Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-499/2022 ~ М-443/2022 от 22.03.2022

Дело №2-499/2022                     УИД 89RS0002-01-2022-000652-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года                            г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                     Сукач Н.Ю.,

при сведении протокола с/заседания помощником судьи     Петраускайте В.К.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора города Лабытнанги, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Лабытнанги о возложении обязанности совершить определенные действия и признании незаконными распоряжения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации г.Лабытнанги о признании незаконным распоряжение Администрации пгт.Харп "Об утверждении Адресного перечня многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, подлежащих расселению до 2025 года" №11-р от 05 марта 2018 года, в части установления срока расселения многоквартирного дома №6 в кв.Молодеджный пгт.Харп до 2025 года,, обязывании ответчика в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, установить дату расселения указанного многоквартирного дома до 01 сентября 2022 года, обязывании ответчика расселить многоквартирный жилой дом до 01 сентября 2022 года.

Определением от 23 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Некоммерческая организация "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа".

Старший помощник прокурора г.Лабытнанги Шибакова И.С., в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Ответчик Администрация г.Лабытнанги своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в ходатайстве от 18 апреля 2022 года просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Лабытнанги, отказать прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях относительно иска.

Представитель третьего лица ООО "Приуралье" Дорошенко Е.Н., действующая на основании доверенности, поддержала требования прокурора.

Третьи лица Департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Некоммерческая организация "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в ходатайствах от 08 апреля 2022 года и 12 апреля 2022 года просили рассмотреть дело в отсутствие представителей, предоставив письменные отзывы относительно заявленных исковых требований.

Третье лицо Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа своего представителя для участия в судебном заседании также не направило, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, с ходатайствами об отложении дела слушанием либо рассмотрении дела в отсутствие представителей не обращались.

Суд, выслушав явившихся участников дела, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Частями 1 и 2 ст.40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской федерации (деле по тексту – ЖК РФ)).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст.2 ЖК РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту – Положение), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п.7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного п.42 Положения, – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В силу п.49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Заключением межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 16 февраля 2018 года №19, жилой дом №6 по кв.Молодежный в п.Харп Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа, признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжениями Администрации муниципального образования поселок Харп от 05 марта 2018 года №11-р "Об утверждении Адресного перечня многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, подлежащих расселению до 2025 года" срок отселения жильцов вышеназванного многоквартирного жилого дома установлен до 2025 года.

Суд считает, что указанное состояние дома, является крайним, в связи с чем, нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживают люди, перешло в состояние, при котором обрушения уже произойдут и причинят вред жизни и здоровью людей.

Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос №3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года сформулировал свою позицию следующим образом: в соответствии с п.п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Данным положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.

В рассматриваемом случае, суд приходит к выводу о том, аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район, п.Харп, кв.Молодежный, д.6 представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем, установленный Администрацией муниципального образования поселок Харп срок отселения из указанного дома граждан до 2025 года не отвечает требованиям разумности. Поскольку, из представленной в материла дела копии технического отчета по результатам обследования строительных конструкций на объекте "Жилой дом по адресу Приуральский район, п.Харп, кв.Молодежный, д.6" от 2017 года установлено, что техническое состояние бруса обвязки и цокольного перекрытия оценивается как аварийное, при котором существует опасность обрушения, состояние междуэтажного и чердачного перекрытий, стропильной системы, стен и перегородок, а также кровли оценивается как ограниченно-работоспособное. В целом категория объекта оценивается как аварийная.

Таким образом, помещения, в которых проживают жильцы дома, представляют реальную опасность для их жизни и здоровья по причине его недопустимого состояния, в связи с чем, по мнению суда, установление срока для отселения жильцов до 2025 года является необоснованным.

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2021 года №32-ЗАО "О преобразовании муниципального образования поселок Харп и муниципального образования город Лабытнанги путем их объединения и организации местного самоуправления на территории городского округа город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее по тексту – Закон №32-ЗАО) преобразованы муниципальные образования путем объединения муниципального образования поселок Харп, входящего в состав муниципального образования Приуральский район, с муниципальным образованием город Лабытнанги. Муниципальное образование поселок Харп утрачивает статус муниципального образования со дня вступления в силу настоящего Закона.

Органы местного самоуправления городского округа город Лабытнанги в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования поселок Харп, а также органов местного самоуправления муниципального образования Приуральский район, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения и вопросов местного значения межпоселенческого характера на территории муниципального образования поселок Харп, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами городского округа город Лабытнанги (ч.1 ст.4 Закона №32-ЗАО).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в части признания незаконным распоряжений Администрации муниципального образования поселок Харп от 05 марта 2018 года №11-р "Об утверждении Адресного перечня многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, подлежащих расселению до 2025 года" в части установления срока расселения многоквартирного дома №6 по кв.Молодежный п.Харп до 2025 года, подлежат удовлетворению поскольку Администрацией города Лабытнанги обоснованность указания данного срока не доказана.

Часть 2 ст.206 ГПК РФ предусматривает, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учетом объема и характера выявленных нарушений, суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого соответствующие мероприятия должны быть выполнены в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Судебных расходов по делу стороны не понесли.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Лабытнанги удовлетворить в части.

Признать незаконными распоряжение Администрации пгт.Харп №11-р от 05 марта 2018 года "Об утверждении Адресного перечня многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, подлежащих расселению до 2025 года" в части установления срока расселения многоквартирного дома №6 в кв.Молодежный пгт.Харп до 2025 года.

Обязать Администрацию города Лабытнанги в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, установить срок расселения многоквартирного дома №6 по кв.Молодежный в г.Лабытнанги в период 2022 года, расселить многоквартирный жилой дом №6 в кв.Молодежный пгт.Харп в соответствии с установочным сроком.

В остальной части прокурору г.Лабытнанги в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2022 года.

2-499/2022 ~ М-443/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Лабытнанги
Ответчики
Администрация г. Лабытнанги
Другие
НО "Фонд жилищного строительства ЯНАО"
ООО "Приуралье"
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Сукач Наталья Юрьевна
Дело на сайте суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
22.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2022Передача материалов судье
23.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2022Дело оформлено
01.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее