Дело №11-13/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(полный текст)
05 апреля 2024 года
Нахимовский районный суд г.Севастополя в составе:
председательствующего судьи Романова С.А.,
при секретаре Мельничук М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бабич ФИО7 на решение мирового судьи судебного участка №19 Нахимовского судебного района г.Севастополя от 24 октября 2023 года по гражданскому делу по иску ГУПС «Севтеплоэнерго» к Бабич ФИО7, о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, встречному иску Бабич ФИО7 к ГУПС «Севтеплоэнерго» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
ГУПС «Севтеплоэнерго» обратилось в суд с иском к ответчику, просит взыскать с нее задолженность по оплате коммунальной услуги за потребленную тепловую энергию, образовавшуюся за период с 01 октября 2020 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 14 042,21 руб., пеню за период с 02.01.2021 г. по 28.02.2023 г. в размере 1 475,17 руб., в возмещение расходов по оплате государственной пошлины просит взыскать 620,70 руб.
Требования иска мотивированы тем, что ответчик является собственником ... в ФИО7. Указанный дом подключен к централизованным тепловым сетям ГУПС «Севтеплоэнерго» и не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. В квартире, принадлежащей ответчику, выполнено переустройство – отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей. Поскольку в многоквартирном ... в ФИО7 имеются помещения общего пользования, отопление которых производится истцом, ответчик, как собственник жилого помещения, не освобождена от оплаты за отопление мест общего пользования. За период с 01 октября 2020 г. по 28 февраля 2023 г. за ответчиком числится задолженность по оплате предоставленной коммунальной услуги по теплоснабжению мест общего пользования в сумме 14 042,21 руб., от уплаты которой она уклоняется. Требования о взыскании пени обоснованы ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.
Представителем ответчика подано встречное исковое заявление, в котором она просит взыскать с ГУПС «Севтеплоэнерго» в пользу Бабич Д.В. убытки в размере 5 000 руб., компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в размере 50 000 руб.
Требования встречного иска мотивированы тем, что Бабич Д.В. понесла убытки при рассмотрении основного иска – оплату работ по осмотру и оформлению акта осмотра мест общего пользования в ... в гФИО7. Требование о взыскании компенсации морального вреда мотивирует злоупотреблением права со стороны ГУПС «Севтеплоэнерго», что выразилось в предъявлении основного иска в суд.
Решением мирового судьи судебного участка №19 Нахимовского судебного района г.Севастополя от 24.10.2023 года иск удовлетворен. Взыскана с Бабич ФИО7 в пользу ГУПС «Севтеплоэнерго» задолженность за потребленную тепловую энергию за период с 01.10.2020 г. по 28.02.2023 г. в размере 14 042,21 руб., пеню за период с 02.01.2021 г. по 28.02.2023 г. в размере 1 475,17 руб., в возмещение расходов по оплате государственной пошлины взыскать 620,70 руб., а всего взыскать 16 138 (шестнадцать тысяч сто тридцать восемь) руб. 08 коп. В удовлетворении встречного иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным решением мирового судьи, Бабич Д.В. обратилась в Нахимовский районный суд г.Севастополя с апелляционной жалобой об отмене этого решения и принятии нового решения, которым в удовлетворении иска ГУПС «Севтеплоэнерго» отказать, встречный иск Бабич Д.В. считая, что решение мирового судьи вынесено незаконно и необоснованно.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что мировым судьей нарушена ст.56 ГПК РФ, поскольку возложил обязанность на Бабич Д.В. доказывать неправильность применения истцом формулы расчета задолженности за теплоснабжение. Считает, что применение конкретной формулы расчета отопления многоквартирного дома, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, напрямую зависит от конструкции самого дома, которая может быть подтверждена проектной и/или иной технической документацией, которую должен был представить ГУПС «Севтеплоэнерго» в обоснование своих требований о наличии задолженности и правильности ее применения.
В судебном заседании представитель Бабич Д.В. апелляционную жалобу поддержал в полном объеме. Представил дополнение к апелляционной жалобе, в которой ГУПС «Севтеплоэнерго» для корректного расчета платы за отопление согласно общедомовому прибору учета должен был представить в адрес суда техническую документацию на систему отопления в доме. В отсутствие данной документации рассчитать стоимость платы, возложенной на Бабич Д.В. невозможно. Не учтено, что акты промывки системы центрального отопления отсутствуют и ГУПС «Севтеплоэнерго» не представлен. Представитель ТСН ... его никогда не подписывал. Схема теплоснабжения многоквартирного дома не представлена. Водоснабжение квартиры Бабич Д.В. подключено через ГУПС «Водоканал». Норматив потребления коммунальных услуг по отоплению ... не установлен. Квартира к центральным сетям не подключена. Лицензия по обслуживанию ... получена управляющей компанией только в 2021 году, до этого момента никакие начисления не производились, каждый собственник жилого помещения осуществлял содержание своими силами. Управляющая компания предоставила счета по квартирам, в которых отсутствует начисления на общедомовое отопление. ГУПС «Севтеплоэнерго» произвел расчет задолженности исходя из площади жилого помещения 224,30 кв.м., тогда как площадь жилого помещения Бабич Д.В. составляет 200,6 кв.м. Не принято во внимание, что у собственников других квартир начисление по общедомовому отоплению отсутствуют, что, по мнению ГУПС «Севтеплоэнерго», накладывает обязанность по оплате общедомового отопления только на Бабич Д.В.
Представитель истца ГУПС «Севтеплоэнерго»в судебное заседание не явился, был извещен. В суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил рассмотреть апелляционную жалобу Бабич Д.В. в его отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе:
оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения;
изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение;
отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.
В соответствии с ч.5 ст.329 ГПК РФ постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ст.59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно п.1,3 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Суд установил, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела, что Бабич Д.В. является собственником ... в гФИО7. Указанный многоквартирный дом не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. При этом, в квартире ответчика в соответствии с требованиями ст.26 Жилищного кодекса РФ выполнено переустройство, в результате которого квартира отключена от центрального теплоснабжения и установлено индивидуальное отопление.
Согласно положений ст.539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч.1).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (ч.2).
Согласно ч.1 ст.544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.290 Гражданского кодекса РФ, собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места.
Согласно ст.39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч.1).
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч.2).
Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно пп.«е» п.4 Правил, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В силу ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ, п.1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
С учетом изложенного мировым судьей верно установлено, что общедомовой трубопровод системы централизованного отопления в силу ч.1 ст.290 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
В силу п.10, 11 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт).
При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установил в качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (часть 1 той же статьи), федеральный законодатель руководствовался Конституцией РФ, ее статьями 114 (пункт «ж» части 1) и 115 (часть 1), имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2018 года № 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, внесены изменения в Правила, предусматривающие, в том числе формулы расчета платы за услугу по отоплению при отсутствии потребления данной услуги в конкретном помещении многоквартирного дома.
Многоквартирный дом, являясь объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из п.6 ч.2 ст.2 Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (пп.«е» п.4 Правил и п.15 приложения № 1 к Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2, 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома, как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П).
В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов, жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, освобождение собственников, демонтировавших систему отопления, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
Отсутствие или наличие у собственников помещений в многоквартирном жилом доме собственной системы отопления не исключает использование внутридомовой системы отопления и не исключает обязанности по внесению платы за тепловую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия индивидуального потребления.
Факт наличия централизованного отопления предполагает подачу тепла в дом, пока не доказано иное.
Мировым судьей верно установлено, что доказательств отключения многоквартирного ... в ФИО7 в целом от системы централизованного отопления ответчиком в материалы дела не представлено.
Также мировым судьей верно определено, что изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года №1018 в пункт 42 (1) Правил, обязывают ресурсоснабжающую организацию определить плату за коммунальную услугу по отоплению с расчетного периода, в котором предоставлено заявление и только после предоставления сведений, подтверждающих отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов.
В абз.7 п.42 (1) Правил установлено, что в целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги предоставляет в адрес исполнителя заявление. Исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с настоящим пунктом с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта 6 настоящих Правил.
В данном пункте 6 указано, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных пп.«е» и «ж» п.17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя, в том числе, сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения.
В п.24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 указано, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно п.26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются, в том числе, проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела представлены копии ответа ООО «УК «Центр» на обращение ответчика, акта выполненных работ от 19 апреля 2021 г., акт осмотра ... от 02 октября 2023 г., из которых следует, что при визуальном осмотре подъездов многоквартирного ... в гФИО7 установлено, что отопительные приборы отсутствуют.
Мировой судье верно и обоснованно критически отнесся к данному утверждению в связи с тем, что факт визуального отсутствия отопительных приборов в подъездах на моменты обращения ответчика в соответствующие организации не подтверждает отсутствие отопительных приборов в местах общего пользования, которые могли быть предусмотрены при строительстве дома, в т.ч. внутри стен, а проектная документация на многоквартирный дом, из которой бы усматривалось наличие/отсутствие системы теплоснабжения в помещениях, включенных в состав общего имущества многоквартирного дома, мировому судье не были предоставлены.
Согласно техническому паспорту на ... в ФИО7 (т.1 л.д.71-72), схеме системы теплоснабжения г.Севастополя (т.2 л.д.50), копиям архивной документации на многоквартирный дом (т.2 л.д.93-98), копиям акта промывки тепловых энергоустановок от 21 мая 2020 г. и от 14 августа 2023 г., копии акта гидравлических испытаний (прессовки) систем теплопотребления от 30 августа 2022 г., копии акта разграничения балансовой принадлежности от 27 мая 2019 г., ... в ФИО7 оборудован центральным теплоснабжением.
Следовательно, в силу вышеуказанного нормативно-правового регулирования, в отсутствие технической документации на многоквартирный дом обязанность по внесению платы за отопление в помещениях, входящих в состав общего имущества, лежит на каждом собственнике многоквартирного дома вне зависимости от того, имеются ли трубопроводы и приборы отопления в помещениях, входящих в состав общего имущества, или нет.
Поскольку многоквартирный ... в ФИО7 коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии не оснащен, начисления обоснованно производятся по формулам приложения N 2 Правил.
Согласно предоставленному истцом расчету, задолженность ответчика по содержанию и обогреву мест общего пользования жилого ... в гФИО7 за период с 01.10.2020 г. по 28.02.2023 г. составляет 14 042,21 руб.
Мировым судьей верно установлено, что расчет произведен по формуле приложения N 2 к Правилам, является арифметически верным. Доказательств обратного суду апелляционной инстанции не представлено.
Судом апелляционной инстанции установлено, что мировым судьей при проверке расчета пени приняты во внимание положения Постановления Правительства Российской Федерации от ... N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), которым был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Поскольку ответчик обязан нести расходы по оплате за услуги теплоснабжения по обогреву мест общего пользования многоквартирного дома, учитывая имеющуюся задолженность, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Бабич Д.В. в пользу ГУПС «Севтеплоэнерго» пени за период с 02.01.2021 г. по 28.02.2023 г. в размере 1475,17 рублей.
Суд соглашается с выводом мирового судьи об отсутствии основания для удовлетворения встречного искового требования о взыскании с ГУПС «Севтеплоэнерго» в пользу Бабич Д.В. убытков в размере 5 000 руб., понесенных ответчиком при рассмотрении основного иска (оплату работ по осмотру и оформлению акта осмотра мест общего пользования в ... в ФИО7), поскольку истцом по встречному иску не доказан факт нарушения его прав со стороны ГУПС «Севтеплоэнерго» (п.п. 1,2 ст.15, ст.1064 ГК РФ), а также несение убытков, причиненных неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства со стороны ГУПС «Севтеплоэнерго» (ст.393 ГК РФ).
Суд соглашается с выводом мирового судьи об отсутствии основания для удовлетворения встречного искового требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. за нарушение прав потребителя, выразившееся в несении нравственных страданий в связи с предъявлением иска в суд и не предоставлением информации о стоимости предоставляемых услуг, поскольку требования основного иска признаны обоснованными, нарушения прав потребителя со стороны ответчика ГУПС «Севтеплоэнерго» в ходе рассмотрения дела не установлены (ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Доводы апеллянта о том, что мировым судьей нарушена ст.56 ГПК РФ, поскольку возложил обязанность на Бабич Д.В. доказывать неправильность применения истцом формулы расчета задолженности за теплоснабжение, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку в силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Поскольку стороной апеллянта ставилось под сомнение наличие задолженности за теплоснабжение, то обязанность по обоснованию доводов неправильности применения ГУПС «Севтеплоэнерго» формулы расчета задолженности за теплоснабжение лежит на стороне апеллянта.
Доводы апеллянта о том, что ГУПС «Севтеплоэнерго» для корректного расчета платы за отопление согласно общедомовому прибору учета должен был представить в адрес суда техническую документацию на систему отопления в доме, суд апелляционной инстанции считает обоснованной и приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела мировым судьей добыты вышеприведенные доказательства оборудования ... центральным теплоснабжением.
Доводы апеллянта о том, что акты промывки системы центрального отопления отсутствуют, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными и противоречащими имеющемуся материалам дела акту промывки системы центрального отопления от 21.05.2020 года (т.2 л.д.122).
Доводы апеллянта о том, что представитель ТСН ... никогда не подписывал акт промывки системы центрального отопления, суд апелляционной инстанции не опровергающими факт оборудования ... центральным теплоснабжением исходя из вышеизложенных письменных доказательств.
Доводы апеллянта о том, что квартира Бабич Д.В. к центральным сетям не подключена, суд апелляционной инстанции по вышеприведенным мотивам считает, что данное обстоятельство не освобождает Бабич Д.В. от оплаты за теплоснабжение соответствующей доли общедомового имущества.
Доводы апеллянта о том, что лицензия по обслуживанию ... получена управляющей компанией только в 2021 году, до этого момента никакие начисления не производились, суд апелляционной инстанции считает не освобождающими Бабич Д.В. от оплаты за теплоснабжение соответствующей доли общедомового имущества за предшествующий моменту получения лицензии период.
Доводы апеллянта о том, что ГУПС «Севтеплоэнерго» произвел расчет задолженности исходя из площади жилого помещения 224,30 кв.м., тогда как площадь жилого помещения Бабич Д.В. составляет 200,6 кв.м., суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку сведений о технической характеристики квартиры Бабич Д.В. (т.2 л.д.51) площадь квартиры составляет 224,30 кв.м. Указанная апеллянтом площадь 200,6 кв.м., которая также указана в выписке из ЕГРН (т.2 л.д.39) очевидно не соответствует изложенным техническим характеристикам квартиры.
Доводы апеллянта о том, что у собственников других квартир начисление по общедомовому отоплению отсутствуют, что накладывает обязанность по оплате общедомового отопления только на Бабич Д.В., суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку вопрос о начислении по общедомовому отоплению у собственников других квартир не был предметом судебного разбирательства. Более того, при расчете задолженности верно применялся размер доли Бабич Д.В. в общедомовом имуществе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами и мотивами мирового судьи, указанными в решении, о наличии оснований для удовлетворения иска ГУПС «Севтеплоэнерго» и отказе в удовлетворении встречного иска Бабич Д.В.
В соответствии с требованиями п.3 ст.327.1 ГПК РФ суд проверил соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права. Оснований для отмены решения по ч.4 ст.330 ГПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, и поэтому подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка №19 Нахимовского судебного района г.Севастополя от 24 октября 2023 года по гражданскому делу по иску ГУПС «Севтеплоэнерго» к Бабич ФИО7, о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, встречному иску Бабич ФИО7 к ГУПС «Севтеплоэнерго» о защите прав потребителя - оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабич ФИО7 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Романов С.А.