрас), 11 шт.;

палатка, 13 шт.;

тент бивуачный, 1 шт.;

комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой), 1 шт.;

контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения, 1 шт.;

контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря, 3 шт.;

прожектор переносной, 6 шт.;

комплект средств управления, 1 шт.;

комплект сигнальных лент или флажков (знаков), 2 шт.;

ручные комбинированные лесопожарные орудия, 8 шт.;

Ш.ЛПС III типа:

1.    лесопожарной техникой:

вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжелого класса до 0,6 кН, в комплекте с транспортным прицепом, 2 шт.

модуль прицепной, 2 шт.;

автомобиль для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением, 1 шт.

2.    противопожарное оборудование:

ранцевый лесной огнетушитель, 12 шт.;

зажигательный аппарат, 8 шт.;

бензомоторная пила в комплекте, 1 шт.;

установка высокого давления (переносная) в комплекте, 3 шт.;

-    мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в
комплекте, 1 шт.;

мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа, 4 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), 15 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги), 2 шт.;

напорные пожарные рукава, м, 618 м.;

комплект технологической оснастки, 4 шт.;

3.    иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров:

тепловизор (портативный), 4 шт.;

метеостанция с анемометром полевая (карманная), 2 шт.;

комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом, 2 шт.;

прибор спутниковой навигации (навигатор), 9 шт.;

терминал спутниковой связи (спутниковый телефон), 1шт.;

звуковещательное устройство, 1 шт.;

- комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации, 4 шт.

4. снаряжение и инвентарь:

средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте, 42 шт.;

индивидуальный полевой (тактический) рюкзак, 42 шт.;

спальный мешок, 2 шт.;

термоизоляционный коврик (надувной матрас), 23 шт.;

палатка, 31 шт.;

тент бивуачный, 1 шт.;

комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой), 1 шт.;

контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения, 1 шт.;

контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря, 7 шт.;

комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л., 9 шт.;

прожектор переносной, 14 шт.;

лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг., 1 шт.;

комплект слесарных инструментов, 1 шт.;

комплект средств управления, 1 шт.;

комплект сигнальных лент или флажков (знаков), 4 шт.;

лопата лесопожарная, 34 шт.;

топор, 13 шт.;

ручные комбинированные лесопожарные орудия, 31 шт.

IV. Авиаотделение численностью до 30 человек:

1.    лесопожарной техникой:

вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжелого класса до 0,6 кН, в комплекте с транспортным прицепом, 1 шт.

автомобиль для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением, 1 шт.

2.    противопожарное оборудование:

-    зажигательный аппарат, 5 шт.;

-    мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в
комплекте, 3 шт.;

мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа, 2 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), 15 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги), 6 шт.;

ствол пожарный, 1 шт.;

напорные пожарные рукава, м, 600 м.;

комплект технологической оснастки, 2 шт.;

водосливное устройство для вертолета, 1 шт.

3.    иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров:

тепловизор (портативный), 4 шт.;

метеостанция с анемометром полевая (карманная), 1 шт.;

комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом, 2 шт.;

прибор спутниковой навигации (навигатор), 10 шт.;

комплекс навигационный для летчика-наблюдателя, 1 шт.;

терминал спутниковой связи (спутниковый телефон), 2 шт.;

звуковещательное устройство (переносное), 1 шт.

4.    снаряжение и инвентарь:

средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте, 30 шт.;

индивидуальный полевой (тактический) рюкзак, 30 шт.;

спальный мешок, 30 шт.;

термоизоляционный коврик (надувной матрас), 30 шт.;

палатка, 30 шт.;

тент бивуачный, 1 шт.;

комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой), 5 шт.;

контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения, 1 шт.;

контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря, 5 шт.;

комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л., 10 шт.;

прожектор переносной, 10 шт.;

лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг., 2 шт.;

комплект средств управления, 1 шт.;

комплект сигнальных лент или флажков (знаков), 1 шт.;

пристрелочные ленты, 50 шт.;

ветроуказатель, 1 шт.;

укладочное полотнище, 2 шт.;

комплект для укладки парашютных систем, 1 шт.;

-    весы напольные грузовые с возможностью измерения массы
десантного имущества не менее 120 кг, 1 шт.;

-    транспортный грузовой контейнер (десантный) в комплекте, 10 шт.;

сеть грузовая для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета, 2 шт.;

комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки ГСМ в полевых условиях, 15 шт.;

- лопата лесопожарная, 18 шт.;

- топор, 5 шт.;

- ручные комбинированные лесопожарные орудия, 20 шт.;

- пила ручная, 4 шт.

Дополнительно пояснила, что истец просит обязать ответчика выполнить указанные мероприятия в срок до 01.12.2023, а срок исполнения требования об упразднении ПХС и создании ЛПС – до 01.06.2022.

Представитель ответчика департамента управления лесами правительства ЕАО Ивлева О.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась полностью. Суду пояснила, что в связи с отсутствием достаточного финансирования и большим объемом мероприятий, которые необходимо сделать для выполнения указанных требований, ответчик просит предоставить срок для исполнения решения суда до конца 2023 года. В части обязания организовать укомплектовать штат личного состава, просила предоставить срок в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представители Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации и Российская Федерация в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся представителей Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены принципы охраны окружающей среды: соблюдение права гражданина на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимое условие обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно статье 50.7 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 19 ЛК РФ, меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 51 ЛК РФ, охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7).

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 19.06.2012 № 285-пп утверждено Положение о департаменте управления лесами правительства Еврейской автономной области, являющимся органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Еврейской автономной области, а также полномочий Еврейской автономной области (далее - область) в области лесных отношений.

Согласно указанного Положения, основными задачами департамента управления лесами являются:

- организация в пределах своей компетенции рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов области на основе соблюдения баланса их потребления и воспроизводства с учетом сохранения жизненно важных экосистем области;

- осуществление в пределах своей компетенции на землях лесного фонда области федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах;

- организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти, в том числе их территориальными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Департамент управления лесами осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через подведомственные ему учреждения во взаимодействии в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовых форм.

Разделом 6 Положения установлено что департамент управления лесами правительства ЕАО: осуществляет на землях лесного фонда области федеральный государственный лесной контроль (надзор) в лесах; организует противопожарное обустройство лесов; планирует и организует лесовосстановление; организует тушение лесных пожаров; организует мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; обеспечивает средствами предупреждения и тушения лесных пожаров специализированное областное государственное учреждение по тушению лесных пожаров; разрабатывает и утверждает планы тушения лесных пожаров лесничеств области, а также разрабатывает сводный план тушения лесных пожаров на территории области; осуществляет функции главного распорядителя и получателя предусмотренных на содержание департамента управления лесами и реализацию возложенных на департамент управления лесами полномочий субвенций из федерального бюджета, переданных области на исполнение полномочий Российской Федерации в установленной сфере лесных отношений в соответствии с законодательством; осуществляет функции администратора доходов в бюджетные системы Российской Федерации в области лесных отношений в установленных случаях; проводит ведомственный контроль в сфере закупок для обеспечения государственных нужд в отношении учреждений, функции и полномочия которых осуществляет департамент управления лесами.

Статьей 53.4 ЛК РФ предусмотрено, что тушение лесного пожара включает в себя:

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

3) локализацию лесного пожара;

4) ликвидацию лесного пожара;

4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара;

4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара;

5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

6) предотвращение возобновления лесного пожара.

Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 53.3 ЛК РФ).

Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях", утверждено Положение о пожарно-химических станция, согласно которому, пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

Вместе с тем, Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», утверждены Нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утверждены

Согласно указанному нормативу, количество лесопожарных станций и авиаотделений установлено на основании расчета лесопожарной нагрузки на типовое лесопожарное формирование с учетом природно-климатических особенностей, учета фактических данных об имеющейся (используемой) инфраструктуре в субъекте Российской Федерации, данных лесного плана субъекта Российской Федерации. На территории участкового лесничества должно действовать не менее одного лесопожарного формирования (группы), сформированного на постоянной или временной основе или привлекаемого на период пожароопасного сезона, в случаях, если среднее значение ежедневной плотности пожаров (в расчете учитываются только дни с пожарами) в пожароопасные периоды не превышает показатель 2 пожара в день. Если плотность пожаров в пожароопасные периоды превышает показатель 2 пожара в день и более, создают на территории лесничества лесопожарную станцию 1-го типа - ЛПС-1. Если плотность пожаров в пожароопасные периоды в лесничестве превышает показатель 4 пожара в день, тогда создают лесопожарную станцию 2-го типа - ЛПС-2. Авиационное отделение (авиаотделение) создается для охраны от пожаров лесов, отнесенных к районам применения авиационных сил и средств пожаротушения и (или) к зонам мониторинга лесных пожаров с использованием авиационных средств. Если в лесах на территории субъекта Российской Федерации ежегодно в силу природно-климатических особенностей региона имеется высокая вероятность возникновения лесных пожаров, требующих привлечения дополнительных сил и средств, специальной техники сверх количества, имеющегося на территории лесничеств, создается лесопожарная станция 3-го типа - ЛПС-3, предназначенная для проведения межрайонного маневрирования с целью оперативного направления дополнительных сил и средств пожаротушения местным лесопожарным формированиям, территориальным лесопожарным станциям и авиаотделениям.

Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров, на территории <адрес> установлено следующее минимальное количество лесопожарных формирований: ЛПС I типа - 1, ЛПС II типа – 1, ЛСП III типа – 5, авиаотделений – 1 (таблица 1). При этом согласно данной таблице, количество лесопожарных формирований на территории ЕАО должно составлять не менее 20, численность лесопожарных формирований - не менее 120 человек, в том числе: лесных пожарных – не менее 96 человек, десантников-пожарных и парашютистов-пожарных – не менее 24 человек.

Указанным нормативом также установлены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации пожарной техникой, пожарным оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а также противопожарным снаряжением и инвентарем.

Из материалов дела следует что на территории ЕАО имеется 3 пожарно-химические станции: ПХС-1 типа ОГАУ «Биробиджанский лесхоз», ПХС-2 типа ОГАУ «Лесоохрана ЕАО», ПХС-3 типа ОГАУ «Обллесцентр» и Биробиджанское авиационное отделение ОГАУ «Лесоохрана ЕАО». При этом, лесопожарные формирования, пожарная техника и оборудование, противопожарное снаряжение и инвентарь, иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров, в плане тушения лесных пожаров, утвержденном распоряжением Губернатора ЕАО от 256.02.2021 № 55-рг, рассчитаны по примерным рекомендациям Приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 №167, имеющего рекомендательный характер и. Данные средства пожаротушения, указанные в распоряжении Губернатора ЕАО № 55-рг, не достаточны для соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность области в пожаротушении и не соответствуют требованиям, указным в Распоряжении Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р.

Также из сведений, представленных департаментом управления лесами правительства ЕАО от 09.07.2021 следует, что численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор не соответствует требованиям Распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что департаментом управления лесами правительства ЕАО не созданы условия для реализации в надлежащем объеме законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, что влечет причинение ущерба лесному фонду и нарушение прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах исковые требования Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Средства на осуществление переданных таким образом полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 83 ЛК РФ).

Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 83).

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - переданные полномочия).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, включая расходы на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, в том числе расходы, связанные с организацией рабочих мест специалистов, приобретением канцелярских товаров, мебели, форменного обмундирования, оргтехники, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования, служебного оружия, систем видеонаблюдения и устройств, необходимых для выполнения возложенных функций и переданных полномочий, и расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг, с арендой помещений, хозяйственного инвентаря, автомобильной техники и оборудования, приобретением запасных частей к автомобилям, текущим ремонтом административных зданий и сооружений, с обеспечением бесплатным питанием лиц, непосредственно осуществляющих тушение лесных пожаров, с организацией тренировок летчиков-наблюдателей, десантников-пожарных и парашютистов-пожарных в составе сил лесопожарных формирований и с выполнением установленных подготовительных и тренировочных программ для выполнения специальных работ, предназначенных для тушения лесных пожаров, в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

С учетом анализа указанных норм закона, учитывая, что порядок выделения денежных средств на вышеуказанные мероприятия законодательно установлен, оснований для возложения каких-либо обязанностей на Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации и Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, отсутствуют.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает разумным и достаточным установить ответчику срок для исполнения решения в части создания лесопожарных станций и укомплектования данных станций лесопожарной техникой, инвентарем – до 31.12.2023.

Также суд находит разумным и достаточным срок для исполнения решения суда в части обязания укомплектования личного состава лесопожарных станций – до 31.12.2022.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к департаменту управления лесами правительства Еврейской автономной области, Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Обязать департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области в срок до 31.12.2022 создать лесопожарные станции I, II, III типа, а также упразднить все ранее созданные на территории области пожарно-химические станции I, II, III типа, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать департамент управления лесами правительства Еврейской автономной области в срок до 31.12.2023 организовать укомплектование штатного личного состава, а также лесопожарной техникой и инвентарем, в соответствии с требованиями распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»:

I. ЛПС I типа:

1.    лесопожарной техникой:

вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжелого класса до 0,6 кН, в комплекте с транспортным прицепом, 1 шт.;

модуль прицепной, 1 шт.;

2.    противопожарное оборудование:

ранцевый лесной огнетушитель, 12 шт.;

зажигательный аппарат, 8 шт.;

бензомоторная пила в комплекте, 8 шт.;

мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа, 1 шт.;

3.    иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров:

тепловизор (портативный), 1 шт.;

метеостанция с анемометром полевая (карманная), 1 шт.;

комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом, 1 шт.;

прибор спутниковой навигации, 7 шт.;

-    радиостанция УКВ диапазона стационарная авиационного канала
связи, 1 шт.;

-    радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи, 1 шт.;

- радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи, 2 шт.;

- радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи, 5 шт.;

- радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи, 15 шт.;

-    терминал спутниковой связи (спутниковый телефон), 1 шт.;

- комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации, 1 шт.;

4. снаряжение и инвентарь:

средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте, 18 шт.;

индивидуальный полевой (тактический) рюкзак, 18 шт.;

спальный мешок, 18 шт.;

термоизоляционный коврик (надувной матрас), 18 шт.;

палатка, 27 шт.;

-    комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях
(групповой), 3 шт.;

контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря, 3 шт.;

комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л., 7 шт.;

прожектор переносной, 8 шт.;

комплект слесарных инструментов, 1 шт.;

комплект средств управления, 1 шт.;

комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки ГСМ в полевых условиях, 9 шт.;

топор, 10 шт.;

ручные комбинированные лесопожарные орудия, 20 шт.

П. ЛПС II типа:

1.    лесопожарной техникой:

вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжелого класса до 0,6 кН, в комплекте с транспортным прицепом, 1 шт.

модуль прицепной, 1 шт.;

2.    противопожарное оборудование:

ранцевый лесной огнетушитель, 4 шт.;

зажигательный аппарат, 1 шт.;

установка высокого давления (переносная) в комплекте, 1 шт.;

-    мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в
комплекте, 2 шт.;

мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа, 2 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), 9 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги), 2 шт.;

ствол пожарный, 5 шт.;

комплект технологической оснастки, 2 шт.;

3.    иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров:

тепловизор (портативный), 2 шт.;

метеостанция с анемометром полевая (карманная), 1 шт.;

комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом, 1 шт.;

прибор спутниковой навигации (навигатор), 3 шт.;

радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи, 1 шт.;

радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи, 5 шт.;

радиостанция УКВ диапазона носимая авиационного канала связи, 3 шт.;

радиостанция УКВ диапазона носимая наземного канала связи, 6 шт.;

терминал спутниковой связи (спутниковый телефон), 1 шт.;

- комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации, 2 шт.

4. снаряжение и инвентарь:

средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте, 18 шт.;

индивидуальный полевой (тактический) рюкзак, 6 шт.;

термоизоляционный коврик (надувной матрас), 11 шт.;

палатка, 13 шт.;

тент бивуачный, 1 шт.;

комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой), 1 шт.;

контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения, 1 шт.;

контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря, 3 шт.;

прожектор переносной, 6 шт.;

комплект средств управления, 1 шт.;

комплект сигнальных лент или флажков (знаков), 2 шт.;

ручные комбинированные лесопожарные орудия, 8 шт.;

Ш.ЛПС III типа:

1.    лесопожарной техникой:

вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжелого класса до 0,6 кН, в комплекте с транспортным прицепом, 2 шт.

модуль прицепной, 2 шт.;

автомобиль для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением, 1 шт.

2.    противопожарное оборудование:

ранцевый лесной огнетушитель, 12 шт.;

зажигательный аппарат, 8 шт.;

бензомоторная пила в комплекте, 1 шт.;

установка высокого давления (переносная) в комплекте, 3 шт.;

-    мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в
комплекте, 1 шт.;

мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа, 4 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), 15 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги), 2 шт.;

напорные пожарные рукава, м, 618 м.;

комплект технологической оснастки, 4 шт.;

3.    иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров:

тепловизор (портативный), 4 шт.;

метеостанция с анемометром полевая (карманная), 2 шт.;

комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом, 2 шт.;

прибор спутниковой навигации (навигатор), 9 шт.;

терминал спутниковой связи (спутниковый телефон), 1шт.;

звуковещательное устройство, 1 шт.;

- комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации, 4 шт.

