Дело № №1055(1)\23
№
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
27 июля 2023 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Дементьевой О.С.,
при помощнике судьи Медведевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского административного района г.Саратова к садоводческому некоммерческому товариществу (далее СНТ) «Спектр» о возложении обязанности заключить договор
установил:
истец обратился в суд с иском к СНТ «Спектр» о возложении обязанности организовать накопление, сбор и вывоз отходов. В обоснование требований указано, что была проведена проверка исполнения действующего федерального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что в границах СНТ «Спектр» отсутствуют площадки для установки контейнеров для сбора мусора, а также не обеспечен вывоз отходов с территории СНТ, что, по мнению истца, способствует образованию несанкционированных свалок на территории муниципального образования, которые в свою очередь создают угрозу нарушения экологической безопасности неопределенного круга лиц. Кроме того, у ответчика отсутствует заключенный договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на вывоз мусора.
Представитель истца в судебном заседании отказался от иска в части возложения обязанности на СНТ обрудовать площадки для установки контейнеров. Отказ от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования признал.
Представитель АО «Ситиматик» в судебном заседании поддержала требования прокурора и просила их удовлетворить.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Нормами ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что СНТ «Спектр» зарегистрировано в качестве юридического лица; территориально расположено в границах Гагаринского административного района г.Саратова.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
При решении вопроса об организации и использовании мест общего пользования члены СНТ «Спектр» обязаны были в силу норм действующего законодательства разрешить вопрос о размещении на территории мест общего пользования контейнерной площадки и заключении договора с региональным оператором на вывоз отходов.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие заключение товариществом договора на вывоз твердых бытовых отходов.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
На основании изложенного, с учетом выше приведенных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на СНТ «Спектр» обязанности заключить договор с региональным оператором Саратовской области на вывоз твердых коммунальных отходов.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования прокурора Гагаринского административного района г.Саратова к СНТ «Спектр» о возложении обязанности заключить договор удовлетворить.
Обязать СНТ «Спектр» (ОГРН 1036403206730) заключить с региональным оператором Саратовской области договор на вывоз твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд.
Судья: