18MS0042-01-2022-000857-66 Дело № 11-25/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Вавож УР 08 декабря 2022 года
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Торхова С.Н.,
при секретаре судебных заседаний Никитиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Брызгалова Александра Владимировича на решение мирового судьи судебного участка Вавожского района Удмуртской Республики от 02 сентября 2022 года, которым
удовлетворены исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Брызгалову Александру Владимировичу и Брызгаловой Екатерине Валерьевне, действующим за себя и своих несовершеннолетних детей Б.Р.А., Б.Я.А., Б.М.А.,
взыскана, с учетом определения от 17 октября 2022 года об исправлении арифметической ошибки, с Брызгалова Александра Владимировича и Брызгаловой Екатерины Владимировны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 марта 2019 года по 31 июля 2021 года в размере по 2759,05 руб., а также с Брызгалова Александра Владимировича и Брызгаловой Екатерины Владимировны, действующих за своих несовершеннолетних детей Б.М.А., Б.Я.А. и Б.Р.А., в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 марта 2019 года по 31 июля 2021 года в размере 8277,16 руб. в равных долях, то есть по 4138,58 руб. с каждого, и взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины с Брызгалова Александра Владимировича и Брызгаловой Екатерины Валерьевны в размере 275,91 руб. и 275,90 руб. соответственно,
УСТАНОВИЛ:
ООО «САХ» (далее – истец) первоначально обратилось в суд с иском к Брызгалову А.В. (далее – ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исковое заявление мотивировано тем, что с 01 января 2019 года ООО «САХ» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики. Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, открыт лицевой счет ***, с возложением на сторону потребителя обязанности складировать твердые коммунальные отходы в местах накопления и производит оплату по договору. В жилом помещении по адресу: ***, проживает Брызгалов А.В. Количество проживающих лиц в жилом помещении составляет пять человек. Задолженность ответчика перед истцом за период с августа 2019 по август 2021 составляет 13795,26 руб. Истец просил суд взыскать с Брызгалова А.В. указанную задолженность, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 551,81 руб.
Определением мирового судьи от 15 июня 2022 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Брызгалова Е.В., Б.Р.А., Б.Я.А., Б.М.А.
Определением мирового судьи от 27 июня 2022 года к участию в деле в качестве законных представителей несовершеннолетних ответчиков Б.Р.А., Б.Я.А., Б.М.А. привлечены их родители Брызгалов А.В. и Брызгалова Е.В.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил свои требования, просил суд взыскать с ответчиков задолженность за период с 01 марта 2019 года по 31 июля 2021 года в размере 13795,26 руб.
Стороны в судебном заседании не участвовали, за исключением Брызгалова А.В., на основании ст. 167 ГПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие сторон.
Ответчик Брызгалов А.В. в судебном заседании иск не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать, поскольку с ООО «САХ» ответчики договор на оказание коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключали. Отходы ответчик использует в личном подсобном хозяйстве, вторсырье сдает в пункты приема.
Мировым судьей судебного участка Вавожского района УР принято указанное решение.
Определением мирового судьи от 17 октября 2022 года в тексте решения исправлены явные арифметические ошибки: в абзаце втором резолютивной части решения вместо суммы взыскания с Брызгалова Александра Владимировича «2759,06» считать правильным «2759,05»; в абзаце третьем резолютивной части решения вместо суммы взыскания с Брызгаловой Екатерины Валерьевны «2759,06» считать правильным «2759,05»; в абзаце четвертом резолютивной части решения вместо суммы взыскания с Брызгалова Александра Владимировича и Брызгаловой Екатерины Валерьевны «8277,18 руб. в равных долях, то есть по 4138,39 руб. с каждого» считать правильным «8277,16 руб. в равных долях, то есть по 4138,58 руб. с каждого»; в абзаце шестом резолютивной части решения вместо суммы взыскания с Брызгаловой Екатерины Валерьевны «275,91 руб.» считать правильным «275,90 руб.».
В апелляционной жалобе ответчик Брызгалов А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления ООО «САХ» отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что: между ООО «САХ» и ответчиками договор на оказание коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключался, коммунальные услуги ответчикам не оказывались.
На апелляционную жалобу представителем истца ООО «САХ» поданы письменные возражения, согласно которым истец просит суд решение мирового судьи оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу ответчика Брызгалова А.В. - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца, ответчики Б.Р.А., Б.Я.А., Б.М.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились. На основании ст. 167 ГПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие указанных участников.
Ответчики Брызгалов А.В. и Брызгалова Е.В., действующие за себя и своих несовершеннолетних детей, в судебном заседании просили апелляционную жалобу Брызгалова А.В. удовлетворить, приведя доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобы и ответчиком Брызгаловым А.В. в суде первой инстанции.
Выслушав ответчиков, изучив апелляционную жалобу, исследовав письменные возражения и материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: ***, принадлежит на праве общей долевой: с *** Брызгалову А.В. в размере 1/5 доли; с *** Брызгаловой Е.В., Б.Р.А., Б.Я.А., Б.М.А. в размере по 1/5 доли.
ООО «САХ» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики с 01 января 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены указанным Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Правовое регулирование правоотношений между потребителями и исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с указанными Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Пунктом 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156).
Пунктом 4 Правил № 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В силу п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 8 (4) Правил № 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8 (1).
Предложение регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «САХ» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, адресованное потребителям, вместе с проектом договора, содержащим существенное условие для данного вида договора предмет договора (определенная деятельность исполнителя услуг), размещены на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://регоператорудмуртии.рф/.
В соответствии с п. 8.18 Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Согласно п. 6 ст. 157.2 ЖК РФ заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником и региональным оператором в письменной форме не является обязательным.
При таких обстоятельствах в силу пункта 8 (17) Правил № 1156 договор на оказание услуг считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора. Соответственно, действия регионального оператора по выставлению квитанций на оплату услуг по вывозу и сбору твердых коммунальных отходов являются правомерными в случае начала эксплуатации земельного участка собственником и/или его правопреемниками.
В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных
договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и главой 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 и складывается из единого тарифа на услуги регионального оператора, норматива накопления ТКО и количества проживающих (или собственников) в жилом помещении.
Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/1 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» на 2019 год, утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, категория потребителей - население, на 2019 год в размере 5719,15 руб./тонна, в том числе НДС.
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 и 2021 годы утвержден Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29/94 «О долгосрочных параметрах регулирования и предельных единых тарифах на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» на 2020-2022 годы» и составляет 5713,56 руб./тонна.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлен постановлением Правительства УР от 06 апреля 2018 года № 107. Согласно указанному постановлению для одного проживающего в индивидуальном жилом доме среднемесячный норматив накопления твердых коммунальных отходов составляет 16,646 кг.
Поскольку ООО «САХ» с 01 января 2019 года приступило к оказанию услуг по обращению с ТКО, отношения между ответчиком и истцом регулируются типовым договором на оказание услуг по обращении с ТКО для физических лиц, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Расчет платы и сбор платы за услугу по обращению с ТКО, осуществляемую ООО «САХ», осуществляется АО «ЭнергосбыТ Плюс» на основании агентского договора от 01 декабря 2018 года.
Расчета задолженности (т. 1 л.д. 146-147) по лицевому счету ***, открытому на имя Брызгалова А.В., за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01 марта 2019 года по 31 июля 2021 года по жилому помещению, расположенному по адресу: ***, произведен исходя из пяти проживающих в жилом помещении потребителей.
Согласно представленному истцом расчету по указанному адресу за период с 01 марта 2019 года по декабрь 2019 года произведено начисление платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО, в размере 476 руб. в месяц, за период с 01 января 2020 года по 31 июля 2021 года произведено начисление платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО, в размере 475,54 руб. в месяц. Общая задолженность за весь указанный период составила 13795,26 руб.
Ответчики проживают в указанном жилом помещении и в процессе их жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы, которые ответчики в силу действующего санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства не вправе утилизировать самостоятельно.
Таким образом, суд верно пришел к выводу о том, что истец исполняет свои обязательства надлежащим образом, вместе с тем, ответчики свои обязательства по оплате за коммунальную услугу не исполняют, что явилось основанием для обращения ООО «САХ» в суд с исковым заявлением после отмены определением мирового судьи судебного участка Вавожского района УР от 29 декабря 2021 года выданного 08 октября 2021 года судебного приказа по делу № 2-1618/2021 о взыскании с Брызгалова А.В. в пользу ООО «САХ» задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО (т. 1 л.д. 7).
Суд обоснованно принят расчет, подготовленный истцом. Ответчиками расчет задолженности не оспорен. Доказательств оплаты предоставленных услуг в полном объеме ответчиками не представлено.
Доводы Брызгалова А.В. о том, что между ним и ООО «САХ» не заключался договор на оказание коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, мировым судьей дана им надлежащая оценка, и с учетом положений ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 426 ГК РФ, указанные доводы признаны не основанными на законе.
Также не приняты во внимание как необоснованные доводы Брызгалова А.В. о том, что ответчики самостоятельно перерабатывают отходы, в том числе, путем их сдачи в пункты приема вторичного сырья, поскольку представленные ответчиком доказательства не содержат оснований для освобождения его от уплаты задолженности за оказание коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оснований для переоценки указанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, судом не допущено.
Апелляционная жалоба ответчика Брызгалова А.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Вавожского района Удмуртской Республики от 02 сентября 2022 года по делу № 2-437/2022 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к Брызгалову Александру Владимировичу и Брызгаловой Екатерине Валерьевне, действующим за себя и своих несовершеннолетних детей Б.Р.А., Б.Я.А., Б.М.А., о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Брызгалова А.В. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 27 декабря 2022 года.
Председательствующий судья С.Н. Торхов