4. снаряжение и инвентарь:

средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте, 42 шт.;

индивидуальный полевой (тактический) рюкзак, 42 шт.;

спальный мешок, 2 шт.;

термоизоляционный коврик (надувной матрас), 23 шт.;

палатка, 31 шт.;

тент бивуачный, 1 шт.;

комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой), 1 шт.;

контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения, 1 шт.;

контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря, 7 шт.;

комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л., 9 шт.;

прожектор переносной, 14 шт.;

лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг., 1 шт.;

комплект слесарных инструментов, 1 шт.;

комплект средств управления, 1 шт.;

комплект сигнальных лент или флажков (знаков), 4 шт.;

лопата лесопожарная, 34 шт.;

топор, 13 шт.;

ручные комбинированные лесопожарные орудия, 31 шт.

IV. Авиаотделение численностью до 30 человек:

1.    лесопожарной техникой:

вездеход (мотовездеход) возимый или трактор тяжелого класса до 0,6 кН, в комплекте с транспортным прицепом, 1 шт.

автомобиль для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением, 1 шт.

2.    противопожарное оборудование:

-    зажигательный аппарат, 5 шт.;

-    мотопомпа (переносная) с производительностью до 600 л/мин в
комплекте, 3 шт.;

мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа, 2 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги), 15 шт.;

пожарная емкость закрытого типа объемом свыше 300 литров (типа РДВ-1000, РДВ-1500, П-1.00 или аналоги), 6 шт.;

ствол пожарный, 1 шт.;

напорные пожарные рукава, м, 600 м.;

комплект технологической оснастки, 2 шт.;

водосливное устройство для вертолета, 1 шт.

3.    иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров:

тепловизор (портативный), 4 шт.;

метеостанция с анемометром полевая (карманная), 1 шт.;

комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом, 2 шт.;

прибор спутниковой навигации (навигатор), 10 шт.;

комплекс навигационный для летчика-наблюдателя, 1 шт.;

терминал спутниковой связи (спутниковый телефон), 2 шт.;

звуковещательное устройство (переносное), 1 шт.

4.    снаряжение и инвентарь:

средства индивидуальной защиты лесного пожарного в комплекте, 30 шт.;

индивидуальный полевой (тактический) рюкзак, 30 шт.;

спальный мешок, 30 шт.;

термоизоляционный коврик (надувной матрас), 30 шт.;

палатка, 30 шт.;

тент бивуачный, 1 шт.;

комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой), 5 шт.;

контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения, 1 шт.;

контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря, 5 шт.;

комплект емкостей для хранения и транспортировки питьевой воды в полевых условиях суммарным объемом не менее 20 л., 10 шт.;

прожектор переносной, 10 шт.;

лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг., 2 шт.;

комплект средств управления, 1 шт.;

комплект сигнальных лент или флажков (знаков), 1 шт.;

пристрелочные ленты, 50 шт.;

ветроуказатель, 1 шт.;

укладочное полотнище, 2 шт.;

комплект для укладки парашютных систем, 1 шт.;

-    весы напольные грузовые с возможностью измерения массы
десантного имущества не менее 120 кг, 1 шт.;

-    транспортный грузовой контейнер (десантный) в комплекте, 10 шт.;

сеть грузовая для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолета, 2 шт.;

комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки ГСМ в полевых условиях, 15 шт.;

- лопата лесопожарная, 18 шт.;

- топор, 5 шт.;

- ручные комбинированные лесопожарные орудия, 20 шт.;

- пила ручная, 4 шт.

В удовлетворении требований к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Белоусова

В окончательной форме решение изготовлено 05.04.2022.

2-258/2022 (2-3561/2021;) ~ М-3673/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Департамент управления лесами правительства ЕАО
Федеральное агенство лесного хозяйства РФ
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Белоусова Ирина Анатольевна
Дело на сайте суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2021Передача материалов судье
09.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021Подготовка дела (собеседование)
24.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Дело оформлено
23.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее