Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-321/2024 ~ М-229/2024 от 06.05.2024

№ 2-321/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Омутинское                         14 августа 2024 года

Омутинский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего – судьи Меркушевой М.Н.

с участием: помощника прокурора Омутинского района Тюменской области Риффель Ю.А., несовершеннолетнего ФИО1, представителя несовершеннолетнего ФИО1ФИО2, психолога ФИО4, представителя ответчика - администрации Омутинского муниципального района Тюменской области Никитиной А.В.,

при секретаре Поповой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-321/2024 по иску прокурора Омутинского района Тюменской области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

    Прокурор Омутинского района Тюменской области обратился в суд с указанным иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Омутинского муниципального района Тюменской области.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Омутинского района проведена проверка по обращению ФИО2 с заявлением об обращении в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшего от укуса собаки, не имеющей владельца. В рамках обращения ФИО2 прокуратурой района изучен материал проверки, зарегистрированный в КУСП МО МВД России "Омутинский" 11.02.2024 года. По результатам изучения материала проверки установлено, что 11.03.2024 года около 14 часов 00 минут несовершеннолетний ФИО1 возвращался из школы домой, проходя мимо <адрес> к нему подбежала бездомная собака черного окраса и укусила за правую голень один раз. После произошедшего, ребенок был доставлен на прием к хирургу Объединенного филиала "Омутинская ЦРБ" ГБУЗ ТО "Областная больница " (р.<адрес>), где ФИО1 был поставлен диагноз "Укушенная рана в области с/З голени справа".

    По результатам проверки по данному факту 21.03.2024 года все материалы направлены по подведомственности в административную комиссию при администрации Омутинского муниципального района Тюменской области, владелец собаки не установлен.

    Основывая свои требования на положениях ст. 1064, ст.ст. 150, 151 ГК РФ, на разъяснениях Верховного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении Пленума ВС РФ "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", нормах Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 "О ветеринарии", Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" от 27.12.2018 года № 498-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 03.11.2022 № 1980 "Об утверждении методических указаний по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан", закона Тюменской области от 08.12.2015 года № 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями", прокурор Омутинского района считает, что обязанность компенсации морального вреда несовершеннолетнему ФИО1, причиненного в результате укуса собакой, не имеющей владельца, должна быть возложена на администрацию Омутинского муниципального района, поскольку полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории Омутинского муниципального района возложена на администрацию Омутинского муниципального района.

    В связи с изложенными обстоятельствами, в соответствии со ст.ст. 1064, 151, 1101 ГК РФ, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, дающей прокурору право обратиться в суд в интересах граждан, которые в силу возраста не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, прокурор Омутинского района просит суд взыскать с администрации Омутинского муниципального района Тюменской области в пользу несовершеннолетнего ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

    В судебном заседании помощник прокурора Омутинского района Риффель Ю.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просила их удовлетворить, взыскать в пользу несовершеннолетнего ФИО1 с администрации Омутинского муниципального района компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 рублей.

    Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО2 исковые требования прокурора Омутинского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1 поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, объяснив суду, что ее сын ФИО1 11.03.2024 года в дневное время шел из школы домой по <адрес>, проходя мимо <адрес> в <адрес> к нему подбежала собака черного цвета с биркой на ухе и укусила его один раз за правую голень, от чего он испытывал физическую боль и моральные страдания. Ранее эту собаку он неоднократно видел на <адрес> в стае других собак с бирками на ушах. По поводу укуса собаки она с сыном обратилась в медицинское учреждение, где ребенку была оказана первичная медицинская помощь. Ребенок испытал физические и нравственные страдания, боль, эмоциональное потрясение и страх, боялся ходить в школу один. Кроме того, сын не мог вести привычный образ жизни, он занимается в секции волейбола, но в связи с укусом собаки и по рекомендации доктора вынужден был не заниматься спортом, не посещать баню и душ. Собаки без владельцев сворой живут на <адрес>, о чем неоднократно сообщалось посредством социальных сетей в администрацию района, но    никаких мер принято не было.

    Несовершеннолетний ФИО1, в интересах которого прокурор обратился в суд с настоящим иском, исковые требования поддержал и объяснил суду, что в марте 2024 года, точную дату не помнит, возвращался домой из школы по <адрес> в <адрес>, где к нему подбежала черная собака с биркой на ухе и укусила его за правую голень, от чего он испытал боль и страх. Собаку эту он не пытался погладить или спровоцировать каким-то другим образом. Дома рассказал об укусе собаки матери, которая отвела его в больницу. В больнице рану обработали, поставили укол. Доктор написал освобождение от физкультуры, запретил посещать баню. Он посещает волейбольную секцию и в связи с укусом собаки был вынужден пропускать тренировки. Лечение от укуса собаки он проходил до июня 2024 года, что доставляло ему также моральные страдания, у него начали трястись ноги, так как боялся получить от укуса собаки какую-нибудь заразную болезнь. И сейчас у него есть страх перед собаками.

    Представитель администрации Омутинского муниципального района по доверенности Никитина А.В. исковые требования прокурора Омутинского района не признала в полном объеме, объяснив суду, что в администрации района ведется журнал обращений на отлов животных без владельцев, все обращения фиксируются, по ним принимаются соответствующие меры. Как установлено по материалам проверки, собака, укусившая ребенка, была с биркой, то есть когда-то обращение граждан по этой собаке было отработано администрацией, следовательно, администрацией были приняты соответствующие меры. В связи с изложенными обстоятельствами просит суд отказать прокурору в иске, поданном в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, суд установил следующие обстоятельства по делу.

ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении I-ФР , выданным ДД.ММ.ГГГГ Омутинским отделом ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния Тюменской области. (л.д. 59)

11.03.2024 года в дежурную часть МО МВД России "Омутинский" поступило сообщение инспектора ПДН МО МВД России "Омутинский" ФИО7 о том, что в 16 часов 35 минут к ней обратилась ФИО2, которая сообщила, что 11.03.2024 года в 14 часов 00 минут у <адрес> в <адрес> черная собака с биркой укусила её сына ФИО1 ( л.д. 62)

По факту укуса собаки и оказания медицинской помощи несовершеннолетнему ФИО1 в МО МВД России "Омутинский" проведена проверка (л.д. 60-68)

В ходе проверки из объяснения ФИО1 установлено, что 11.03.2024 года в 14 часов он возвращался из школы один, к нему неожиданно подбежала черная собака с биркой зеленого цвета на ухе и укусила его за правую голень, от чего он испытал боль. Какая-то женщина отогнала собаку. Затем он пошел домой и они пошли в больницу с матерью (л.д. 63). Из объяснения матери ФИО1 - ФИО2 установлено, что 11.03.2024 года около 14 часов 10 минут дня ее сын ФИО1 шел из школы домой, где к нему подбежала собака и схватила его за правую голень, он отскочил, но собака стала на него рычать, затем подбежала незнакомая женщина и отпугнула собаку, после чего они обратились в медицинское учреждение за медицинской помощью (л.д. 64)

Согласно протоколу осмотра специалиста, 11.03.2024 года в 15 час. 16 мин. в ГБУЗ ТО "Областная больница " (р.<адрес>) Объединенный филиал "Омутинская центральная районная больница" был осмотрен ФИО1, при осмотре в области с/З голени латеральной поверхности отмечена укушенная рана, поставлен диагноз: "Укус или раздавливание другими рептилиями на улице". (л.д. 67)

Согласно информации ГБУЗ ТО "Областная больница " (р.<адрес>) Объединенный филиал "Омутинская центральная районная больница" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, обратился за медицинской помощью 11.03.2024 года, был осмотрен хирургом, при осмотре в области с/3 голени латеральной поверхности отмечалась укушенная рана, умеренно болезненная при пальпации. ( л.д. 52, 53)

В соответствии с муниципальным контрактом на отлов, транспортировку и выпуск животных без владельцев на территории Омутинского муниципального района от 30.01.2024 года, заключенным между администрацией Омутинского муниципального района (заказчик) и ООО "ЮГО-ВОСТОК" (исполнитель), последний обязуется по заданию заказчика оказать услуги по организации проведения мероприятий по отлову, транспортировку и выпуск животных без владельцев на территории Омутинского муниципального района согласно техническому заданию, а заказчик обязуется оплатить услуги.

В соответствии с п. 5.2 муниципального контракта подрядчик обязан производить отлов животных, а также по поступившим обращениям о безнадзорных домашних животных; осуществлять поиск владельцев отловленных безнадзорных животных, передавать животных владельцам, передавать животных на содержание лицам, заинтересованным в их дальнейшем надлежащем содержании с оформлением договора о передаче в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с приложением №1 к муниципальному контракту Техническое задание на оказание услуг по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Омутинского района, определены условия и объем оказываемых услуг, куда включен отлов животных без владельцев, возврат потерявшихся животных их владельцам, место оказания услуги – Омутинский муниципальный район. (л.д. 44 оборот)

Согласно п.п. 92 ч.1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В силу ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

На основании ст. 3 указанного Федерального закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемиологческим (профилактическим) мероприятиям относятся и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний и их ликвидацию. Под государственными санитарно-противоэпидемиологческими правилами и нормативами санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности фактов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

    Согласно п. 1 ст. 29 указанного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

    В силу п. 1789 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", зарегистрированного в Минюсте России 15.02.2021 года № 62500, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.

    В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

На основании п. 14 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право, в том числе, на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

    В силу ст. 22.2 Закона Тюменской области от 08.12.2015 года № 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 21 к настоящему Закону, наделяются государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (за исключением размещения приюта для животных без владельцев).

Согласно приложению № 21 к Закону Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" в перечень муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются полномочием, предусмотренным частью 1 статьи 22.2 настоящего закона, включен Омутинский муниципальный район, из чего следует вывод о том, что государственное полномочие по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев переделано органам местного самоуправления Омутинского муниципального района Тюменской области

В силу указанного выше Федерального законодательства и законодательства Тюменской области администрацией Омутинского муниципального района во исполнение переданных государственных полномочий 30.01.2024 года заключен муниципальный контракт № 0167300024124000003 на отлов, транспортировку и выпуск животных без владельцев на территории Омутинского муниципального района с ООО «ЮГО-ВОСТОК».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя, в том числе, отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных, содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона. Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 4 Закона Тюменской области от 20.03.2019 года № 21 "Об обращении с животными в Тюменской области" к полномочиям исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере обращения с животными относятся, в том числе, установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Постановлением Правительства Тюменской области от 21.01.2022 года № 5-п утвержден порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Тюменской области.

В соответствии с п. 1.4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Тюменской области, государственное полномочие по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев передано органам местного самоуправления.

На основании п. 2.4 указанного выше Порядка, обращения (заявки) об отлове животных без владельцев подлежат регистрации уполномоченным органом местного самоуправления в день их поступления в журнале учета заявок на отлов животных без владельцев по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и направляется исполнителю мероприятий в день его регистрации по электронной почте с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае если в обращении (заявке) об отлове животных без владельцев содержится информация об обнаружении животных, указанных в абзаце втором пункта 2.3 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления направляет данное обращение (заявку) исполнителю мероприятий незамедлительно (в срок, не превышающий одного часа после его поступления) по электронной почте с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с п. 2.3 Порядка выезд для отлова животных без владельцев осуществляется в срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня поступления обращения (заявки) об отлове животных без владельцев в уполномоченный орган местного самоуправления.

Выезд для отлова животных без владельцев, нанесших укус или иную травму человеку либо создающих опасность для дорожного движения (в случае нахождения травмированного животного без владельца на проезжей части), осуществляется в первоочередном порядке в день поступления обращения (заявки) об отлове животных без владельцев в уполномоченный орган местного самоуправления.

Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Закон РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты, в том числе, населения от болезней, общих для человека и животных. Указанные нормативные акты в своей совокупности направлены на охрану здоровья граждан и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, каким является заболевание бешенством, передаваемое в том числе, посредством укусов больными животными. Положения указанного федерального закона во взаимосвязи с законодательством Тюменской области возлагают осуществление государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на органы местного самоуправления

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п.п. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В данном случае указанные выше федеральные законы рассматриваются во взаимосвязи с нормами ГК РФ, регламентирующими основания компенсации морального вреда, во взаимосвязи с Федеральным законом от 21.12.2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Законом Тюменской области от 20.03.2019 года № 21 "Об обращении с животными в Тюменской области", Постановлением Правительства Тюменской области от 21.01.2022 года № 5-п "Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Тюменской области".

Судом установлено, что несовершеннолетний ФИО1 в результате укуса собакой, не имеющей владельца, безусловно, испытал физическую боль, стресс, испуг, моральные страдания из-за отсутствия возможности вести привычный образ жизни, посещать волейбольную секцию, боязнь заболеть инфекционным заболеванием вследствие укуса собаки. Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд также учитывает несовершеннолетний возраст ребенка, причинение ему физической боли, моральных страданий и приходит к выводу о том, что с учетом разумности и справедливости в пользу ФИО1 следует взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Доводы ответчика - администрации Омутинского муниципального района, приведенные представителем администрации в судебном заседании, о том, что администрацией района приняты все предусмотренные законодательством меры по обращению с животными без владельцев,    администрацией ведется работа по отлову собак без владельцев, о чем свидетельствует факт заключения муниципального контракта на отлов и транспортировку животных без владельцев, суд считает несостоятельными, поскольку несмотря на заключение администрацией района указанного контракта и наличие у ответчика журнала учета обращений на отлов животных без владельцев, администрацией Омутинского муниципального района работа по отлову собак без владельцев не ведется, что установлено судом при изучении копии журнала учета обращений на отлов животных без владельцев, оригинал которого обозревался в судебном заседании, и было установлено, что с февраля 2024 года ответчиком работа по отлову животных без владельцев не проводилась, отметки об отлове животных по обращениям граждан в журнале отсутствуют. Указанный факт представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, объяснил, что муниципальный контракт не исполнялся по причине отсутствия финансов у подрядчика, но в настоящее время администрацией заключен новый контракт с другой организацией.

Доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 укусила собака с биркой на ухе, что свидетельствует о том, что ранее собака уже была отловлена и подвергалась соответствующей обработке за счет бюджетных средств и указанное обстоятельство подтверждает, что администрацией поводится работа по отлову животных без владельцев, суд отклоняет, поскольку данный факт не имеет юридического значения для разрешения дела и не освобождает ответчика от обязанности принимать меры по отлову животных без владельцев на территории Омутинского муниципального района.

Наличие муниципального контракта на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Омутинского муниципального района, а также выполнение работы по отлову собак без владельцев, не свидетельствуют об отсутствии причинно-следственной связи между виновными действиями администрации и наступившими последствиями, поскольку судом установлено, что администрацией района определены места для выгула собак из владельцами, а также определены места, в которых запрещается появление с животными, к числу которых отнесены территории парков, скверов, места массового отдыха. Контроль за исполнением постановления администрации района возложен на заместителя главы района, начальника управления развития АПК. Постановление администрации района распространяется на владельцев собак, вместе с тем, федеральным законодательством и законами Тюменской области органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, следовательно, именно на администрации муниципального района лежит обязанность осуществления контроля за появлением безнадзорных собак в местах, где появление с животными запрещено. Из материалов дела судом установлено, что безнадзорная собака укусила несовершеннолетнего ФИО1 по <адрес> в <адрес>, когда он возвращался из школы. Установленные обстоятельства позволяет сделать вывод о том, что работа по обращению с животными без владельцев на территории <адрес> и Омутинского муниципального района администрацией района ведется не надлежащим образом.

Исследовав доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о наличии в действиях администрации Омутинского муниципального района вины в форме бездействия по исполнению возложенных на орган местного самоуправления государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, в том числе безнадзорных собак, причинно-следственной связи между этим бездействием и укусом собакой без владельца несовершеннолетнего ФИО1, повлекшим телесные повреждения и причинения морального вреда.

В соответствии с ч.2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По смыслу приведенной нормы закона вина в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное, и бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, причинившем вред.

Представителем администрации Омутинского муниципального района не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины ответчика, что является основанием для освобождения от обязанности компенсации морального вреда, причиненного в результате получения несовершеннолетним ФИО1 укуса собакой по <адрес>.

При указанных обстоятельствах иск прокурора Омутинского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Омутинского муниципального района Тюменской области подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку орган местного самоуправления, выступающий по делу, рассматриваемому судом общей юрисдикции, в качестве ответчика, освобожден от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета, то государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации Омутинского муниципального района Тюменской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора Омутинского района Тюменской области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о компенсации морального вреда удовлетворить в полном объеме.

Взыскать в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице его законного представителя ФИО2 (паспорт , выдан Территориальным пунктом МО УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) с администрации Омутинского муниципального района Тюменской области (ИНН 7220003786, ОГРН 1027201674532) компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Омутинский районный суд Тюменской области.

Решение в мотивированной форме изготовлено 19.08.2024 года.

Председательствующий – судья                 Меркушева М.Н.

2-321/2024 ~ М-229/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Прокурор Омутинского района
Ответчики
Администрация Омутинского муниципального района
Другие
Неганова Елена Сергеевна
Суд
Омутинский районный суд Тюменской области
Судья
Меркушева Марина Николаевна
Дело на странице суда
omutinsky--tum.sudrf.ru
06.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2024Передача материалов судье
08.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Подготовка дела (собеседование)
17.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее