Дело № 21-150/2020
Судья Степанова Н.А.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
10 марта 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица – генерального директора ООО «Гранд сити-строй» Клементьевой Н.В. на постановление главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии № 343 от 25 сентября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гранд сити-строй» (далее - ООО «Гранд сити-строй», Общество»),
установил:
постановлением главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии № 343 от 25 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 февраля 2020 года, ООО «Гранд сити-строй» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу актами, законный представитель юридического лица – генеральный директор ООО «Гранд сити-строй» Клементьева Н.В. обратилась с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить. Считает, что на ООО «Гранд сити-строй» незаконно возложена обязанность по соблюдению противопожарного расстояния, так как выявленное нарушение было допущено иным юридическим лицом (собственником АЗС «Башнефть»). Кроме того считает, что противопожарное расстояние до ближайшей к АЗС стены торгового павильона, являющегося общественным зданием, определено неправильно.
Изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Максакову М.А., поддержавшую жалобу, мнение представителя административного органа Крепко А.В. об оставлении постановления и решения без изменения, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что положения Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В статье 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что для его целей используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании», статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также иные основные понятия, согласно которым, в частности:
- объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты регулируются статьей 71Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая, в частности, устанавливает, что противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к настоящему Федеральному закону. Общая вместимость надземных резервуаров автозаправочных станций, размещаемых на территориях населенных пунктов, не должна превышать 40 кубических метров.
В соответствии с установленным в Таблице 15 приложения требованием пожарной безопасности противопожарное расстояние от автозаправочных станций с подземными резервуарами до объекта «Места массового пребывания людей» составляет 25 метров, до объекта «Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей» - 18 метров.
Пунктом 12* «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» установлены аналогичны минимальные расстояния от АЗС с подземными резервуарами до места массового пребывания людей и открытых стоянок для автомобилей. Согласно примечанию к данному пункту расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.
Как следует из материалов дела, в период с 10 часов 00 минут по 12 часов 00 минут 5 сентября 2019 года в отношении ООО «Гранд сити-строй», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером №) проведена внеплановая проверка на основании распоряжения начальника ОВД и ПР по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии № от 2 сентября 2019 года.
Установлено, что ООО «Гранд сити-строй» осуществляет деятельность на территории земельного участка с кадастровым номером № согласно договору субаренды земельного участка от 10 сентября 2018 года.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1) расстояние от АЗС с подземными резервуарами до места массового пребывания людей (торгово-выставочный павильон ТК «Гранд сити») менее 25 метров (фактическое расстояние 20,559 м), что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 12* НПБ 111-98* «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;
2) расстояние от АЗС с подземными резервуарами до открытой стоянки для автомобилей менее 18 метров (фактическое расстояние 7 м), что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 12* НПБ 111-98* «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Гранд сити-строй» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и виновность юридического лица подтверждены: актом проверки № 361 от 9 сентября 2019 года, протоколом ФГБУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Чувашской Республике – Чувашии» по результатам замеров противопожарного расстояния от 9 сентября 2019 года №, иными материалами дела.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения по мотивам неверного определения противопожарного расстояния от АЗС до места массового пребывания граждан в торгово-выставочном павильоне ТК «Гранд сити», о нарушении противопожарного расстояния собственником АЗС «Башнефть», тщательно проверены судьей районного суда и обоснованно опровергнуты.
Так, в данном конкретном случае противопожарное расстояние обоснованно определено до границы места массового пребывания людей, совпадающей с границей торгово-выставочного павильона ТК «Гранд сити».
Возможность уменьшения противопожарного расстояния до места массового пребывания людей, равно как и освобождения от обязанности выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты, установленных для предотвращения пожара и защиты людей в месте массового пребывания людей, Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» и иными нормативными документами по пожарной безопасности не предусмотрено.
Несогласие автора жалобы с оценкой доказательств и выводами должностного лица и судьи районного суда не может служить основанием к отмене проверяемых по делу решений.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО «Гранд сити-строй» имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которого частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера административного штрафа, равно как и для назначения наказания в виде предупреждения, не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2- 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене (изменению) состоявшихся по делу актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии № 343 от 25 сентября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гранд сити-строй» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев