Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1669/2019 ~ М-1232/2019 от 13.08.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 сентября 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1669/2019 по административному исковому заявлению Абрамова А.А., Баюкова А.Е., Бибика М.В., Бредихиной Н.И., Волкова С.В., Воскобойниковой И.П., Грунвальд В.Э., Денисова А.П., Дорожкина И.В., Ильченко И.В., Илясова А.В., Казанцева В.М., Казанцева И.М., Клемешина В.Н., Королевой И.А., Королевой И.В., Курбатова А.Е., Лисова С.Н., Лузина Д.Н.. Родионовой Л.Е., Степановой О.А.. Тороповой Е.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

с участием представителя административных истцов по доверенности Кирина А.С.,

    

у с т а н о в и л:

административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2014 года в следующих размерах: с кадастровым номером - в размере 437 520 руб., с кадастровым номером - в размере 402 680 руб., с кадастровым номером - в размере 585 600 руб., с кадастровым номером - в размере 585 560 руб., с кадастровым номером - в размере 404 880 руб., с кадастровым номером - в размере 552 720 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 636 000 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 649 400 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 603 000 руб., с кадастровым номером - в размере 595 200 руб., с кадастровым номером - в размере 595 200 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 548 440 руб., с кадастровым номером - в размере 449 080 руб., с кадастровым номером - в размере 597 600 руб., с кадастровым номером - в размере 601 400 руб., с кадастровым номером - в размере 542 920 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 320 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 427 280 руб., с кадастровым номером - в размере 529 360 руб., с кадастровым номером - в размере 576 840 руб., с кадастровым номером - в размере 576 600 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 541 480 руб., с кадастровым номером - в размере 509 520 руб., с кадастровым номером - в размере 542 480 руб., с кадастровым номером - в размере 581 960 руб., с кадастровым номером - в размере 610 480 руб., с кадастровым номером - в размере 603 240 руб., с кадастровым номером - в размере 632 360 руб., с кадастровым номером - в размере 1 024 650 руб.,

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками названных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца Кирин А.С. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, Администрация сельского поселения Пискалы муниципального района Ставропольский Самаркой     области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Администрация сельского поселения Пискалы муниципального района Ставропольский Самарской области просила рассмотреть дело в е отсутствие.

Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административными истцами требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, земельные участки категории земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для ведения дачного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат: Волкову С.В. земельный участок с кадастровым номером ( <адрес>); Лузину Д.Н.- с кадастровым номером ( <адрес>); Абрамову А.А.- с кадастровым номером ( <адрес>); Курбатову А.Е. – с кадастровым номером ( <адрес>); Королевой И.В. – с кадастровым номером (<адрес>); Баюкову А.Е.- с кадастровым номером (<адрес>); Королевой И.В.- с кадастровым номером ( <адрес>); Дорожкину И.В.- с кадастровым номером (<адрес>); Бредихиной Н.И.- с кадастровым номером ( <адрес>); Лисову С.Н. - с кадастровым номером (<адрес>); Ильченко И.В.- с кадастровым номером (<адрес>); Воскобойниковой И.П.- с кадастровым номером (<адрес>) и с кадастровым номером (<адрес>); Казанцеву В.М.- с кадастровым номером (<адрес>); Родионовой Л.Е.- с кадастровым номером (<адрес>); Бибику М.В.- с кадастровым номером ( <адрес>); Грунвальду В.Э.- с кадастровым номером (<адрес>); Королевой И.А.- с кадастровым номером (<адрес>); Тороповой Е.В.- с кадастровым номером (<адрес>); Казанцеву И.М.- с кадастровым номером ( <адрес>); Королевой И.А.- с кадастровым номером (<адрес>); Клемешину В.Н. - с кадастровым номером (<адрес>); Степановой О.А.- с кадастровым номером (<адрес>); Илясову А.В.- с кадастровым номером (<адрес>);

На праве общей долевой собственности Родионовой Л.Е., Воскобойниковой И.П., Денисову А.П., Королевой И.А., Королевой И.В. принадлежат следующие земельные участки: с кадастровым номером ( <адрес>), с кадастровым номером ( <адрес>), с кадастровым номером ( <адрес>), с кадастровым номером ( <адрес>), с кадастровым номером (<адрес>), с кадастровым номером (<адрес>), с кадастровым номером (<адрес>), с кадастровым номером (<адрес>), с кадастровым номером (<адрес>), с кадастровым номером (<адрес>), с кадастровым номером (<адрес>), с кадастровым номером ( <адрес>), с кадастровым номером (<адрес>), с кадастровым номером ( <адрес>), с кадастровым номером ( <адрес>).

Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений в составе земель сельскохозяйственного назначения Самарской области» от 11 декабря 2013 года № 745 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость земельных участков установлена вышеуказанным постановлением по состоянию на 21 июля 2014 года в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером - в размере 1 691 561,70 руб., с кадастровым номером - в размере 1 556 861,55 руб., с кадастровым номером - в размере 2 264 076 руб., с кадастровым номером - в размере 2 263 921,35 руб., с кадастровым номером - в размере 1 565 367,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 136 953,70 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 458 935 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 510 742,75 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 331 348,75 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 192 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 192 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 120 406,15 руб., с кадастровым номером - в размере 1 736 255,55 руб., с кадастровым номером - в размере 2 310 471 руб., с кадастровым номером - в размере 2 325 162,75 руб., с кадастровым номером - в размере 2 099 064,45 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 192 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 655,95 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 1 651 971,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 046 638,10 руб., с кадастровым номером - в размере 2 230 207,65 руб., с кадастровым номером - в размере 2 229 279,75 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 301 501,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 093 497,05 руб., с кадастровым номером - в размере 1 969 931,70 руб., с кадастровым номером - в размере 2 097 363,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 250 002,85 руб., с кадастровым номером - в размере 2 360 268,30 руб., с кадастровым номером - в размере 2 332 276,65 руб., с кадастровым номером - в размере 2 444 861,85 руб., с кадастровым номером - в размере 10 564 131,50 руб..

Считая кадастровую стоимость земельных участков сильно завышенной, 13 августа 2019 года административные истцы с пропуском срока обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований административные истцы представили отчет об оценке рыночной стоимости № 180, выполненный 2 июля 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «СУДЭКСПЕРТ» ФИО1

Указанным отчетом рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 21 июля 2014 года в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером - в размере 437 520 руб., с кадастровым номером - в размере 402 680 руб., с кадастровым номером - в размере 585 600 руб., с кадастровым номером - в размере 585 560 руб., с кадастровым номером - в размере 404 880 руб., с кадастровым номером - в размере 552 720 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 636 000 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 649 400 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 603 000 руб., с кадастровым номером - в размере 595 200 руб., с кадастровым номером - в размере 595 200 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 548 440 руб., с кадастровым номером - в размере 449 080 руб., с кадастровым номером - в размере 597 600 руб., с кадастровым номером - в размере 601 400 руб., с кадастровым номером - в размере 542 920 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 320 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 427 280 руб., с кадастровым номером - в размере 529 360 руб., с кадастровым номером - в размере 576 840 руб., с кадастровым номером - в размере 576 600 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 541 480 руб., с кадастровым номером - в размере 509 520 руб., с кадастровым номером - в размере 542 480 руб., с кадастровым номером - в размере 581 960 руб., с кадастровым номером - в размере 610 480 руб., с кадастровым номером - в размере 603 240 руб., с кадастровым номером - в размере 632 360 руб., с кадастровым номером - в размере 1 024 650 руб..

Согласно статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 21 июля 2014 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельных участков.

Отчет содержит сведения о заказчике и оценщике, о допущениях и ограничительных условиях, использованных при проведении оценки, о применяемых стандартах оценочной деятельности, допущениях при проведении оценки, сведения о заказчике и оценщике.

Как следует из отчета об оценке, наиболее эффективным использованием земельных участков является тих использование под садоводство.

Определение рыночной стоимости земельных участков произведено в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж. От применения затратного и доходного походов оценщик мотивированно отказался.

В рамках сравнительного подхода оценщиком осуществлен подбор объектов-аналогов и элементов сравнения, определены корректировки цен аналогов и произведен расчет рыночной стоимости путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах. Итоговое суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено.

Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2014 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельных участков в размерах, определённых отчетом об оценке.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 13 августа 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования административных истцов удовлетворить.

Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, по состоянию на 21 июля 2014 года в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером - в размере 437 520 руб., с кадастровым номером - в размере 402 680 руб., с кадастровым номером - в размере 585 600 руб., с кадастровым номером - в размере 585 560 руб., с кадастровым номером - в размере 404 880 руб., с кадастровым номером - в размере 552 720 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 636 000 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 649 400 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 603 000 руб., с кадастровым номером - в размере 595 200 руб., с кадастровым номером - в размере 595 200 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 548 440 руб., с кадастровым номером - в размере 449 080 руб., с кадастровым номером - в размере 597 600 руб., с кадастровым номером - в размере 601 400 руб., с кадастровым номером - в размере 542 920 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 320 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 427 280 руб., с кадастровым номером - в размере 529 360 руб., с кадастровым номером - в размере 576 840 руб., с кадастровым номером - в размере 576 600 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 595 280 руб., с кадастровым номером - в размере 541 480 руб., с кадастровым номером - в размере 509 520 руб., с кадастровым номером - в размере 542 480 руб., с кадастровым номером - в размере 581 960 руб., с кадастровым номером - в размере 610 480 руб., с кадастровым номером - в размере 603 240 руб., с кадастровым номером - в размере 632 360 руб., с кадастровым номером - в размере 1 024 650 руб..

Датой обращения административных истцов в суд считать 13 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2019 года.

3а-1669/2019 ~ М-1232/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ильченко И.В.
Грунвальд В.Э.
Абрамов А.А.
Бибик М.В.
Торопова Е.А.
Лузин Д.Н.
Родионова Л.Е.
Дорожкин И.В.
Степанова О.А.
Воскобойникова И.П.
Илясов А.В.
Бредихина Н.И.
Лисов С.Н.
Казанцев В.М.
Волков С.В.
Казанцев И.М.
Королева И.А.
Клемешин В.Н.
Баюков А.Е.
Курбатов А.Е.
Королева И.В.
Денисов А.П.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Администрация сельского поселения Пискалы муниципального района Ставропольский Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.08.2019Регистрация административного искового заявления
14.08.2019Передача материалов судье
15.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2019Судебное заседание
10.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.11.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее