Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-42/2020 (2-502/2019;) ~ М-532/2019 от 23.12.2019

Дело № 2-42/2020

УИД 22RS0045-01-2019-000695-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское                      28 августа 2020 года

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                      Климович Т.А.,

при секретаре судебного заседания              Петухове А.С.,

с участием помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Павловой О.А., ответчика Рахматулина К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края, в интересах неопределённого круга лиц к Рахматулину Константину Рафаэльевичу, администрации Смоленского района Алтайского края признании отсутствующим права собственности Рахматулина К.Р. на земельные участки, признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков, применении последствий недействительности сделок, исключении из ЕГРН сведений о регистрации договоров купли-продажи земельных участков, признании недействительной постановки на учет и снятии с кадастрового учета земельных участков, признании незаконными постановлений о продаже земельных участков и постановлений об утверждении схемы расположения земельных участков на плане территории

установил:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в процессе рассмотрения дела уточнил заявленные требования и в окончательной редакции просил суд признать отсутствующим право собственности Рахматулина К.Р. на земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1696 площадью 1437 кв.м, расположенный: Россия, <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1694 площадью 1437 кв.м., расположенный: Россия, <адрес>; признать недействительными договоры купли-продажи указанных земельных участков от 04.12.2018    , ДД.ММ.ГГГГ , заключенные администрацией <адрес> с Рахматулиным К.Р.; применить последствия недействительности ничтожной сделки к договорам купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ; исключить из единого реестра запись о регистрации договоров купли- продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ; признать недействительной постановку на кадастровый учет и снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1696 площадью 1437 кв.м, расположенный: Россия, <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1694 площадью 1437 кв.м., расположенный: Россия, <адрес>; признать незаконными постановления администрации <адрес> от 04.12.2018     «О продаже земельного участка Рахматулиным К.Р.», от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже земельного участка Рахматулиным К.Р.», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории».

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка требований лесного законодательства. В ходе проверки установлено, что Рахматулину К.Р. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694, 22:41:011501:1696 площадью 1437 кв.м каждый, расположенные по адресам: Россия, <адрес> и 14/1 соответственно. Земельные участки с образованы постановлениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 642 «Об расположения границ земельного участка на плане территории», принятыми по результатам рассмотрения обращений Хамрилова Т.А. Названные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с характеристиками, приведёнными в документах, представленных для целей такого учета: категория «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Вместе с тем, спорные земельные участки образованы <адрес> в нарушение требований земельного законодательства, лесного законодательства. Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли заселенных пунктов от земель иных категорий (п. 2 ст. 83 ЗК РФ). Следовательно, земельные участки категории «земли населенного пункта» могут быть образованы лишь в пределах границ населенных пунктов. В ходе проверки <адрес> не предоставлено доказательств расположения образованных спорных земельных участков в границах <адрес>. Генеральный план или иные документы, устанавливающие границы участков с <адрес> населенного пункта на момент образования спорных земельных участков отсутствовали. По информации Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694, 22:41:011501:1696 образованы из земель государственного лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, из лесного участка с кадастровым номером 22:00:000000:195. Согласно выписке из государственного лесного реестра земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694, 22:41:011501:1696 расположены в Смоленском участковом лесничестве Белокурихинского лесничества, квартал 250, часть выделов №, 16, относящимся к защитным лесам - лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны). Из заключений о пересечении (наложении) земельных участков на земли лесного фонда, подготовленных Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект», следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694, 22:41:011501:1696 в полном объеме налагаются на земли лесного фонда Белокурихинского лесничества <адрес> в Смоленском участковом лесничестве, квартал 250, выдела №, 16 (площадь пересечения по 1437 кв.м по каждому участку). Кроме того, проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН были внесены сведения о лесном участке с кадастровым номером 22:41:011501:1704, образованном в результате раздела лесного участка с кадастровым номером22:00:000000:195. По сведениям ЕГРН, публичной кадастровой карты, спорные земельные участки находятся «внутри» указанного земельного участка (окружены ими со всех сторон). <адрес> осуществлен осмотр спорных земельных участков, которым установлено, что земельные участки расположены на удалении от населенного пункта <адрес>, их территория покрыта древесной растительностью, аналогичной растительности, находящейся на лесном участке с кадастровым номером 22:41:011501:1704, объекты капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694 отсутствуют. В настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о праве собственности Рахматуллина К.Р. на земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694, внесенные на основании постановлений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и договоров купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного, администрацией <адрес> в собственность ответчика переданы земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694, расположенные в границах земель лесного фонда, ограниченные в обороте. Ввиду формирования земельных участков с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694, 22:41:011501:1696 в границах земель лесного фонда из участка с кадастровым номером 22:00:000000:195, указанные земельные участки могут рассматриваться только как целостный объект лесного фонда. Правом владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда обладает исключительно Российская Федерация. Таким образом, у администрации <адрес> отсутствовало, право пользования, владения и распоряжения земельными участками с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694,22:41:011501:1696. Вместе с тем, право собственности Рахматулина К.Р. на земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694 возникло в 2018 году, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, участки на момент обращения гражданина за их предоставлением в администрацию <адрес> очевидно для него находились за пределами населенного пункта, внутри лесного участка. На момент заключения договора купли-продажи спорных земельных участков между Рахматулиным К.Р. и администрацией <адрес> Алтайского регистрация чьих-либо прав на спорные земельные участки в ЕГРН отсутствовала, что подтверждается выписками о земельных участках от ДД.ММ.ГГГГ /исх/18-531642, /исх/18-532315. Следовательно, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ к указанным правоотношениям в данном случае не применимы. Вследствие незаконной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694, которые расположены в границах земель лесного фонда, нарушено права неопределенного круга лиц на доступ к лесам (ч. 1 ст.11 ЛК РФ). Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности. Интересы Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда, нарушены в связи с незаконным предоставлением их в частную собственность.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Павлова О.А., поддержала уточненные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно просила суд учесть, что согласно проведенной по делу экспертизы установлено, что спорные земельные участки находятся вне пределов населенного пункта, полностью налагаются на земли лесного фонда и на участках находится растительность, которая отнесена к лесным насаждениям. При этом к спорным земельным участкам нет дороги, отсутствуют коммуникации, и использование участков для строительства не возможно, поскольку повлечет уничтожение лесных насаждений.

Ответчик Рахматулин К.Р. в судебном заседании уточненные исковые требования не признал в полном объеме, просил отказать в иске прокурору поскольку он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694, 22:41:011501:1696, площадью 1437 кв.м, каждый, расположенных по адресу: <адрес> и 14/1 соответственно. Указанные земельные участки были образованы постановлениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,642 «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», после чего ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ данные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, как «земли населенных пунктов» и имеющие вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» под номерами 22:41:011501:1694, 22:41:011501:1696. Земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1694, расположенный по адресу: <адрес>, был передан в аренду Хамрилову А.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированному по адресу: <адрес>, на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. В виду расторжения указанного договора аренды ДД.ММ.ГГГГ, на основании соглашения о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок был передан <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 22:41:011501:1696, расположенный по адресу: <адрес>, был передан в аренду Хамрилову Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированному по адресу: <адрес>, на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. В виду расторжения указанного договора аренды ДД.ММ.ГГГГ, на основании соглашения о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок был передан <адрес>.

В конце сентября в начале октября 2018 года он осуществлял поиски земельного участка для приобретения с целью строительства жилого дома и обратился в <адрес>, где в числе прочего ему предложили вышеуказанные земельные участки, пояснив, что ранее они были в аренде, но договора были расторгнуты или прекращены. Также пояснили, что указанные участки относятся к <адрес>, и относятся к категории «земли населенных пунктов» и имеют вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». ДД.ММ.ГГГГ Рахматулиным К.Р. были написаны заявления о желании приобретения земельных участков с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694,    22:41:011501:1696, площадью 1437 кв.м, каждый, расположенных по адресу: <адрес> и 14/1 соответственно, на правах собственности для ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилого дома. После чего на сайте <адрес> (htpр://www.смоленский-район.рф/informatciya-dlуа-naseleniуа-2018.html) ДД.ММ.ГГГГ была опубликована информация, в том числе о поступлении заявлений на приобретение вышеуказанных участков в собственность, так же данная информация была размещена на интернет-ресурсе www.torqi.qov.ru. В начале декабря 2018 года с ним связались из <адрес>, пояснили, что иных заявлений на вышеуказанные участки не поступило, и администрация намеревается продать их мне без проведения торгов. Мне выслали платежные ведомости, по реквизитам которых я перевел денежные средства в сумме 95718,57 руб. за каждый участок. Затем его пригласили в <адрес>, где вручили постановления <адрес> о продаже вышеуказанных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, 1346 и подписали договоры купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, 30/018, которые были зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того перед написанием им заявлений на приобретение указанных земельных участков он изучал информацию предоставленную на Публичной кадастровой карте, находящейся на интернет-ресурсе htpр://публичная-кадастровая-карта.рф. где среди прочего была предоставлена информация о земельных участках с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694,    22:41:011501:1696, площадью 1437 кв.м, каждый, расположенных по адресу: <адрес> и 14/1 соответственно. Согласно указанной информации данные участки относились к категории «земли поселений (населенных пунктов) для ведения личного подсобного хозяйства», форма собственности «земли публично-правовых образований», что соответствовало информации полученной в <адрес>. Так же на    сайте <адрес> представлено решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования Верх-Обский сельсовет <адрес>», где прилагается карта градостроительного зонирования части территории муниципального образования Верх-Обский сельсовет <адрес>). На указанной карте место расположения земельных участков с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694, 22:41:011501:1696, площадью 1437 кв.м, каждый, расположенных по адресу: <адрес> и 14/1 соответственно, имеет кодировку «Ж1», что согласно карте соответствует «зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами». На основании изложенного, он был полностью уверен, что приобретает участки, относящиеся к категории земель «земли населенных пунктов» и имеющие вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», произвел за них расчет вовремя и в полном объеме, что свидетельствует о том, что он является добросовестным приобретателем земельных участков. Кроме того за время владения указанными земельными участками им было фактически проведено вынесения границ участков на местность, произведена их расчистка от мусора, выкошена трава, закуплены строительные материалы для возведения ограждения. В настоящее время строительство на участках не ведется. Права пользования на вышеуказанные земельные участки у предыдущих правообладателей Хамрилова А.К. и Хамрилова Т.А. возникли на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ то есть до ДД.ММ.ГГГГ. В Едином государственном реестре недвижимости были внесены сведения о том, что указанные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки. На основании вышесказанного, считает не обоснованными доводы прокурора о невозможности применения положений Федерального закона № 280-ФЗ в данной ситуации. Просил отказать в иске прокурору в полном объеме.

    Представитель третьего лица Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, своего представителя в судебное заседание не направил, извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление считает требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Просили при вынесении решения учесть, что территория, на которой образовались спорные участки, является территорией государственного лесного фонда. Сведения о ней были внесены в государственный лесной реестр и единый государственный реестр недвижимости и считаются «Ранее учтенными». Право собственности было зарегистрировано в 2003 году. Кадастровый номер объекта 22:00:000000:195. В составе лесного участка с кадастровым номером 22:00:000000:195 находится территория, расположенная по сведениям ЕГРН: <адрес>. Белокурихинское лесничество, Смоленское участковое лесничество, квартал часть выделов №, 16. Защитные леса - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: зелёные зоны. Образование спорных земельных участков происходило в нарушение требований земельного законодательства. Вместе с тем земли внутри одного территориального округа (меж поселений) могут состоять из земель разных категорий. Земли лесного фонда специальная категория право собственности принадлежит исключительно Российской Федерации. При определении территориальности характеристики земель (внешние - расположение лесного массива на плане территории, сплошная древесная хвойная растительность и пр.) не учитывались. Таким образом, территориальность земель установлена была неверно. Кроме того, образование спорных участков происходило с нарушением требований лесного законодательства. Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничества. Информация о лесничестве размещена на сайте Минприроды АК. В отношении участков, находящихся по адресу: Российская Федерация. <адрес>, уд. Лесная. 12/1 (кадастровый ) и Российская Федерация, <адрес>, уд. Лесная. 14/1 (кадастровый ), (собственность на которые была не разграничена), право собственности возникло также с нарушением законодательства. А именно, сведения о праве собственности до ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствовали. Однако заявление от ДД.ММ.ГГГГ от Рахматулина К.Р. о предоставлении земельного участка, находящегося в собственности было рассмотрено и согласовано, Таким образом, с учетом того, что право собственности у Рахматулина К.Р. возникло как следствие договора купли-продажи в 2018 году применить положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» невозможно.

    В соответствии с дополнением к возражениям, министерство природных ресурсов просили отметить, что на основании п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К не лесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота,каменистые россыпи и другие). Из обстоятельств дела, изложенных на основании пояснений Рахматулина К.Р.

следует, что договоры купли-продажи были подписаны обеими сторонами. «Продавцом» выступала <адрес> и далее договоры были зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Но сами договоры не могли быть зарегистрированы, потому что такие сделки не подлежат обязательной регистрации. На имя ответчика были зарегистрированы права собственности на оба участка без перехода прав от одного собственника к другому. По сведениям ЕГРН у «Продавца» права собственности на спорные объекты в момент совершения сделок зарегистрированы не были. При выставлении и проведении торгов спорной недвижимости права собственности «Продавца» никакими документами подтверждены не были. Наличие любой информации об объектах недвижимости на официальном общедоступном информационном ресурсе Росреестра (сайт pkk.rosreestr.ru) в разделе публичная кадастровая карта не является источником сведений из ЕГРН о правах, информация, предоставленная <адрес> также не является источником сведений о правах. Ответчик Рахматулин К.Р. не удостоверился в сведениях о правах «Продавца» на объект недвижимого имущества, тем самым взяв всю ответственность по договорам на себя. Просили учесть, что Рахматулин К.Р. не является добросовестным приобретателем, т.к. перед тем как заключить сделку догова купли-продажи он был обязан проверить личность продавца: осведомиться о его правовом статусе, а также узнать, на каком основании он вправе осуществлять сделку; навести справки по объекту недвижимости: внимательно изучить, соответствует ли информация о недвижимости, сведениям, содержащимся в Росреестре; проверить, наличие третьих лиц, имеющих право на недвижимость. Полагают, что не знание законов не освобождает от ответственности. По этой причине в России существуют официальные источники опубликования законов. Они являются публичными и общедоступными, а законы в них являются на 100% оригинальными и действующими. Кроме того, за время владения участками, пути следования к ним и фактического пребывания на спорной территории при выполнении различного вида работ ответчик не мог не заметить визуально некоторые признаки леса, которые вполне могли навести на осознание пребывания в лесу и насторожить при подготовке к проведению строительных работ (том 1 л.д.185, том 2 л.д.176-178).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по АК в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, согласно отзыва на исковое заявление, оставили разрешение иска на усмотрение суда (том 2 л.д.36-38).

Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно представленного отзыва, полагали исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В ходе проверки установлено, что указанные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда, образованы из лесного участка с кадастровым номером 22:00:000000:195, расположенным в Смоленском участковом лесничестве Белокурихинского лесничества, согласно выписке из государственного лесного реестра. Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный пункт не применим в данном случае, поскольку право собственности Рахматуллина К.Р. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, земельные участки относятся к землям лесного фонда, принадлежат на праве собственности Российской Федерации, и у <адрес> отсутствовали полномочия по распоряжению спорными земельными участками (том 2 л.д.110-112).

Представители третьих лиц: администрации Верх-обского сельсовета, администрации <адрес>, иные третьи лица, в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили. Согласно заявлений поступивших на адрес суда просили о рассмотрении дела в их отсутствие. (том 3 л.д.205,213).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного заседания, с вынесением решения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства в их совокупности, разрешая дело в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации(федеральной собственностью).

Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам (часть 1).

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (действующей до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ) государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включал в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1).

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ (часть 3).

При этом положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории» утверждена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 1437 кв.м., категория земли «земли населенных пунктов» (том 1 л.д.18-20).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории» утверждена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 1437 кв.м., категория земли «земли населенных пунктов» (том 1 л.д.40-42).

В судебном заседании представитель ответчика-администрации <адрес> пояснил, что сведения о категории земель, к которым относиться спорный земельный участок были получены без выезда специалиста из администрации района на местность. На основании каких документов было принято данное решение он пояснить не может, документы предоставить так же не может. Сведения в кадастр недвижимости об отнесении земельного участка к категории земель- земли населенных пунктов, были внесены на основании постановления администрации района о предоставлении земельного участка в аренду.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что при установлении границ спорных земельных участок, утверждении схемы границ участков, администрацией <адрес>, выезд на местность не осуществлялся.

Ответчиком-администрацией <адрес> доказательств того, что спорные земельные участки на момент утверждения схемы находились в границах муниципального образования, и относились к землям населенных пунктов, суду не представлено.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 69 и 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Согласно заключения и земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:696, 22:41:011501:694 имеют пересечение с землями лесного фонда (том 1 л.д.66-69).

В соответствии с актом проверки прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании выхода к земельному участку с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 1437 кв.м., участок находится в 1,5 км. по направлению на юго-восток от ориентира поселок, и земельного участка с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью 1437 кв.м., участок находится в 1,5 км. по направлению на юго-восток от ориентира поселок. В ходе осмотра территории было установлено, что земельные участки расположены на удалении от населенного пункта <адрес>, территория покрыта древесной растительностью, объекты капитального строительства отсутствуют. При осмотре территории осуществлялось фотографирование (том 1 л.д.70-74).

Судом установлено, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Хамрилову Т.А. был предоставлен по договору аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1437 кв.м., с кадастровым номером 22:41:011501:696, находящийся в границах муниципального образования Верх-Обский сельсовет, разрешенное использование (назначение) – для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 26).

На основании указанного выше постановления ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> и Хамриловым Т.А. заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым последний принял в пользование земельный участок, площадью 1437кв.м., с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 27-31).

В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между администрацией <адрес> и Хамриловым Т.А. был расторгнут (том 1 л.д.32).

На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Хамрилову А.К. был предоставлен по договору аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1437 кв.м., с кадастровым номером 22:41:011501:694, находящийся в границах муниципального образования Верх-Обский сельсовет, разрешенное использование (назначение) – для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 46).

На основании данного постановления, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Хамриловым А.К. заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым последний принял в пользование земельный участок, площадью 1437кв.м., с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 47-52).

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между администрацией <адрес> и Хамриловым А.К. был расторгнут (том 1 л.д.53).

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ права аренды на спорные земельные участки было прекращено.

Статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Правовым основанием иска о возврате самовольно занятого земельного участка является также положение пункта 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующее, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Помимо требования о возврате земельного участка, истец может предъявить иные требования, направленные на восстановление нарушенных прав, связанных с незаконным пользованием земельным участком на основании статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как было указано выше, в силу п. 2 ст. 7 Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со ст. 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) относится к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, устанавливающий территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, разрабатывается в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, привлечения инвестиций, в том числе, путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В судебном заседании было установлено, что на территории Верх-Обского сельсовета утверждены правила землепользования и застройки.

Вместе с тем, по информации Главного управления природных ресурсов и экологии <адрес> Отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству, спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда.

Согласно лесохозяйственного регламента Белокурихинского лесничества фактически участки находиться на территории Смоленского участкового лесничества, а именно земельные участки расположены в квартале ,250, также это подтверждается и выкопировкой из публичной кадастровой карты, картой-схемой Белокурихинского лесничества, планшетом квартала и , таксационными описаниями кварталов и .(том 2 л.д.85-96).

Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиками, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли лесного фонда, разрешенного использования: использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственными регламентом Белокурихинского лесничества, утвержденным приказом Управления лесами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , общей площадью 43977933 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, <адрес>, Бийский, Быстроистокский, Зональный, Красногорский, Смоленский, Советский, Солтонский, <адрес>ы (том 2 л.д.78-79, том 3 л.д.122 свидетельство о регистрации права собственности).

По сведениям Министерства природных ресурсов и экологии <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1694 и 22:41:011501:1694 расположены на территории лесного фонда Бийского лесхоз-техникума, расположенного в Бийском, Быстроистокском, Зональном, Красногорском, Смоленском, Советском, Солтонском, <адрес>х имеющая по лесному учету условный с кадастровым номером 22:00:000000:195, как объект «ранее учтенный», без учета координат и границ (том 2 л.д.81-83).

Однако постановлениями главы администрации <адрес> и от ДД.ММ.ГГГГ Рахматулину К.Р. были переданы в собственность земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1437 кв.м., с кадастровым номером , находящийся в границах муниципального образования Верх-Обский сельсовет, разрешенное использование (назначение) – для ведения личного подсобного хозяйства, (том 1 л.д. 35) и земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1437 кв.м., с кадастровым номером , находящийся в границах муниципального образования Верх-Обский сельсовет, разрешенное использование (назначение) – для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 56).

На основании данных постановлений между администрацией <адрес> и Рахматулиным К.Р. были заключены договоры: купли-продажи земельного участка от 04.12.2018(том 1 л.д.36-38) и купли-продажи земельного участка от 04.12.2018(л.д.57-60).

Ответчик Рахматулин К.Р. в судебном заседании пояснил, что земельные участки покрыты деревьями и кустарником.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

    Согласно заключения экспертов -ПЭ от ДД.ММ.ГГГГ (том 3 л.д.159-198а), которое не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела и не доверять которому у суда оснований не имеется, в виду отсутствии на местности заборов и иных ограждений, сооружений определить экспертным путем фактические границы участков с кадастровым номером 22:41:011501:1696, расположенных по адресу: Россия, <адрес>, и с кадастровым номером 22:41:011501:1694 и по адресу: Россия, <адрес>, а так же рассчитать фактически занимаемую участками площадь не представилось возможным. Однако, минимальное расстояние от плановых границ исследуемых участков до наиболее приближенных долговременных и четко обозначенных объектов местности (линия электропередач высокого и низкого давления, расположенные с восточной стороны от участков) составляет около 345м. По причине отсутствия в имеющихся в материалах дела и дополнительно представленных документов всех необходимых данных, и противоречивости данных в имеющейся документации, определить экспертным путем и указать ориентиры по которым была установлена граница земельных участков с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696 и 22:41:011501:1694, не представляется возможным.

При выезде на территорию исследуемого участка экспертами установлено, что по стоянию на дату осмотра, на территории исследуемых участков, а так же на прилегающее ним территории расположена различная древесная, кустарниковая и травянистая растительность, соответствующая данным указанным в таксационном описании от 2005 т. 2 л.д.58) в выделах ,13,16, а именно: на южной половине участков произрастают березы высотой около 30м. Диаметр вола берез различен и в среднем составляет около 25-35см. Количество берез на участках пределах плановых границ составляет около 33штук. В месте произрастания берез так же имеется редкий подлесок, состоящий из черемухи, клена, крушины ломкой; на северной половине участков расположен участок прогалины (поляна) с положением вдоль северной плановой границы деревьев в составе берез, тополей, ив, сен в количестве около 10 штук и высотой около 30м с редким подлеском.

Согласно выпискам из ЕГРН, публичной кадастровой карте и данным Росреестра исследуемые земельные участки с кадастровым номером 22:41:011501:1696, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, и с кадастровым номером 22:41:011501:1694, расположенный по адресу: Россия, <адрес> относятся к категории земель «земли населенных пунктов».

Исходя из сведений в документах, представленных в деле и на сайте Минприроды, характеризующих земли лесного фонда, земельные участки с кадастровым номером 22:41:011501:1696, расположенных по адресу: Россия, <адрес>, и с кадастровым номером 22:41:011501:1694 и по адресу: Россия, <адрес>, полностью всей своей плановой территорией накладываются на земли лесного фонда.

<адрес> земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1696 составляет 1437кв.м., соответственно площадь наложения данного участка на земли лесного фонда составляет 1437кв.м. <адрес> земельного участка с кадастровым номером 22:41:011501:1694 составляет 1437кв.м., соответственно площадь наложения данного участка на земли лесного фонда составляет 1437кв.м..

Эксплуатация спорных земельных участков, как земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства или иной деятельности, предусмотренной градостроительным регламентом зоны Ж. 1 «Правил землепользования и застройки МО Верх-Обской сельсовет» возможна только при условии обеспечения ряда условий: обеспечение связи земельных участков с землями общего пользования и с другими функциональными зонами населенного пункта; при условии строительства на землях общего пользования автомобильной дороги в соответствии с нормативными требованиями. Учитывая наличие на участке древесной, кустарниковой и травянистой растительности, расположение исследуемых участков внутри земель лесного фонда, эксплуатация исследуемых участков, без принятия дополнительных условий, возможна как земли леса, по любому из указанных в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации, виду.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, оценивая совокупность представленных доказательств, суд исходит из того, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт того, что земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694 расположены на территориях лесного фонда, входят в состав государственного лесного фонда Белокурихинского участкового лесничества, являются федеральной собственностью, в связи, с чем не могли быть предоставлены в собственность Рахматулину К.Р. администрацией <адрес>

Согласно лесохозяйственного регламента Белокурихинского лесничества <адрес>, утвержденного приказом управления лесами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ части кварталов №,250 относятся к защитным полосам лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.(том 2 л.д.46-51).

Судом так же учитываются положения ведомственных нормативных актов (Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза ), согласно которых основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Согласно части 3 указанной статьи нарушение установленного Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно части 3 указанной статьи в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Из пункта 5 части 4 указанной статьи следует, что к ходатайству в числе других документов прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Поскольку в судебном заседании с достоверностью было установлено, что земельные участки, с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696 и 22:41:011501:1694, расположенные по адресу: Россия, <адрес> и <адрес>, относиться к землям лесного фонда, схемы расположения границ земельных участков администрацией района были утверждены с нарушением действующего законодательства, перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую не осуществлялся, то суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании постановлений: от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», недействительными.

Доводы стороны ответчика об отсутствии доказательств нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда не принимаются, поскольку в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, т.е. по результатам проведения лесоустройства. Материалы лесоустройства и иные доказательства, оценка которым дана выше, подтверждают тот факт, что земельные участки, предоставленные в собственность Рахматулину К.Р. находится на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.

Статьей 25 действующего Лесного кодекса Российской Федерации определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с части 2 статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Принимая во внимание то, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694 на землях лесного фонда, суд приходит к выводу о том, что администрация <адрес> не имела полномочий на отчуждение земельного участка с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694 Рахматулину К.Р., следовательно, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также договоры купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законными.

Доводы ответчика о том, что сведения о границах спорных земельных участков, их категории, содержащиеся в ЕГРН, имеют приоритет над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, являлись предметом судебного разбирательства, и суд признает их несостоятельными по вышеуказанным основаниям.

Доказательств того, что спорные земельные участки ранее входили в состав земель муниципального образования, суду представлено не было. Принимая такое решение, суд учитывает и фактическое нахождение спорных земельных участков на значительном удалении от населенных пунктов, отсутствие инфраструктуры на спорных участках, а так же невозможность их использования для личного подсобного хозяйства с учетом заключения эксперта.

По материалам лесоустройства земельный участок, из которого образованы спорные земельные участки, входил в состав земли лесного фонда, что также подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости о принадлежности земельного участка (том 2 л.д.78-79), в связи с чем, правовых оснований для применения ст. 4.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, ч. 3. ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участок из одной категории в другую» у суда не имеется.

Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, не имеется оснований для применения в данном споре положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участок из одной категории в другую», поскольку приоритет в определении категории земельного участка учитывается в отношении одного и того же земельного участка, сведения о категории которого различны в государственном лесном реестре (том 1 л.д.63), лесном плане и в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.

Однако исходный земельный участок (из которого образованы спорные земельнрые участки) был образован до 2007 года, и доказательство того, что земельный участок был образован из земельного участка входящего в состав «земель населенных пунктов», не имеется. Положения приведенной нормы применяются в том случае, если земельный участок был предоставлен на законных основаниях, что в данном случае не усматривается.

Доводы стороны ответчика о том, что право Российской Федерации на земли лесного фонда Белокурихинского участкового лесничества не было зарегистрировано, в отличии от прав на спорные земельные участки, суд признает несостоятельными, поскольку момент регистрации не изменяет в силу закона категорию земельного участка.

Кроме того, суд находит несостоятельным довод ответчика и о том, что он будет использовать спорные участки по назначению, поскольку это является невозможным по ряду причин указанных выше, что подтверждается материалами дела, в том числе заключением судебной экспертизы, актом осмотра участка, с фототаблицей, представленного прокурором.

Оценивая доводы ответчика о том, что Рахматулин К.Р. является добросовестным приобретателем, суд так же учитывает, что из положений ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что добросовестным приобретателем является тот, кто, приобретая имущество, не знал и не мог знать, что продавец не имел право его отчуждать.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, добросовестным приобретателем считается тот, кто при заключении сделки проявил добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность с целью исключения риска утраты приобретаемого имущества, которое может быть у него истребовано.

<адрес> отчуждая земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694 не могли не знать, что спорные земельные участки в соответствии п.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) так же не могла не знать о том, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный пункт не применим в данном случае, поскольку право собственности на спорные земельные участки Рахматулина К.В. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, следовательно земельные участки не могли быть в силу закона предоставлены администрацией в его собственность.

При этом, ответчик Рахматулин К.Р. являясь стороной сделки при передаче земельного участка в собственность, выезжал на местность, соответственно не мог не знать, что земельные участки были предоставлены администрацией района без законных оснований. При этом после приобретения Рахматулиным К.Р. в собственность он не использовал их по назначению, вокруг спорных земельных участок ни пашен, ни угодий, ни пастбищ, ни домов, ни инфраструктуры не имеется, имеются лесные насаждения.

Сама по себе регистрация права собственности Рахматулина К.Р., на спорный земельный участок не свидетельствует о добросовестности приобретения указанного объекта недвижимости.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.

Установив на основе оценки представленных доказательств, предметом договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ являлись земельные участки из земель населенных пунктов, разрешенное использование – «для ведения личного подсобного хозяйства», однако спорные земельные участки образованы администрацией <адрес> в нарушение требований земельного и лесного законодательства. В силу ч.1 ст.101 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначены для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Согласно ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, суд, руководствуясь пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемых сделок недействительными.

В соответствие с п. 1 ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Для применения ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление обстоятельства отсутствия у отчуждателя имущества права на его отчуждение.

Указанная правовая норма предполагает необходимость установления того, что совершенная сделка должна быть возмездной, а приобретатель имущества должен быть добросовестным.

Однако, оснований для применения ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой добросовестный приобретатель получает защиту от истребования приобретенного им имущества, не имеется, поскольку к моменту совершения оспариваемых возмездных сделок в отношении спорного имущества, заключенных между администрацией <адрес> и Рахматулиным К.Р., оформленных ДД.ММ.ГГГГ договорами купли-продажи , , были нарушены публичные интересы и права неопределённого круга лиц, о которых администрации <адрес> было известно. Учитывая вышеизложенное, Рахматулин К.Р. не является добросовестным приобретателем.

Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , согласно которым ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы; под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц; сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Разрешая требования прокурора в части признания договоров купли-продажи недействительным, суд исходит из установленных в судебном заседании обстоятельств отнесения спорных земельных участков по их фактическому местоположению к землям лесного фонда, выбытия данного участка из владения собственника в лице Российской Федерации помимо его воли, а также отсутствия полномочий у органа местного самоуправления по распоряжению землями лесного фонда.

Таким образом, на момент издания администрацией <адрес> постановлений и от ДД.ММ.ГГГГ и заключения договоров купли-продажи между администрацией <адрес> и Рахматулиным К.Р. спорные земельные участки располагались в пределах границ лесного квартала 249,250, лесного участка с с номером объекта 10010951 (условный), который относиться к землям Белокурихинского лесничества, Смоленское участковое лесничество и относился к землям лесного фонда.

<адрес> суду не представлены доказательства того, что Российская Федерация уполномочила орган местного самоуправления на распоряжение спорным земельным участком.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Всем представленным сторонами доказательствам по делу судом дана оценка, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Право прокурора на обращение с указанным иском, суд полагает законным, в силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что фактические обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении права собственности Российской Федерации в отношении спорных земельных участков из состава земель лесного фонда, а утверждение границ земельных участков и передача их в собственость Рахматулину К.Р. осуществлена с нарушением требований ст. 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, суд, применив положения ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что постановления администрации <адрес> и от ДД.ММ.ГГГГ и договоры купли продажи и от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи земельных участков, следует признать недействительными.

С учетом положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой право распоряжения имуществом, принадлежит его собственнику, суд признает совершенные администрацией <адрес> сделки по предоставлению земельных участков Рахматулину К.Р. в собственность недействительными, как несоответствующими закону, и полагает необходимым истребовать из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696 площадью 1437кв.м., 22:41:011501:1694 площадью 1437кв.м..

В связи с этим, право собственности Рахматулина К.Р. на спорные земельные участки суд признает отсутствующим.

Учитывая, что государственная регистрация права собственности ответчика Рахматулина К.Р. на указанные земельные участки произведена по недействительным, в силу их ничтожности, сделкам, в порядке применения последствий недействительности указанных сделок, с учетом пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд считает правильным аннулировать записи в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении регистрации права собственности на спорные земельные участки.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф№ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок являете преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре, то есть сведения о таких участка носят временный характер. Сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Поскольку право собственности Рахматулина К.Р. на спорные земельные участки признано отсутствующим, прекращено, земельные участки с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696 площадью 1437 кв.м., 22:41:011501:1694 площадью 1437кв.м. предлежат снятию с кадастрового учета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконными постановления администрации <адрес> от 04.12.2018     «О продаже земельного участка Рахматулину К.Р.», от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже земельного участка Рахматулину К.Р.», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории».

Признать недействительными договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 22:41:011501:1696, 22:41:011501:1694 и от 04.12.2018    заключенные администрацией <адрес> с Рахматулиным К.Р. и применить последствия недействительности ничтожной сделки, исключить из единого реестра запись о регистрации договоров купли-продажи земельных участков.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Рахматулина К.Р. на земельные участки: с кадастровым номером 22:41:011501:1696 площадью 1437 кв.м, расположенный по адресу: Россия, <адрес> и с кадастровым номером 22:41:011501:1694 площадью 1437 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>.

Применить последствия недействительности сделки, возложить на Рахматулина К.Р. обязанность освободить земельные участки: с кадастровым номером 22:41:011501:1696 площадью 1437 кв.м, расположенный по адресу: Россия, <адрес> и с кадастровым номером 22:41:011501:1694 площадью 1437 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес> и возвратить их Российской Федерации.

Признать недействительной постановку на кадастровый учет и снять с кадастрового учета земельные участки: с кадастровым номером 22:41:011501:1696 площадью 1437 кв.м, расположенный по адресу: Россия, <адрес> и с кадастровым номером 22:41:011501:1694 площадью 1437 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Смоленский районный суд <адрес> в течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.    

Судья

2-42/2020 (2-502/2019;) ~ М-532/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Смоленского района Алтайского края
Ответчики
Рахматулин Константин Рафаэльевич
Администрация Смоленского района Алтайского края
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК
Администрация Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края
Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Федеральное агенство лесного хозяйства
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Суд
Смоленский районный суд Алтайского края
Судья
Климович Т.А.
Дело на странице суда
smolensky--alt.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2019Передача материалов судье
23.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2020Судебное заседание
14.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
17.08.2020Производство по делу возобновлено
28.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2020Дело оформлено
03.11.2020Дело передано в архив
03.11.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.11.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.11.2020Судебное заседание
24.12.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее