Дело № 12-60/2023
Р Е Ш Е Н И Е
27 апреля 2023 года г. Ярославль
Судья Ленинского районного суда г. Ярославля Панюшкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Набатова Андрея Петровича на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 02.02.2023, которым
Даниленко Наталья Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, паспорт №, зарегистрированная по адресу: <адрес>, директор ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева» (<адрес>),
привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 02.02.2023 директор ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева» Даниленко Н.В. привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 300 руб. за правонарушение, выразившееся в том, что Даниленко Н.В., являясь директором ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева», расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение требований п. 7 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, не представила в установленный законодательством срок - до 22.03.2022, сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работнику учреждения. Фактически сведения были предоставлены 23.03.2022.
На постановление мирового судьи принесена жалоба защитником Даниленко Н.В. - Набатовым А.П., в которой ставится вопрос об отмене постановления мирового судьи за отсутствием состава административного правонарушения, и прекращения производства по делу. Доводы жалобы сводятся к тому, что директор Даниленко Н.В. в момент совершения административного правонарушения не являлась субъектом вмененного административного правонарушения, отсутствует объективная и субъективная стороны состава административного правонарушения в отношении Даниленко Н.В.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 4 статьи 15.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Порядок предоставления документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентирован в Положении об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 г. № 2375.
Как следует из п. 2 указанного Положения, при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 г. № 2375, страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ доказательства подлежат оценке, основанной на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Перечень доказательств по делу об административном правонарушении указан в главе 26 КоАП РФ.
Как следует из постановления мирового судьи, должностное лицо в нарушение установленного срока (до 22.03.2022) предоставило 23.03.2022 сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работнику учреждения. Документы работником были предоставлены 17.03.2022 года.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 15.33 КоАП РФ административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 2,3 и 4 статьи 15.33 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса к административной ответственности по статье 15.33 Кодекса могут быть привлечены руководители и иные работники организаций, выполняющие в них организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Конкретное должностное лицо, подлежащее административной ответственности, определяется в зависимости от круга лежащих на нем обязанностей и характера правонарушения.
Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если данным Кодексом не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) действие указанного Федерального закона распространяется в том числе на: коммерческие и некоммерческие организации (далее - экономические субъекты).
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Таким образом, согласно действующему законодательству, ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева» является экономическим субъектом.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.
В целях выполнения указанного требования в штатном расписании ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева» предусмотрено структурное подразделение «Бухгалтерия», возглавляемое главным бухгалтером.
Согласно должностной инструкции ведущего бухгалтера на С. возложены обязанности по составлению налоговой и бухгалтерской отчетности, производить расчет заработной платы и отчисления в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством, составление соответствующей отчетности (пункты 2.4, 2.8, 3.1.20 должностной инструкции).
Приказом ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева» от ДД.ММ.ГГГГ № № бухгалтер ведущий С. назначена ответственным лицом за передачу сведений в Государственное учреждение - Ярославское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации документов и сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В соответствии с пунктом 2 указанного приказа С. обязана в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передавать в информационную систему Государственного учреждения - Ярославское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в составе сведений для формирования больничного листа нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи директора Учреждения.
В рамках делегированных полномочий на С. в соответствии с приказом ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева» от ДД.ММ.ГГГГ № № на В. оформлена доверенность от ДД.ММ.ГГГГ за реестровым номером №.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо признается должностным в период исполнения возложенных на него функций.
Таким образом, согласно должностной инструкции и Приказом ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева» от ДД.ММ.ГГГГ № № С. является должностным лицом в части составления (оформления) и направления в Фонд социального страхования РФ в установленные сроки документов и иных сведений, предусмотренных действующим законодательством РФ.
В связи с изложенным, вменяемое административное правонарушение по части 4 статье 15.33 КоАП РФ было совершено ведущим бухгалтером С. лично в рамках делегированных ей полномочий.
Факт совершения административного правонарушения С. подтверждается интерфейсом информационной системы, из которого видно, что данные были занесены (составлены) С.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Таким образом, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие то, что в момент совершения административного правонарушения она не являлась субъектом вмененного административного правонарушения, в связи с чем, отсутствует объективная и субъективная стороны состава административного правонарушения в отношении Даниленко Н.В.
Данные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ, поскольку исключает виновность Даниленко Н.В. в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении названного лица рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от 02.02.2023, вынесенное в отношении Даниленко Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.33 КоАП РФ, подлежит отмене.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах, мировым судьей дело об административном правонарушении рассмотрено с существенным нарушением процессуальных требований, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в связи с этим постановление подлежит отмене, а производству по данному делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Ярославля от 02.02.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ в отношении директора ГАУЗ ЯО «Клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева» Даниленко Натальи Владимировны отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья А.В.Панюшкина