Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4643/2023 ~ М-4019/2023 от 05.09.2023

Дело № 2-4643/2023

42RS0009-01-2023-007773-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области

В составе председательствующего Е.И. Исаковой

При помощнике судьи Е.О. Щербакове

Рассмотрев в открытом судебном заседании

в г.Кемерово 18 октября 2023 г.

Дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Кемерово о понуждении к совершению действий.

Требования мотивирует тем, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса от **.**.**** ### в **.**.**** проведена проверка в связи с размещением **.**.**** в сети Интернет на сайте «Открытый город» материалов «40 лет бездействия», в результате которой выявлены нарушения, допущенные администрацией г. Кемерово.

Участок ливневой канализации, расположенный в районе ... (в точке с координатами ### с.ш. и ### в.д. - выпуск ### поверхностных сточных вод ливневые, талые и дренажные воды) передан на праве оперативного управления МБУ «Кемдор» на основании решения КУМИ города Кемерово от **.**.**** ###.

Указанный выпуск обеспечивает водоотведение с водосборной площади в размере 99,409 га с микрорайонов ..., а именно, сброс поверхностных сточных вод (ливневые, талые и дренажные воды).

Установлено, что МБУ «Кемдор» в процессе ведения своей деятельности посредством вышеуказанного выпуска ### осуществляет сброс неочищенных сточных вод (ливневые, талые, дренажные и грунтовые воды) на рельеф местности непосредственно в точке с вышеуказанными координатами. Данный выпуск представляет собой выходящую на поверхность из-под земли металлическую трубу темного цвета диаметром около 800 мм. Из указанной трубы бежит вода прозрачного цвета и с высоты около 3-4 метров изливается на открытый грунт в овраг и далее по естественному рельефу местности течет в сторону ... с попаданием в данный водный объект. Указанный факт подтверждается актом осмотра вышеуказанной местности от **.**.****.

Таким образом, МБУ «Кемдор», реализуя вопросы местного значения по организации водоотведения сточных вод с территории микрорайонов ..., посредством вышеуказанного выпуска ### ливневой канализации осуществляет сброс неочищенных сточных вод (ливневые, талые, дренажные и грунтовые воды) на рельеф местности с последующим попаданием таких вод по рельефу местности в ..., что противоречит требованиям закона.

Указанные нарушения приводят к загрязнению водного объекта, почв, водосборной территории в целом, образованию оврага. Данные обстоятельства влекут загрязнение окружающей среды, могут привести к эрозии почвы, нарушению рельефа местности, которые в свою очередь повлекут необходимости проведения дорогостоящей и длительной по времени рекультивации нарушенных земель.

Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой **.**.**** в адрес МБУ «Кемдор», а **.**.**** в адрес администрации г. Кемерово внесены представления с требованием об устранении выявленных нарушений.

Исходя из ответов на данные представления нарушения при эксплуатации выпуска ### ливневой канализации до настоящего времени не устранены. Аналогичная информация по требованию Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры предоставлена администрацией г. Кемерово **.**.****.

Таким образом, администрацией г. Кемерово полномочия по водоотведению надлежащим образом не реализованы. Эксплуатация переданного в оперативное управление МБУ «Кемдор» выпуска ливневой канализации ### не позволяет осуществлять водоотведение ливневых вод в соответствии с требованиями закона. Вместе с тем данные полномочия отнесены к вопросам местного значения.

На основании изложенного просит суд обязать администрацию г. Кемерово (ИНН: ###, ОГРН: ###) в срок до **.**.**** обеспечить осуществление водоотведения сточных вод с территории микрорайонов ... в ..., через систему ливневой канализации, обеспечив санитарную очистку и обезвреживания сточных вод и исключив их сброс на земли.

Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МБУ «Кемеровские автодороги».

В судебном заседании кемеровский межрайонный природоохранный прокурор Д.А. Корчуганов исковые требования поддержал.

Представитель администрации г. Кемерово Симонян М.В., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв, в котором просила установить разумный срок исполнения решения суда.

Представитель администрации г. Кемерово Высоцкая Ю.А., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, просила установить разумный срок исполнения решения суда.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, государство обязуется обеспечивать это право.

Согласно пункту 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, государство обязуется обеспечивать это право.

Согласно пункту 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Из положений ст. 34 Закона № 7 следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 7 эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В силу норм ст. 43.1 Закона № 7 при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 Закона № 7).

Запрещается, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абз. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 7).

В Письме Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» разъяснено, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.

В соответствии с п. 92 СанПиН 2.1.3684-21 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3) в водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать:

  • сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;

  • сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;

  • неочищенные сточные воды водного транспорта;

  • пульпу, снег;

  • отходы;

  • нефтепродукты и нефтесодержащие воды.

Вместе с тем согласно ответу Территориального отдела Роспотребнадзора по г. Кемерово от 01.12.2022 в вышеуказанном месте водоотведения отсутствует точная информация о всех источниках образования стоков, провести лабораторный контроль качества данной сточной воды не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующей методики.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу п. 1 и п. 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Судом установлено, что Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса от **.**.**** ### проведена проверка в связи с размещением **.**.**** в сети Интернет на сайте «Открытый город» материалов «40 лет бездействия».

В результате проведенной проверки проведен осмотр местности осуществления сброса сточных вод в открытый грунт (в районе ... ...) в ходе визуального осмотра установлено, что в точке с координатами ... с.ш. и ... в.д. расположен выпуск ### поверхностных сточных вод (ливневые, талые, дренажные и грунтовые воды). Данный выпуск представляет собой выходящую на поверхность из-под земли металлическую трубу темного цвета диаметром около 800 мм. Из указанной трубы бежит вода прозрачного цвета и с высоты около 3-4 метров изливается на открытый грунт в овраг и далее по естественному рельефу местности течет в сторону ... с попаданием в данный водный объект, в данном овраге также находятся остатки труб синего цвета диаметром около 800 мм. По результатам осмотра местности составлен акт от **.**.****, фототаблица.

Для решения вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными статьей 6 Федерального закона от **.**.**** № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией г. Кемерово создано МБУ «Кемдор».?

В связи с проведенным осмотром Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес МБУ «Кемеровские автодороги» направлено требование о предоставлении информации и документов.

Из представленных МБУ «Кемеровские автодороги» документов следует, МБУ «Кемеровские автодороги» является некоммерческой организацией.

Согласно п. 4.5.2 Устава МБУ «Кемдор» одним из основных видов деятельности МБУ «Кемдор» является выполнение работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию объектов ливневой канализационной сети, гидротехнических сооружений городского округа, в том числе выдача разрешений на подключение к ливневым канализационным сетям, обеспечивающим водоотвод поверхностных сточных вод.

На основании решения администрации г. Кемерово от 24.06.2009 № 1539 сети ливневой канализации г. Кемерово переданы МАУ «Кемеровские автодороги» (предшественник МБУ «Кемдор», п. 1.1 Устава МБУ «Кемдор») в оперативное управление. Также на праве оперативного управления МБУ «Кемдор» на основании решения КУМИ города Кемерово от **.**.**** ###, передан выпуск ###.

Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что МБУ «Кемеровские автодороги», являясь водопользователем и реализуя вопросы местного значения по организации водоотведения сточных вод с территории ..., посредством выпуска ### ливневой канализации осуществляет сброс неочищенных сточных вод (ливневые, талые, дренажные и грунтовые воды) на рельеф местности с последующим попаданием таких вод по рельефу местности в ....

Указанные нарушения приводят к загрязнению водного объекта, почв, водосборной территории в целом, образованию оврага. Данные обстоятельства влекут загрязнение окружающей среды, могут привести к эрозии почвы, нарушению рельефа местности, которые в свою очередь повлекут необходимости проведения дорогостоящей и длительной по времени рекультивации нарушенных земель.

В связи с тем, что МБУ «Кемеровские автодороги» при эксплуатации выпуска ### ливневой канализации в нарушение ст. 39, ст. 43.1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.92 СанПиН 2.1.3684-21 допустило сброс неочищенных вод на рельеф местности Постановлением Южно-Сибирского Межрегионального управления Росприроднадзора от **.**.****### МБУ «Кемеровские автодороги» признаны виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 20000 руб.

Решением Рудничного районного суда г. Кемерово от **.**.**** постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от **.**.**** о привлечение МБУ «Кемеровские автодороги» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 20000 руб. оставлено без изменения, жалоба представителя МБУ «Кемеровские автодороги» - без удовлетворения.

Постановлением Южно-Сибирского Межрегионального управления Росприроднадзора от **.**.****### МБУ «Кемеровские автодороги» признаны виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрено ст. 7.6. КоАП РФ, назначен штраф в размере 50000 руб.

Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой **.**.**** в адрес МБУ «Кемеровские автодороги» вынесено представление № ### с требованием об устранении выявленных нарушений.

**.**.**** в адрес администрации г. Кемерово внесено представление ### с требованием об устранении выявленных нарушений.

Согласно ответу МБУ «Кемеровские автодороги» от **.**.**** ### для предотвращения сброса сточных вод в микрорайоне ... в **.**.**** году администрацией г. Кемерово планируется разработка проектно-сметной документации и строительство объекта «Коллектор ливневой канализации по ... с очистными сооружениями ### на выпуске в .... Перед выпуском в водный объект предусматривается устройство локальных очистных сооружений. Срок реализации до конца **.**.**** года.

Согласно ответу администрации г. Кемерово от **.**.**** ###, администрация г. Кемерово обеспечивает решение указанных в требовании вопросов в соответствии с бюджетным законодательством, так администрацией г. Кемерово подготовлено техническое задание, проведен аукцион, победителем, которого признано ООО «Строй-Мастер».

**.**.**** между администрацией г. Кемерово и ООО «Строй-Мастер» заключен муниципальный контракт № ### по выполнению проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту «Коллектор ливневой канализации по ... в локальными очистными сооружениями ### на выпуске в ...». Проектом предусматривается строительство трубопровода ливневой канализации диаметром 1000 мм протяженностью 1070,50 м. от существующего колодца до проектируемых очистных сооружений производительностью 140 л/с.

Согласно условиям муниципального контракта срок завершения строительных работ до **.**.****.

Таким образом, на сегодняшний день администрацией г. Кемерово полномочия по водоотведению надлежащим образом не реализованы. Эксплуатация переданного в оперативное управление МБУ «Кемеровские автодороги» выпуска ливневой канализации ### не позволяет осуществлять водоотведение ливневых вод в соответствии с требованиями закона. Вместе с тем данные полномочия отнесены к вопросам местного значения.

На основании оценки и исследования имеющихся доказательств суд приходит к выводу о том, что администрацией г.Кемерово ненадлежащим образом исполнена обязанность по водоотведению сточных вод с территории ....

С учетом изложенного, суд считает обоснованными доводы искового заявления, в связи с чем требования истца об обязании администрации г.Кемерово обеспечить осуществление водоотведения сточных вод с территории ... в ..., через систему ливневой канализации, обеспечив санитарную очистку и обезвреживания сточных вод и исключив их сброс на земли, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Администрация г.Кемерово, не возражая против удовлетворения иска, возражает против установления срока исполнения решения суда до **.**.****, просит отсрочить исполнение решения, установив разумный срок его исполнения, при этом определить фактический срок выполнения подрядчиком работ с учетом устранения недостатков не предоставляется возможным.

Учитывая конкретные действия и объем мероприятий, необходимых для устранения нарушений (в том числе порядок приемки в соответствии с положениями Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-Ф "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), мнения лиц, участвующих в деле, суд, считает, что срок для исполнения ответчиком решения суда необходимо установить до **.**.****.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию г. Кемерово (ИНН: ###, ОГРН: ###) в срок до **.**.**** обеспечить осуществление водоотведения сточных вод с территории ... в ..., через систему ливневой канализации, обеспечив санитарную очистку и обезвреживания сточных вод и исключив их сброс на земли.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме подачей жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Судья Е.И. Исакова

В окончательной форме решение изготовлено 23.10.2023.

4

2-4643/2023 ~ М-4019/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация г. Кемерово
Другие
МБУ "Кемеровские автодороги"
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Исакова Елена Ивановна
Дело на странице суда
centralniy--kmr.sudrf.ru
05.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2023Передача материалов судье
06.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2023Подготовка дела (собеседование)
28.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Дело оформлено
11.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее