Судья: Никонова И.П. № 33-5944/2024
(№ 2-523/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Навроцкой Н.А.,
судей: Соболевой Н.А., Панковой М.А.,
при секретаре Отрощенко К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохорова Александра Александровича к ООО «УК Ассоциация управляющих компаний» о защите прав потребителей, по апелляционной жалобе Прохорова Александра Александровича на решение Советского районного суда г. Самары от 02 февраля 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прохорова Александра Александровича (№) к ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» (№) о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» в пользу Прохорова Александра Александровича компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Навроцкой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛ:
Прохоров А.А. обратился в суд с иском к ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» о защите прав потребителей указав, что ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» не выполняются все обязательства, указанные в приказе Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 г., Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, на сайте ГИС ЖКХ отсутствует актуальная информация, услуги по ремонту и содержанию не выполняются. Ему предоставляется недостоверная информация, не доказанная проектом относительно количества и метража труб ГВС, ХВС, водоотвода, отопительной системы, о количестве вентилей, кранов на трубах водоотвода, о газопроводе, о метраже убираемой площади, что причиняет ему моральный вред как потребителю. По его мнению сначала следует определить количество радиаторов, вентилей и метров труб отопления, ГВС, ХВС, водоотведения, элементов электроснабжения, лифтов и другого общего имущества, которые надо обслуживать и ремонтировать, а эти сведения имеются только в проекте-инструкции застройщика многоквартирного дома. Затем на основании императивных норм Постановления Госстроя № 170 определить перечень услуг и работ, в зависимости от срока службы и степени износа конструкций многоквартирного дома. Только в инструкции застройщика указаны сроки службы конструкций многоквартирного дома. Далее необходимо определить цену каждой услуги и работы, периодичность и сроки выполнения каждой услуги и работы, месячную и годовую стоимость каждой услуги и работы на основании их периодичности выполнения, т.к. некоторые услуги и работы выполняются ежедневно, а некоторые 1 раз в месяц, 1 раз в полгода, 1 раз в год и 1 раз в 5 лет. Необходимо указать метод оплаты – стандартные взносы до выполнения услуг и работ или оплата по актам приёмки выполненных услуг и работ. Указанные условия необходимо указать в договоре управления многоквартирным домом и согласовать общим собранием собственников. Управляющая компания обязана каждый год планировать услуги и работы, указанные в Постановлении Госстроя № 170, составлять сметы для определения цен услуг и работ, и за 30 дней до проведения годовых общих собраний собственников на досках объявлений размещать свои предложения для их согласования на собрании. Потребитель обязан оплатить только оказанные ему услуги и работы и надлежащего качества. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). По мнению истца, ответчик не представил доказательств качественного и в полном объеме оказания услуг.
С учетом уточненных требований просил обязать ответчика в течение месяца выполнить следующие действия:
1. на основании императивных правил и норм Постановления Госсторя РФ № 170 в силу п. 5.8.3. восстановить проектную документацию всех систем многоквартирного дома, т.к. восстановление и актуализация документации входит в перечень императивных услуг, чтобы выполнять работы без нарушения проектов и не провоцировать аварии;
2. сообщать Прохорову А.А. количество обслуживаемых радиаторов, вентилей, стояков и труб (отопления, ГВС, ХВС, водоотвода), защитных автоматов по току, выключателей, электророзеток, плафонов, метров электроповодки и другого общего имущества многоквартирного дома;
3. сообщать Прохорову А.А. информацию о сроках службы конструкций многоквартирного дома;
4. сообщать Прохорову А.А. информацию об актуальной степени износа конструкций многоквартирного дома;
5. предоставить Прохорову А.А. план на год, квартал, месяц, и неделю с учётом износа систем 41-60%;
6. предоставить Прохорову А.А. цены, объёмы, стоимость, периодичность и сроки оказания услуг и работ;
7. сообщить Прохорову А.А. о размере убираемой придомовой территории;
8. обосновать сметами годовые, квартальные и месячные плановые и фактические затраты;
9. опубликовать на сайте ГИС ЖКХ запланированные услуги и работы, их цену и сроки, поквартальные и годовые отчёты, и другую должную информацию, согласно приказу Минстроя РФ от 29.02.2016 г. № 74/114/пр. раздела 10 п.п.:
2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.7, 2.1.8, 2.1.9.1, 2.1.9.2, 2.1.10, 2.1.11, 2.1.12, 2.1.13, 2.1.14, 2.1.15.1, 2.1.15.2, 2.1.15.3, 2.1.16, 2.1.17, 2.1.18, 2.1.19, 2.1.20, 2.1.21, 2.1.22, 2.2.1, 2.2.1.1, 2.2.1.2, 2.2.1.3, 2.2.1.4, 2.2.1.5, 2.2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.3.1, 2.2.3.2, 2.2.3.3, 2.2.3.4, 2.2.3.5, 2.2.4, 2.2.4.1, 2.2.5, 2.2.5.1, 2.2.5.2, 2.2.55.2.1, 2.2.5.2.2, 2.2.5.2.3, 2.2.5.3, 2.2.5.4, 2.2.5.4.1., 2.2.5.4.2, 2.2.5.4.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.6.1, 2.3.7.1, 2.3.7.2., 2.3.8.1, 2.3.9.1, 2.3.9.2, 2.3.10.1, 2.3.10.2, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5.1, 2.4.5.2, 2.4.6.1., 2.4.6.2, 2.4.7.1, 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3, 2.5.4, 2.5.5, 2.5.5.1, 2.5.6.1, 2.5.6.2, 2.5.7.1, 2.6.1, 2.6.2, 2.6.3, 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3, 2.7.4, 2.8.1, 2.8.2, 2.8.3, 2.9.1, 2.10.1, 2.10.2, 2.10.3, 2.10.4, 2.10.5, 2.10.6, 2.10.7, 2.10.8.2, 2.10.9, 2.11.1, 2.11.2, 2.11.3, 2.12.1, 2.12.2, 2.12.3, 2.12.4, 2.12.5, 2.12.6, 2.12.7, 2.12.8, 2.14.1, 2.14.2, 2.14.3, 2.14.4, 2.15 (о конструкциях многоквартирного дома и их реальном физическом износе),
3.1.1, 3.1.2, 3.1.2.1, 3.1.2.2, 3.1.3.1, 3.1.3.2, 3.1.4, 3.1.5.1, 3.1.5.2, 3.1.5.3, 3.1.6, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.3.1, 3.3.3, 3.4.1, 3.4.2, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.6.1, 3.6.2, 3.6.2.1, 3.6.2.2, 3.6.4., 3.6.5 (о запланированных и выполненных услугах и работах),
6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.3, 6.3.1, 6.3.2 (о ненадлежащем качестве),
7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.1.3.1, 7.1.3.2 (о размере платы за жилое помещение),
9.1.1, 9.2.1, 9.2.2, 9.2.3, 9.3.1, 9.3.2, 9.3.3 (о состоянии расчетов управляющей компании),
14.1, 14.2 (о договоре управления многоквартирным домом),
15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8.1 (о бухгалтерской (финансовой) отчетности),
16.1, 16.2, 16.3, 16.4 (годовой отчёт);
10. опубликовать на сайте ГИС ЖКХ актуальную степень износа конструкций всех многоквартирных домов, которые они обслуживают;
11. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 2.1.5 г) выдать рекомендации на досках объявлений во всех подъездах о проведении текущего ремонта;
12. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 2.3.4 и п. 3.2.9 выполнить текущий ремонт подъездов в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу;
13. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 3.2.7 выполнить обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и мокрую уборку всех поверхностей;
14. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 4.2.3.17, п. 4.8.2 и п. 4.8.9 покрасить металлические элементы лестниц, флагодержателей, элементов креплений растяжек электросети, ограждений крыш и решеток вентиляционных отверстий панелей;
15. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 4.6.1.6 выполнить окраску металлических креплений крыш антикоррозийными защитными красками;
16. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 4.6.1.7 покрыть мягкие кровли защитными мастиками;
17. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 4.6.1.8 выполнить покраску антикоррозионными составами стальных связей, размещённых на крыше и в чердачных помещениях деталей;
18. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 4.8.1 устранить неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоение пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.);
19. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 5.2.6 д) вести график температуры подающей и обратной воды в теплосети и в системе отопления в зависимости температуры наружного воздуха с указанием рабочего давления воды на вводе, статического и наибольшего допустимого давления в системе;
20. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 5.2.16 установить маркировочные щитки в соответствии с ГОСТами в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам на чердаках и в подвальном помещениях, а также трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях должны быть окрашены и иметь соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя, а также задвижки и вентили должны быть пронумерованы согласно схеме (проекту), а также наружная поверхность запорной арматуры должна быть чистой, а резьба смазана машинным маслом, смешанным с графитом;
21. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 5.2.24 на вводе в здание теплопроводов ЦО установить запорную арматуру, до и после нее – приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя);
22. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 5.2.25 ежедневно заносить показания контрольно-измерительных приборов, установленных в тепловом пункте, в журнал регистрации.
23. на основании императивных правил и норм Постановления Госстроя РФ № 170 в силу п. 5.3.4 на вводе системы ГВС в здание установить приборы учета тепловой энергии и теплоносителя (термометры и манометры) до и после задвижек.
Прохоров А.А. просит обязать ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» компенсировать ему моральный вред по 500 рублей за каждый месяц нарушения его прав, указанных в 23 пунктах требований (по день вынесения судебного решения).
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Истцом Прохоровым А.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В заседании судебной коллегии Прохоров А.А. доводы, изложенные в апелляционной жалоьбе поддержал, просил удовлетворить решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав истца Прохорова А.А., проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 ГК РФ заинтересованным лицам гарантировано право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов их прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Выбор способа защиты, как и выбор ответчика по делу, является прерогативой истца. Выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав.
Одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с абзацем 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст.15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
На основании части 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01.07.2017 управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово- хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на оставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр.
Обязанность по раскрытию информации в ГИС ЖКХ наступила для управляющих организаций с 01.07.2017. Перечень информации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Прохоров А.А. имеет в общей совместной собственности квартиру №, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Согласно сведениям, указанных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и в информационной системе «Электронное ЖКХ», не оспаривалось сторонами, деятельность по управлению многоквартирным домом № по адресу: <адрес>, с 01 января 2015 года по настоящее время осуществляет - управляющая организация ООО «УК «Ассоциация Управляющих Компаний»(ответчик).
Решение о заключении договора управления многоквартирным домом №, расположенным по адресу: <адрес>, а также об утверждении условий договора, принято собственниками помещений на общем собрании собственников помещений, оформленного протоколом от 15.12.2014 года.
Обращаясь с заявленными требованиями Прохоров А.А. указал, что ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» не выполняются все обязательства, указанные в приказе Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 г., Постановлении Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, на сайте ГИС ЖКХ отсутствует актуальная информация, услуги по ремонту и содержанию не выполняются. Ему предоставляется недостоверная информация, не доказанная проектом относительно количества и метража труб ГВС, ХВС, водоотвода, отопительной системы, о количестве вентилей, кранов на трубах водоотвода, о газопроводе, о метраже убираемой площади, элементов электроснабжения, лифтов, другого общего имущества, которые надо обслуживать и ремонтировать. Только при получении указанной информации возможно определить перечень услуг и работ, в зависимости от срока службы и степени износа конструкций многоквартирного дома, цену каждой услуги и работы, периодичность и сроки выполнения каждой услуги и работы, месячную и годовую стоимость каждой услуги и работы на основании их периодичности выполнения., а так же метод оплаты – стандартные взносы до выполнения услуг и работ или оплата по актам приёмки выполненных услуг и работ. Указанные условия необходимо указать в договоре управления многоквартирным домом и согласовать общим собранием собственников. Управляющая компания обязана каждый год планировать услуги и работы, составлять сметы для определения цен услуг и работ, и за 30 дней до проведения годовых общих собраний собственников на досках объявлений размещать свои предложения для их согласования на собрании. Потребитель обязан оплатить только оказанные ему услуги и работы и надлежащего качества. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что довод Прохорова А.А. о публикации на сайте ГИС ЖКХ недостоверной информации об износе многоквартирного дома и его инженерных коммуникаций основан на предположениях, каких-либо доказательств о неактуальности данной информации им не предоставлено. Оценка износа МКД заносится в его техническую документацию. Процент износа на начало каждого года считается автоматически с учётом года постройки дома, его этажности и степени капитальности. Процент прироста составляет от 0,2% до 1% в год. БТИ проводит комплексные проверки состояния дома и определяет степень износа МКД. Периодичность проверок норматино-правовыми актами не установлена. Обязанность об актуализации указанной информации в техдокументации лежит на собственниках помещений в многоквартирном доме (ст.210 ГК РФ, п.п.3.43-3.50 приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37). Соответственно, проведение экспертизы для определения актуального износа дома и внесение информации в техпаспорт многоквартирного дома должно быть утверждено на общем собрании собственников. Согласно сведениям сайта ГИС ЖКХ износ многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на 16.01.1989 г. составляет 7%. Сведений о том, что инициировалось общее собрание для решения вопроса о назначении экспертизы для определения степени износа дома и сроках службы всех конструкций, материалы дела не содержат. Обязанность по изготовлению отсутствующих документов и последующей их передаче другому лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом нормами жилищного законодательства прямо не предусмотрена. Соответственно, обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на ту управляющую компанию, у которой она имелась. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 303-ЭС19-9889). Доказательств получения ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» от предыдущей управляющей компании технической документации не имеется, в материалы дела не предоставлено.
Судом принято во внимание, что ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» в подтверждение выполнения обязательств по проведению планово-предупредительного ремонта предоставлены акты и сметы. Протоколов общих собраний с указанием необходимых работ, с определением и согласованием объема, стоимости и срока в адрес ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» не поступало.
Судом первой инстанции отражено, что требование Прохорова А.А. о предоставлении сведений об обслуживаемом общем имуществе дома на основании схем и проектов застройщика, неисполнимо, так как застройщик не передавал в ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» указанные схемы и проекты.
Поскольку сроки ремонта конструкций многоквартирного дома, продолжительность эксплуатации кровли, системы ГВС, ХВС, водоотведения до капитального ремонта устанавливается ВСН (Ведомственные строительные нормы) 58-88, утвержденными приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое ССР от 23.11.1998 № 312, срок службы лифтов Техническим регламентом «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 18.10.2011 № 824, которые имеются в свободном доступе, суд пришел к выводу, что истец не лишен возможности ознакомиться с данными нормативными документами без содействия управляющей компании, как и провести соответствующее обследование самостоятельно, в связи с чем, оснований для возложения обязанности на управляющую компанию по предоставлению данной информации не имеется.
Кроме того суд отметил, что действующим законодательством для определения необходимости проведения ремонтных работ предусмотрена система осмотров общего имущества сотрудниками управляющей компании. На основании результатов данных осмотров и определяется необходимость восстановления утраченных при эксплуатации технических характеристик общего имущества. Данные сведения возможно получить на сайте ГИС ЖКХ. После проведения сезонного осмотра, ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» производит ремонтные работы и предоставляет рекомендации собственникам в том случае, если данные работы необходимы для подготовки дома к отопительному сезону. В случае, если в результате осмотра общедомового имущества, дом признан готовым к отопительному сезону, то необходимость в составлении рекомендаций отсутствует.
Не принимая во внимание довод Прохорова А.А. о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по управлению многоквартирным домом, суд указал, на действие по настоящее время договора управления имуществом многоквартирного дома с ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний», отсутствие актов о ненадлежащем выполнении работ (оказании услуг) управляющей компанией, жалоб со стороны жителей дома по некачественному ремонту, доказательств выполнения работ не соответствующих строительным, санитарным и противопожарным требования, а так же отсутствие подтверждения нахождения общедомового имущества многоквартирного дома № 85 по ул. Энтузиастов в неисправном или аварийном состоянии, опасном для жизни и здоровья третьих лиц, проведения собственниками дома № 85 по ул. Энтузиастов общих собраний собственников помещений по вопросу текущего ремонта, невыполнения ответчиком решений по текущему ремонту, принятых на общем собрании собственников, подтверждения необходимости выполнения неотложных, текущих работ.
Земельный участок под спорным многоквартирным домом не сформирован и на кадастровом учете не состоит.
Маркировочные щитки, запорные арматуры и приборы учета установлены, доказательств их отсутствия материалы дела не содержат.
В многоквартирном доме отсутствует прибор учета тепловой энергии и теплоносителя, в связи с чем ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» не ведет журнал учета тепловой энергии и теплоносителя, ответственность за которые несет ресурсоснабжающая организация.
При этом суд первой инстанции счел заслуживающими внимания доводы истца о не размещении в ГИС ЖКХ в полном объеме актуальной информации, указал, что согласно письма Государственной жилищной инспекции от 30.08.2023 следует, что в отношении ООО УК «АУК» были проведены контрольно-надзорные мероприятия, в ходе которого выявлены нарушения требований Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр в части раскрытия информации в ГИС ЖКХ, тем самым совершены административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ «размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственном информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», в связи с чем инспекцией в адрес ООО УК «АУК» объявлено предостережение о неукоснительном соблюдении требований по раскрытию информации в ГИС ЖКХ.
Представленные скриншоты с сайта ГИС ЖКХ о размещении информации в отношении дома истца, суд не принял во внимание, как подтверждение надлежащего, своевременного исполнения обязательства по размещению информации.
Установив нарушение прав потребителя, пришел к выводу о том, что требования истца о компенсации морального вреда являются законными и подлежат удовлетворению, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер нравственных страданий истца, степень вины ответчика, а также принципы разумности и справедливости, определил размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в размере 500 рублей.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" под потребителем понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами") установлены перечень сведений и сроки предоставления по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме управляющей организацией информации подлежащей раскрытию из перечня.
Пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Виды информации, размещаемой в системе, указаны в статье 6 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной Политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Как следует из приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30 декабря 2014 г. "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с совместным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 368/691/пр от 29 сентября 2015 г. утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно разделу 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" указана информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Исходя из положений Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.
Пунктом 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела по существу установлено, доказательств обратному не представлено, что при заключении договора управления проектная документация управляющей компании не передавалась.
Управляющей компанией предприняты меры к получению документации, что следует из имеющейся в материалах дела переписки, проектная документация отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по восстановлению технической документации, поскольку в соответствии с положениями Жилищного законодательства Российской Федерации (статьи 30, 39 ЖК РФ) именно собственники многоквартирного жилого дома несут бремя содержания имущества и выступают единым субъектом путем согласованного выражения общей воли, имеют возможность разрешить вопрос о восстановлении проектной документации путем принятия решения об этом на общем собрании жителей, собственников МКД.
Отказывая в удовлетворении требования Прохорова А.А. об обязании ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» предоставления истребуемой информации (п.2-7) суд первой инстанции верно указал, что в соответствии с нормами действующего законодательства ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» обязано предоставлять только ту информацию, которая предусмотрена положениями нормативных актов и в той форме, которая позволяет потребителю получить доступ к этой информации, с чем судебная коллегия соглашается.
Информация о деятельности по управлению многоквартирным домом, подлежащая раскрытию управляющей организацией, размещается ответчиком на сайте ГИС ЖКХ, где истец имеет возможность получить данные сведения, в иных случаях обратиться за информацией непосредственно в управляющую компанию.
Предоставление иной информации, предусмотренной нормами действующего законодательства собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома носит заявительный характер, что прямо следует из приведенных выше норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по предоставлению истребуемой Прохоровым А.А. информации (п.2-7) в отсутствие надлежащего обращения, в указанные им сроки нормами действующего законодательства не предусмотрено, судом первой инстанции верно отказано в удовлетворения требований в данной части.
Судом первой инстанции обосновано указано на то, что требование о предоставлении сведений об обслуживаемом общем имуществе дома основано на том, что ответчик обязан их предоставить на основании проектной документации, что неисполнимо, так как проектная документация в ООО «УК «Ассоциация управляющих компаний» не передавалась.
Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что проведение технического учета жилищного фонда включает в себя техническую инвентаризацию и техническая паспортизацию с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям.
Исходя из п. 1 Положения "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 (далее - Положение), основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 г. N 37 установлен порядок проведения технической инвентаризации жилых помещений и домовладений.
В частности, п. п. 2.19, 2.20 Инструкции установлено, что текущая инвентаризация домовладения ведется в целях выявления происшедших изменений и отражения их в технических паспортах.
БТИ проводит комплексные проверки состояния дома и определяет степень износа МКД. Периодичность проверок не установлена ни одним НПА, и чаще инициируется собственниками помещений в доме. Такие проверки проводятся по методикам, изложенным в Правилах № 446, и являются экспертным методом определения степени износа МКД.
Для оценки физического износа жилых зданий, необходимой при технической инвентаризации, планировании и проектировании капитального ремонта жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N 446 утверждены ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86 (р) (далее - Правила оценки физического износа жилых зданий).
Доказательств тому, что в ГИС ЖКХ отражена недостоверная информация относительно износа здания, и его элементов, инженерных систем не предоставлено, оснований для удовлетворения требования о предоставлении актуальных сведений относительно указанных сведений не имелось.
Срок службы конструкций многоквартирного дома, продолжительность эксплуатации кровли, системы ГВС, ХВС, водоотведения до капитального ремонта устанавливается ВСН (Ведомственные строительные нормы) 58-88, утвержденных приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое ССР от 23.11.1998 № 312, срок службы лифтов устанавливается Техническим регламентом «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 18.10.2011 № 824, суд первой инстанции отразил, что истец не лишен возможности ознакомиться с указанными нормами, поскольку данные нормативные документы находится в открытом доступе, с чем судебная коллегия соглашается.
С данными нормативными актами, имеющимися в свободном доступе истец не лишен возможности ознакомиться без содействия управляющей компании.
Доводы Прохорова А.А. о том, что ответчик ненадлежащим образом исполняет обязанности по управлению многоквартирным домом, судом первой инстанции так же обоснованно не приняты во внимание, поскольку доказательств указанному не предоставлено. Акты о ненадлежащем выполнении работ (оказании услуг) управляющей компанией не составлялись, жалоб со стороны жителей дома по некачественному ремонту не поступало, доказательств выполнения работ не соответствующих строительным, санитарным и противопожарным требования по их качеству материалы дела не содержат.
Доказательств, нахождения общедомового имущества многоквартирного дома № 85 по ул. Энтузиастов, в том числе перечисленного в иске Прохоровым А.А. в неисправном или аварийном состоянии, опасном для жизни и здоровья третьих лиц, требующем проведения ремонтных работ, не имеется.
Сведений о том, что Прохоров А.А. располагает специальными познаниями для определения необходимости проведения указанных работ, их перечня и объема материалы дела не содержат.
В подтверждение надлежащего исполнения указанных услуг управляющей компанией предоставлена информация об объемах выполненных работ, акты приемки оказанных услуг, сведения об убираемой территории, которая принята судебной коллегией в соответствии с п.п.37, 42-44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г, № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»
Как верно отражено судом первой инстанции актов свидетельствующих о ненадлежащем оказании услуг не предоставлено.
Вместе с тем, установив факт размещения информации на ГИС ЖКХ не в полном объеме, что следует из письма Государственной жилищной инспекции от 30.08.2023, тем самым нарушение прав потребителя, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требования Прохорова А.А. о компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда учтены конкретные обстоятельства дела, характер нравственных страданий истца, степень вины ответчика, а также принципы разумности и справедливости, определен размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в размере 500 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Прохорова А.А. судом обоснованно определена данная компенсация, поскольку в данном случае имело место единое длящееся нарушение, в части неразмещения предусмотренной действующими нормами информации, вытекающей из деятельности управляющей компании, в связи с чем объем ответственности судом определен верно.
Предоставленные Прохоровым А.А. ответы на обращения не могут служить основанием к отмене постановленного решения.
Действительно правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, определено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Пунктом 2.3.4 вышеназванных Правил предусмотрено, что периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий;
В то же время Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечен услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", в пункте 2 которого определено, что перечень и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
В пункте 3 Перечня N 290 приведено наименование работ, выполняемых для надлежащего содержания стен МКД.
Пунктом 11 - установлены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки МКД, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защити свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованы устранение выявленных нарушений.
Решение о необходимости проведения ремонтных работ должно быть отражено в акте осмотра, составленном в соответствии с пунктами 13 и 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в котором отражаются результаты осмотра общего имущества и соответствие проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства и требованиям обеспечения безопасности граждан, а также меры (мероприятия необходимые для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).
В пункте 18 Правил N 491 указано, что текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491).
По смыслу приведенных норм закона ремонт общего имущества многоквартирного дома проводится по решению общего собрания собственников помещений в этом доме и за счет средств этих собственников.
Таким образом, наличие обязанности управляющей организации по надлежащему техническому содержанию общего имущества МКД не является безусловным основанием, удовлетворения требований любого собственника помещений в МКД о проведении текущего ремонта общего имущества дома при отсутствии предусмотренной законом процедуры принятия соответствующего решения и его реализации, а также доказанности факта наличия основания для проведения именно текущего ремонта.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.
Обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 02 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Прохорова А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: