№12-13/2022
44RS1114-01-2021-001094-02
Постановление № от 30.06.2021 (Управление Роспотребнадзора
по Костромской области)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 января 2022 года п. Судиславль
Судья Островского районного суда Костромской области Рубликов И.Ю., при секретаре Крыловой О.В.,
с участием помощника прокурора Чепасова Д.А., заявителя Муниципального образовательного учреждения Глебовская основная общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области в лице директора Николайчука С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального образовательного учреждения Глебовская основная общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области на постановление главного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 30 июня 2021 г. № № о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с ходатайством о восстановлении срока обжалования постановления,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 30 июня 2021 г. №№ Муниципальное образовательное учреждение Глебовская основная общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области (далее - МОУ Глебовская ООШ, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и Учреждению назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.
Не согласившись, с указанным выше постановлением, директор МОУ Глебовская ООШ обратился в суд с жалобой, в которой просит суд восстановить срок для обжалования Постановления главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 30 июня 2021 г. № №, назначенное наказание в виде штрафа изменить на административное наказание в виде предупреждения. В обоснование указав, что указанное постановление, отправленное Роспотребнадзором Почтой России письмом, не было получено на руки вплоть до декабря 2021 г. и лишь по заявлению директора была получена копия постановления 14 декабря 2021 г. МОУ Глебовская ООШ Судиславского муниципального района Костромской области является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность (согласно выписке из реестра юридических лиц).
Дополнительная акарицидная обработка проведена учреждением 15 июня 2021 г., в установленный законом срок - через 1,5 месяца после первой обработки, площадь обработки составляет 0,5 га, в том числе прилегающая к учреждению территория не более 50 м. МОУ Глебовской ООШ административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, совершено впервые, кроме того имеются смягчающие вину обстоятельства, а именно признание вины, в кратчайшие сроки выявленные нарушения устранены. При назначении наказания просят учесть тяжелое материальное положение МОУ Глебовская ООШ.
В судебном заседании директор МОУ Глебовская ООШ Николайчук С.В. доводы, приведенные в жалобе поддержал. Просит суд восстановить срок для обжалования и изменить административный штраф на предупреждение.
По помощник прокурора Чепасов Д.А. в судебном заседании считает возможным изменить вид наказания на предупреждение.
Руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области Кокоулин А.А. извещен надлежаще, просит суд рассмотреть дело по жалобе без представителя управления.
Считаю возможным рассмотреть вышеуказанную жалобу без участия представителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области. Оснований, для признания обязательным их присутствия на рассмотрении дела, не нахожу. Отсутствие вышеуказанных лиц не препятствует всестороннему, полному, объективному выявлению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Заслушав помощника прокурора, представителя лица, привлечённого к административной ответственности, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу ч. 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, постановление главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 30 июня 2021 г. №675 о назначении административного наказания в отношении МОУ Глебовская ООШ получено директором Николайчуком С.В. 14 декабря 2021 г. по его заявлению.
Имеющееся в материалах дела почтовое отправление, с копией постановления, не содержит отметок отделения почтовой связи о направлении извещения адресату о его получении, отметок о причинах неполучения почтового отправления адресатом. Следовательно, по мнению суда, указанное почтовое отправление не получено адресатом, в данном случае МОУ Глебовская ООШ, по независящим от него причинам.
Жалоба на данное постановление поступила в Островский районный суд Костромской области 17 декабря 2021 г.
Рассматривая ходатайство о восстановлении срока обжалования административного постановления, учитывая установленные обстоятельства, полагаю, что срок обжалования постановления, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем не пропущен.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на юридические лица возлагается обязанность выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Требования в области профилактики и борьбы с клещевым вирусным энцефалитом установлены санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно- эпидемиологические правила» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 № 19 (далее - СП 08), а также СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 78 от 17.11.2015 (далее - СП 3.1.3310-15).
В силу пункта 1.1 СП 3.1.3.2352-08 требования в области профилактики и борьбы с клещевым вирусным энцефалитом и их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктами 8.4, 8.4.1 СП 3.1.3.2352-08 установлено, что акарицидом обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории: места массового отдыха, летние оздоровительные лагеря и детские образовательные организации, прилегающие к ним территории не менее 50 м, базы отдыха, кладбища, садовые участки и т.д.
В соответствии с п. 2.3.6. СП 3.1.3.2352-08 заражение клещевым вирусным энцефалитом происходит с апреля по сентябрь с весенне-летним пиком во время наибольшей активности перезимовавших клещей.
Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой Судиславского района проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности муниципального образовательного учреждения «Глебовская основная общеобразовательная школа», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; санитарных правил СП 3.1.3.2352-08. «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 № 19.
МОУ «Глебовская ООШ» занимает здание, расположенное по адресу: <адрес>, которое, расположено на территории находящейся в безвозмездном пользовании площадью 0,5 га.
Акарицидная обработка территории площадью 0,5 га. МОУ «Глебовская ООШ» проводилась 04.05.2021.
В нарушение установленных требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, обработка прилегающей территории к МОУ «Глебовская ООШ» не менее 50 метров не проводилась.
Таким образом, в бездействии МОУ «Глебовская ООШ» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективно подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.05.2021, решением о проведении проверки 17.05.2021, постановлением по делу об административном правонарушении, а также другими материалами дела.
Вместе с тем, по мнению суда, выявленные нарушения законодательства не повлекли негативных последствий и существенно не нарушили охраняемые общественные правоотношения, в связи с отсутствием, в рассматриваемом случае, существенной угрозы охраняемым правоотношениям
В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 11 июля 1999 г. № 11-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
На основании вышеизложенного суд, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с позиции соблюдения требований закона при их получении, то есть ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приходит к выводу о том, что вина МОУ «Глебовская ООШ», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью и объективно подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Между тем, вынесенное по делу постановление должностного лица подлежат изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МОУ «Глебовская ООШ» правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности по ч.1 статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учреждение не привлекалось, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда жизни и здоровью людей.
Выявленные нарушения были устранены в кратчайшие сроки, до рассмотрения дела по существу, что подтверждается представленными материалами дела.
В соответствие ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
На основании изложенного, учитывая фактические обстоятельства дела и характер совершенного административного правонарушения, наличие объективных причин, затрудняющих соблюдение установленных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, полагаю необходимым заменить МОУ «Глебовская ООШ» административное наказание в виде штрафа на предупреждение. В остальной части постановление оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2021 ░. № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░