Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-524/2023 ~ М-491/2023 от 05.04.2023

№ 2-524/2023

11RS0020-01-2023-000646-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с уведомлением: истца Кудряшова Е.А. и его представителя Ивановой Е.А., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района»,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 14 июня 2023 года дело по иску Кудряшова Е. А. о признании незаконными действий ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» по удержанию ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании предоставить социальную поддержку по оплате жилого помещения как многодетной семье с 14 марта 2023 г.,

УСТАНОВИЛ:

Кудряшов Е.А. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском о признании незаконными действий ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» по удержанию ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании предоставить социальную поддержку по оплате жилого помещения как многодетной семье с 14 марта 2023 г.

Истец Кудряшов Е.А о месте и времени судебного заседания извещен, согласно заявления, просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель истца Кудряшова Е.А., Иванова Е.А. в судебном заседании участия не принимала, о месте и времени извещена.

Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка.

От директора ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» Лютоевой Л.И. поступили письменные возражения, где изложены доводы и основания, согласно которых просила в иске отказать.

Проверив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Истец Кудряшов Е.А. в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является ..........., инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В целях реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», а также переданных Российской Федерацией для осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, Постановлением Правительства Республик Коми от 05.05.2009 № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

С 2007 г. Кудряшов Е.А. является получателем компенсации по адресу: ............

Согласно п. 14 Правил, гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера или прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки – обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.

По сведениям ответчика, Кудряшов Е.А. не уведомил о перемене места жительства по адресу: ............. на ............, в связи с чем, произошла переплата компенсации за период с 01.07.2013 г. по 30.11.2022 г. в сумме 100393,15 рублей, а именно: в соответствии с Федеральным законодательством – 70034,08 рубля, в соответствии с Республиканским законодательством – 30359,07 рублей.

Доводы ответчика сводятся к тому, что если бы Кудряшов Е.А. своевременно уведомил Центр об изменении места жительства (пребывания), у Центра была бы возможность своевременно получить в рамках межведомственного взаимодействия с МВД информацию о регистрации по месту жительства и своевременно прекратить выплату.

П. 18 Правил направлен, на недопущение необоснованных выплат социальной поддержки граждан, на предотвращение злоупотребления правом, а также на рациональное и целевое использование бюджетных средств.

В заявлении о предоставлении мер социальной поддержки от 30.01.2007 г. Кудряшов Е.А. обязался в течение месяца сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплат.

Изменение места жительства предполагает прекращение обязательств и расходов гражданина по оплате жилого помещения и коммунальных платежей по прежнему месту жительства и наступление этих обязательств по новому месту жительства (пребывания).

В связи с чем, по мнению ответчика, Кудряшов Е.А. был обязан уведомить Центр об изменении места жительства (пребывания), в связи с чем, Центр считает, что в действиях Кудряшова Е.А. имелся факт недобросовестности.

29.11.2022 г. за <Номер> Кудряшову Е.А. направлено уведомление с пояснением о том, что необоснованное полученная компенсация удерживается Центром из сумм причитающихся при каждой последующей выплате компенсации и что у него есть право обратиться с документами в Центр для назначения компенсации по новому месту жительства.

Согласно п. 17 Правил суммы компенсаций, необоснованно полученные гражданином (независимо от периода их получения), удерживающиеся по решению Центра из суммы, причитающейся гражданину, при каждой последующей выплате компенсации.

При отсутствии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг суммы компенсации, необоснованно полученные гражданином, возмещаются гражданином в добровольном порядке в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления от центра.

В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с федеральным законодательством.

02.02.2023 г. Кудряшов Е.А. обратился в Центр с заявлением о предоставлении компенсации по категории многодетная семья по адресу: ..............

С 01.03.2023 г. семье Кудряшова Е.А. назначена ежемесячная компенсация в размере 1228 рублей из расчета 307 рублей на каждого члена семьи. Удержания с данной компенсации не производились, что подтверждается справкой о выплаченных суммах.

Кудряшову Е.А. как ..........., назначена ежемесячная компенсация: в соответствии с республиканским законодательством – 356 рублей, в соответствии с федеральным законодательством – 594 рубля.

В связи с чем, ответчик считает, что у Кудряшова Е.А. имеется необоснованно полученная сумма компенсации по категории ............. за период с 01.07.2013 г. по 30.11.2022 г. в размере 100393,15 рублей в соответствии с п. 17 Правил при каждой последующей выплате компенсации назначенной по категории будет производиться удержание необоснованно полученной суммы компенсации до полного ее погашения.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В силу ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно приведенным нормативным положениям право инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Вместе с тем, несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Предоставление такой меры поддержки предоставляется по прежнему месту регистрации, однако может быть реализовано гражданином по новому месту регистрации или жительства.

Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Судом установлено, что Кудряшов Е.А. не утратил право на льготу, в спорный период истец фактически проживал в Усть-Вымском районе Республики Коми, место регистрации изменено в пределах одного населенного пункта города Микунь Усть-Вымского района Республики Коми, доказательств того, что компенсация была получена Кудряшовым Е.А. в спорный период в размере большем, чем могла бы быть получена по новому месту регистрации ответчиком не представлено

С учетом вышеизложенного, правового статуса Кудряшова Е.А. как ............., суд приходит выводу о том, что он имел право на получение мер социальной поддержки, в том числе за оспариваемый период, поэтому полученные им в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги излишне выплаченными не являются.

Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом, органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.

Доводы ответчика о безальтернативности способа (только путем удержания) возвращения от гражданина, несвоевременно исполнившего обязанность по предоставлению сведений об изменении обстоятельств, влияющих на размер выплаты, при сохранении им права на последующие выплаты получателя денежных средств противоречит целям социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и не приводит к защите их прав, учитывая, что применение данного подхода ведет к дисбалансу между гражданами, которые сохранили право на получение выплат и гражданами, которыми данное право утрачено.

Категория таких граждан, как истец Кудряшов Е.А., сохраняет право заявления о применении срока исковой давности с учетом наличия у органов социальной защиты населения обязанности на межведомственное взаимодействие, чего при самостоятельном удержании переплаты лишена иная категория граждан, которым пересчет может быть осуществлен без какого-либо ограничения срока (п. 35 Правил в редакции, действующей до декабря 2021 года).

Суд признает их правильными, поскольку, механизм организации деятельности многофункциональных центров позволяет им оперативно передавать информацию и уведомлять заинтересованные органы о совершении гражданами действий по снятию с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, по регистрации по месту жительства (месту пребывания) и других действий. Соответственно, у органов социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки - названных действий без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты, что особенно важно для ветеранов, инвалидов и пожилых граждан.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020, в котором даны разъяснения о том, что удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

Таким образом, удержание у Кудряшова Е.А. в счет будущей выплаты, денежных средств, которые, по мнению ответчика, были необоснованно получены в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, могло происходить только с его согласия.

Кудряшов Е.А. такого согласия не давал, в связи с чем, взыскание данной переплаты должно производиться в судебном порядке.

Кроме этого, суд считает правильным применить к спорным правоотношениям положения ст. 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020 года, излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, действия ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» по удержанию ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01.07.2013 г. по 30.11.2022 г. в размере 100393,15 рублей из сумм последующих ежемесячных денежных выплат, назначенных Кудряшову Е.А., полагающихся как ............ в качестве мер социальной поддержки, во внесудебном порядке противоречат положениям ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются незаконными.

Требование истца Кудряшова Е.А. об обязании ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» предоставить социальную поддержку по оплате жилого помещения как многодетной семье с 14 марта 2023 г., суд оставляет без удовлетворения, на основании следующего.

Согласно заявления Кудряшова Е.А. в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» он обратился -14.03.2023 г. о предоставлении мер социальной поддержки по категории многодетная семья.

Из протокола решения ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» о предоставлении МСП по оплате жилого помещения и коммунальных услуг <Номер>.23-15 от 22.03.2023 г., Кудряшову Е.А. назначена ежемесячная компенсация по категории многодетная семья с 01 марта 2023 г.

руководствуясь ст.ст.12, 56, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» по удержанию у Кудряшова Е. А. ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, незаконными.

Требование Кудряшова Е. А. об обязании ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района» предоставить социальную поддержку по оплате жилого помещения как многодетной семье с 14 марта 2023 г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

.............

............. судья - А.Ю. Лисиенко

..............

..............

2-524/2023 ~ М-491/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кудряшов Евгений Александрович
Ответчики
ГБУ Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района"
Другие
Иванова Елена Анатольевна
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Лисиенко Андрей Юрьевич
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.04.2023Предварительное судебное заседание
14.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023Дело оформлено
24.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее