Дело № 2-8244/2023
УИД 35RS0010-01-2023-008996-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 22 декабря 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Пестеревой А.Н.,
при секретаре Ивановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Н. И. к Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, МКУ «Служба городского хозяйства» об устранении препятствий в пользовании земельным участком и обязании совершения определенных действий,
установил:
Макаров Н.И. (далее- истец) обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, МКУ «Служба городского хозяйства» (далее- ответчики), мотивируя тем, что ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. На данном земельном участке располагается здание и хозяйственная постройка.
Указанный земельный участок граничит с земельным участком №, который сформирован под многоквартирным домом <адрес>.
В ходе проведенного истцом обследования территории, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> незаконно установлены 2 мусорных контейнера для сбора твердых коммунальных отходов (далее-ТКО), что подтверждается актом осмотра, фотоматериалами.
Фактически, 2 контейнера, относящиеся к площадке по адресу: <адрес>, в которые ближайшие дома складируют ТКО, располагаются на земельном участке, кадастровый №, по адресу: <адрес>, что подтверждается фотоматериалами.
Макаровым Н.И. неоднократно направлялись претензии в Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды с требованием убрать мусорные контейнеры с его земельного участка.
14.06.2023 г. Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды направлен ответ на претензию, из которого следует, что управление домом <адрес> осуществляет ООО «ВолЖилКом», управление домами <адрес> осуществляют ООО «ЖК-Сервис» и ООО «УК «Альянс», а остальные дома находятся в непосредственном управлении, соответственно они и должны отслеживать местонахождение контейнеров и обслуживать их.
28.06.2023 г. в адрес ООО «ВолЖилКом», ООО «ЖК-Сервис» и ООО «УК «Альянс» Макаровым Н.И. направлены претензии с требованием убрать мусорные контейнеры с его земельного участка.
11.07.2023 г. ООО «ЖК-Сервис» направила ответ на претензию, в соответствии с которым ООО «ЖК-Сервис» не уполномочен в решении вопроса, в то время, как данный вопрос должен решать муниципалитет, а именно Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды.
Также ООО «ВолЖилКом» отправлен ответ на претензию от 20.07.2023 г., в соответствии с которым с февраля 2023 г. не осуществляет управление домом <адрес>, дом признан аварийным и подлежит расселению.
До настоящего времени не устранены препятствия пользования земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащим Макарову Н.И., в виде вывоза 2 мусорных контейнеров с земельного участка №, что и явилось основанием для подачи искового заявления. Размещение контейнеров создает препятствия для пользования земельным участком его собственником.
На основании изложенного, с учетом изменения и уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд: обязать Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды исключить из Реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа города Вологды место накопление № в следующих координатах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
адрес местонахождения: <адрес>, а также обязать МКУ «Служба городского хозяйства» убрать 2 контейнера, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, которые относятся к месту накопления №. Взыскать с надлежащих ответчиков государственную пошлину в размере 300 руб.
Протокольным определением от 08.11.2023 г. из числа ответчиков в третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора переведены: Администрация города Вологды, ООО «ЖК-Сервис», ООО «Управляющая компания «Альянс», МКУ «Служба городского хозяйства», ООО «Аквалайн».
В судебное заседание истец Макаров Н.И. не явился, извещен надлежащим образом (в материалах дела имеется конверт с отметкой «возврат за истечением срока хранения»), действует через представителя. Представитель по доверенности Голованова А.Н. представила заявление, в котором просили уточненные исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды в судебное заседание представил заявление, согласно которому поддерживают позицию, высказанную в предыдущих судебных заседаниях. Ранее в отзывах и ответах на запросы суда указывали, что контейнерная площадка закреплена по адресу: <адрес>, а, а фактически координаты площадки находятся по адресу: <адрес>. Такие координаты были перенесены из реестра, не согласовывались с истцом. Ходатайств о проведении по делу экспертизы, не заявляет.
Представитель ответчика МКУ «Служба городского хозяйства» в судебное заседание представил письменное заявление, согласно которому поддерживают ранее изложенные доводы по делу и просят отказать в удовлетворении исковых требований. Ранее не оспаривали факт того, что оба контейнера принадлежат МКУ «Служба городского хозяйства».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Администрация города Вологда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее был представлен письменный отзыв.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «ВолЖилКом» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «ЖК-Сервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «УК «Альянс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ООО «Аквалайн» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, изучив правовые позиции сторон и представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ (далее- ЗК РФ) на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (в т.ч. и восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В силу положений п.п.2 и 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Установлено и подтверждается представленными доказательствами, что собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> является Макаров Н. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.09.2018 г., соответствующие сведения внесены в ЕГРН.
Согласно акту осмотра от 27.07.2023 г., согласно которому 27.07.2023 г. в 10:00 произведен осмотр места накопления ТКО (контейнерная площадка по адресу: <адрес>, № в реестре). Установлено, что фактически контейнерная площадка располагается на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Контейнерная площадка не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №3. На указанной контейнерной площадке имеется 2 мусорных контейнера зеленого цвета, возле баков имеется значительное количество крупногабаритного строительного мусора, бытовых отходов. Размеры контейнерной площадки составляют 2х5 метров. Контейнеры расположены в 10 метрах от жилого дома №. Площадка не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Во время осмотра для фиксации данных производилась фотосъемка.
Представителем истца 17.05.2023 г. в адрес Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды ООО «ВолЖилКом», ООО «ЖК-Сервис» и в адрес ООО «УК «Альянс» были направлены претензии об уборке мусорных контейнеров.
Из ответа Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды (далее- Департамент) от 14.06.2023 г. следует, во исполнение Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039, Департамент осуществляет ведение Реестра мест (площадок) накопления тверды коммунальных отходов на территории городского округа города Вологды, который представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО. Реестр находится в общем доступе и размещен в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и официальном сайте Администрации г. Вологды. Так, согласно требованиям Правил с 2019 г. согласование создания мест (площадок) и включение сведений о местах (площадках) накопления ТКО в Реестр являются муниципальными услугами. Указанный Реестр создан на основе сведений Реестра мест размещения твердых бытовых отходов г. Вологды, утвержденного постановлением Администрации г. Вологды от 28.12.2011 г. № 8042 «Об утверждении Генеральной схемы санитарной и очистки территории города Вологды», которое в настоящее время признано утратившим силу. Так, по информации Реестра по адресу: <адрес> зарегистрирована контейнерная площадка накопления ТКО под №, за которой закреплены дома № по проспекту Победы. Указанное место (площадка) накопления ТКО не является муниципальной собственностью, в казне города Вологда не числится. В соответствии с Реестром данная контейнерная площадка накопления ТКО входит в состав общедолевой собственности собственников помещений многоквартирных домов, закрепленных за ней. По имеющейся в Департаменте информации собственниками помещений многоквартирных домов № по проспекту Победы в качестве способа управления выбрана форма – непосредственное управление. Управление домом № по проспекту Победы осуществляет ООО «ВолЖилКом». Обслуживание домов № по проспекту Победы осуществляют ООО «ЖК-Сервис» и ООО «УК «Альянс».
Из ответа ООО «ЖК-сервис» от 11.07.2023 г. на претензию представителя Макарова Н.И. следует, что договоры по обращению с ТКО заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом от своего имени. У собственников заключены договоры с ООО «Аквалайн», которые и занимаются транспортировкой, обработкой, утилизацией отходами потребителя. Одновременно с этим уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27.12.2018 г. закреплено в п. 148 (12) ПП РФ № 354 и п. 2 ПП РФ № 1156. За сбор и накопление мусора отвечает муниципалитет города в соответствии с положениями ст. 8 Закона № 89-ФЗ с 01.01.2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. Муниципалитет выбирает место контейнерной площадки, оборудует её контейнерами, ограждением и оформляет в реестре мест размещения твердых бытовых отходов на территории г. Вологды, являющегося приложением к Генеральной семе санитарной очистки территории г. Вологды. Сама контейнерная площадка не является общим имуществом собственников дома <адрес>, расположена у дома <адрес>. ООО «ЖК-сервис» не может провести переустановку контейнеров на другой адрес, обустроить новую контейнерную площадку и проконтролировать работу ООО «Аквалайн».
Из ответа на претензию ООО «ВолЖилКом» поясняет, что возложение обязанности приобретения (ремонта, замены и т.д.) контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на управляющие компании, ТСЖ, а также граждан (жильцов) является незаконным, образует нецелевое использование средств, массово нарушает жилищные права граждан- потребителей коммунальных услуг. ООО «ВолЖилКом» готово обсуждать сотрудничество по оборудованию нового места накопления ТКО, солидарно с Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды, также с ООО «ЖК-Сервис» и ООО «УК «Альянс», которые осуществляют управление жилыми многоквартирными домами, относящимися к контейнерной площадке накопления ТКО №.
Представителем истца дополнительно организован осмотр территории земельного участка истца, согласно сведениям, представленным ООО «Гортеинвентаризация» от 15.12.2023 г.: площадка ТКО № расположена в границах земельного участка с кадастровым номером №, что подтверждается схемой расположения ТКО №.
Из представленных материалов дела и пояснений участников процесса следует, что на Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды возложены организационные функции (определение мест размещения контейнерных площадок и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Вологды). Согласно Положению о Департаменте городского хозяйства Администрации города Вологды, утвержденному решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 № 512, Департамент обеспечивает создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п.3.7.1); определяет схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведет реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3.7.2.).
Обязанность по оборудованию контейнерных площадок возложена действующим законодательством на организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. Указанная обязанность предусмотрена положениями ст.ст. 161, 162 ЖК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 (п. 3.7.1), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (п. 2,11,28), Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 (п. 26 (1)), Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039.
Во исполнение Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 (далее – Правил), Департамент осуществляет ведение Реестра мест (площадок) накопления тверды коммунальных отходов на территории городского округа города Вологды (далее – Реестр), который представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО.
Реестр находится в общем доступе и размещен в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Вологды.
По информации Реестра мест (площадок) накопления ТКО под №, за которой закреплены дома <адрес>.
С целью принятия мер реагирования по устранению нарушений прав граждан в адрес ООО «ВолЖилКом», ООО «ЖК Сервис» и ООО «УК «Альянс», ответственных за эксплуатацию контейнерной площадки накопления ТКО №, Департаментом направлены письма о рассмотрении возможности переноса контейнерной площадки накопления ТКО № на территории дома по адресу: <адрес>.
После переноса контейнерной площадки необходимо обращение в Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды с заявлениями о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа города Вологды.
Согласно требованиям действующего законодательства согласование создания мест (площадок) и включение сведений о местах (площадках) накопления ТКО в Реестр являются муниципальными услугами и регулируются административными регламентами:
- предоставления муниципальной услуги по согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, находящихся на территории городского округа города Вологды, утвержденным постановлением Администрации города Вологды от 15.03.2019 г. № 284;
- предоставления муниципальной услуги о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления тверды коммунальных отходов на территории городского округа города Вологды, утвержденным постановлением Администрации города Вологды от 15.03.2019 г. № 285.
Кроме того, установлено, что оба спорных контейнера принадлежат МКУ «Служба городского хозяйства», что в судебном заседании не оспаривалось.
Также не оспаривался факт того, что мусорные контейнеры находится вне определенной площадки, которая закреплена за домом по адресу: <адрес> а фактически находится на земельном участке, принадлежащем истцу по адресу: <адрес>.
Из представленных документов (в том числе, копии решения о включении сведений места (площадки) накопления ТБО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, датированного 2020 годом) и пояснений участников процесса следует, что координаты фактического расположения площадки для размещения контейнеров перенесены из реестра, без согласования с собственником Макаровым Н.И. (которым приобретен земельный участок до вынесения указанного решения в 2018 году (сведения в ЕГРН внесены 11.01.2019)).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из положений статьи 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, суд полагает, что на основании представленных доказательств установлено наличие препятствий в пользовании земельным участком Макаровым Н.И. вследствие нахождения на его участке двух контейнеров, принадлежащих МКУ «Служба городского хозяйства», которые находятся вне определенной для них площадки. Кроме того, координаты расположения площадки, перенесенные автоматически из реестра, также находятся на земельном участке истца, хотя должны относится согласно всем представленным ответам и пояснениям участников процесса к другому земельному участку, сформированному под домом по адресу: <адрес>
Поскольку законных оснований для использования ответчиками земельного участка истца не установлено, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований, иным образом восстановить права истца, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные препятствия к использованию земельного участка истца в виде установки двух контейнеров для твердых отходов должны быть устранены. Суд полагает, что уточненные требования заявлены к надлежащим ответчикам, вопреки доводам возражений. Также иные доводы возражений не опровергают установленных по делу обстоятельств и могут служить самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины по 150 руб. с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды исключить из реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа города Вологды место накопление № (адрес местонахождения: <адрес>), в следующих координатах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>,
Обязать МКУ «Служба городского хозяйства» убрать 2 контейнера, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, которые относятся к месту накопления №.
Взыскать с Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды в пользу Макарова Н. И. (СНИЛС № расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб.
Взыскать с МКУ «Служба городского хозяйства» в пользу Макарова Н. И. (СНИЛС №) расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Н. Пестерева
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2023 года.